4 октября 2022. Комитет по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Государственной Думы РФ рекомендовал к принятию в первом чтении проект федерального закона № 161119-8 "О внесении изменений в статьи 11 и 25.1 ФЗ "Об охране озера Байкал". Напомним, законодательная инициатива обсуждалась на площадке правительственной комиссии по вопросам охраны Байкала, Экологического совета Иркутской области и Общественной палаты Российской Федерации. Ее поддержали субъекты федерации, научное сообщество, профильный Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. Об этом ИА IrkutskMedia сообщили в пресс-службе депутата ГД РФ Сергея Тена.
Напомним, что законопроект внесен в Государственную Думу РФ в июле этого года группой из семи сенаторов и 15 депутатов от Байкальского региона. Данная законодательная инициатива разработана Межфракционной рабочей группой "Байкал" с участием представителей научного и экспертного сообщества, органов власти регионов и направлена на решение вопросов экологической безопасности и социального развития Байкальской природной территории. Законопроектом предполагается решение четырех крупных проблем, особенно в том, что касается центральной экологической зоны БПТ.
Первое — это законодательное обеспечение строительства селезащитных сооружений в Слюдянском районе Иркутской области. Для реализации этих мероприятий и предотвращения вреда экологической системе озера Байкал, а также в целом экономического ущерба объектам социальной инфраструктуры предлагается допустить проведение ограниченного объема сплошных рубок в строго определенных местах на строго определенных географических объектах для строительства селезащитных сооружений.
Второй вопрос в составе инициативы — это законодательное обеспечение реализации санитарно-оздоровительных мероприятий для выполнения мер санитарной безопасности в лесах, когда речь идет о погибших и поврежденных лесных насаждениях на землях лесного фонда в границах ЦЭЗ БПТ.
Третий вопрос, касается законодательного разрешения в Центральной экологической зоне на перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли промышленности и иного специального назначения при организации и создании мест погребения.
И четвертый вопрос. Он касается законодательного разрешения на перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли населенных пунктов при установлении границ населенных пунктов в пределах фактически занятой ими территории. По информации, представленной Правительством Иркутской области и Республики Бурятия, предполагаемый перевод земель из категории в категорию при установлении границ населенных пунктов, коснется в той или иной степени 75000 человек.
"Мы понимаем, что при решении данной проблемы на правоприменительном уровне придется столкнуться с множеством частных и специфических случаев у граждан как, например, при реализации лесной амнистии. Поэтому, во-первых, считаем целесообразным определить временную отсечку, от которой мы отталкиваемся при данной работе, — с 1 января 2022 года и ее завершения — до 31 декабря 2025 года. Эти сроки для обсуждения. Во-вторых, в законопроекте мы предлагаем прописать определенные защитные меры от потенциальных злоупотреблений — это комиссионный порядок установления границ населенных пунктов по принципу Градостроительного кодекса, который позволит на представительной и инклюзивной основе решать сложные правоприменительные вопросы", — сказал один из авторов законопроекта, первый заместитель председателя Комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Тен, представляя законопроект на комитете.
Комитет по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, как комитет соисполнитель по законопроекту, рекомендовал Государственной Думе принять его в первом чтении.