2 ноября 2022. Ежегодно на уловки мошенников попадаются сотни граждан. Только за девять месяцев 2022 года жители Иркутской области отдали аферистам почти 773 млн рублей. Злоумышленники звонят потенциальным жертвам под видом сотрудников банков, правоохранителей, попавших в беду родственников и даже библиотекарей. Используют аферисты и новые технологии, с помощью которых выманивают финансы с банковских карт граждан и получают конфиденциальные данные организаций. Как не оказаться в ловушке мошенников и не потерять сбережения — читайте в материале на сайте ИА IrkutskMedia.
Тема мошенничества с каждым днем становится актуальнее. Мошенники очень чутко реагируют на любые социально значимые процессы в обществе и изменения, будь-то пандемия коронавируса или мобилизация, подталкивают их к совершенствованию своих техник. Появляются новые схемы обмана, например, "белый билет" или "блокировка аккаунта". "Продвинутые" аферисты начинают использовать дипфейк, технологию искусственного интеллекта, которая позволяет копировать образ и голос человека. В любом случае конечной целью злоумышленников становятся сбережения граждан.
В целом за девять месяцев 2022 года на территории Иркутской области зафиксировано 5272 преступления, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Это на 16,6% меньше, чем в прошлом году (6300 преступлений). Ущерб от действий аферистов составил почти 773 млн рублей. В прошлом году эта цифра составляла 521,5 млн рублей. При этом раскрываемость таких преступлений стала больше — 225 фактов против 129-ти в прошлом году. Потерпевшим возвращено 8,5 млн рублей, в прошлом году эта цифра составила 2,5 млн рублей.
Из множества схем обмана, чаще всего жители Приангарья сталкиваются с такими как "звонок от службы безопасности", "родственник попал в беду" и "купля-продажа товаров/услуг в интернете".
После объявления частичной мобилизации, активно стала использоваться мошенническая схема "белый билет". Злоумышленники предлагают мужчинам, подлежащим призыву, получить "белый" военный билет и справку о непригодности к военной службе. Потенциальных жертв ищут в соцсетях, тематических, посвященных выезду из страны, каналах в мессенджерах. После получения необходимых персональных данных и предоплаты, мошенники перестают выходить на связь.
"Конечно, надо понимать, что не существует никаких белых билетов и руководствоваться официальным законом, здравым смыслом и информацией только из соответствующих официальных источников", — сказал заместитель председателя Байкальского банка ПАО Сбербанк Дмитрий Жоров.
Еще один новый вид мошенничества — блокировка аккаунта. Злоумышленники рассылают письма от имени онлайн-сервисов с угрозой блокировки аккаунта из-за подозрительных действий. Пользователи, боясь лишиться доступа к сервису, звонят по указанному в письме номеру и в итоге попадают в ловушку аферистов.
Страдают от кибератак не только физические лица, но и различные компании. С начала специальной военной операции количество киберпосягательств на бизнес выросло более, чем в 20 раз. Особенно это касается DDOS-атак. Буквально за месяц от действий киберпреступников пострадали около 90 российских крупнейших компаний. Из-за достаточно высокого уровня защищенности устоял финансовый сектор, банки, наиболее пострадали СМИ и компании с низкой степенью киберзащиты.
"Это говорит о том, что кибервойна с каждым днём только усиливается. В хорошо спланированных, организованных военных кибердействиях одновременно участвует более 100 тысяч человек, и в целом задействовано около 300 тысяч подготовленных специалистов из разных стран. Бороться с такими преступлениями в одиночку просто невозможно. Поэтому только вместе, с использованием всех знаний, всего опыта и технологий можно противостоять киберпреступлениям", — подчеркнул председатель Байкальского банка ПАО Сбербанк Александр Абрамкин.
Для снижения воздействия кибератак на свои сервисы Сбер начал постепенно переходить на отечественное программное обеспечение, оно будет установлено на 30% всех банкоматов уже к 1 января 2023 года.
Кроме того, Сбер разработал несколько сервисов, которые помогают обезопасить средства клиентов. Так, например, пользователи СберБанк Онлайн (12+) могут не только изучить различные материалы о киберграмотности, но и подключить функцию проверки входящих звонков. Тогда просто можно не брать трубку, если вам звонят с номера, помеченного красным или жёлтым значком. Также в сервисе можно закрыть доступ к картам и вкладам, установить суточные лимиты для перевода средств.
Еще один сервис от Сбербанка — защита близких от мошенничества. С помощью него можно установить дополнительный контроль за онлайн переводами, который совершает ваш менее финансово грамотный родственник. При этом у контролирующего лица не будет возможности самостоятельно проводить операции или видеть остаток по чужим счетам.
Недавно Сбер сделал еще один шаг в этом направлении: запустил "Кибрарий" — первую и самую подробную библиотеку знаний для повышения уровня киберграмотности граждан России. Этот онлайн-ресурс поможет людям подробнее узнать о киберугрозах, схемах мошенничества, защитить свои сбережения и конфиденциальные данные от киберпреступников.
Между тем еще в прошлом году в Сбере начало действовать правило — при выдаче карт или снятии клиентом значительной суммы со счета, сотрудники всегда задают ряд вопросов. Есть специальные скрипты, которые позволяют разговорить клиента, если он действует под влиянием мошенника. Таким образом, только в Иркутской области ежемесячно Сбербанку удаётся предотвратить около пяти мошеннических схем в отношении клиентов. А по данным МВД, в Приангарье за девять месяцев этого года предотвращено мошенничеств на сумму 177,1 млн рублей.
Большую роль в профилактике киберпреступлений играют правоохранительные органы. Для того чтобы привлечь наибольшее внимание граждан к проблеме кибермошенничества, сотрудники полиции публикуют интервью с потерпевшими и с реальными преступниками, распространяют материалы о злоумышленниках в СМИ, проводят различные профилактические акции. Как рассказал начальник управления экономической безопасности ГУ МВД по Иркутской области, полковник полиции Павел Герасимов, один из нестандартных методов, который использовали правоохранители, — размещение информации о мошеннических схемах на упаковках для молока. За неделю было продано 5 тысяч упаковок. Работа в этом направлении будет проводиться и дальше.
Как отмечают участники круглого стола, мошенники выбирают потенциальных жертв совершенно случайно. Попасть на уловки аферистов могут как молодые люди, так и граждане более старшего возраста — вне зависимости от уровня образования и социального положения. Очень часто преступники манипулируют сознанием граждан с помощью страха или обещания обогатиться. Часто злоумышленники заранее готовятся к разговору, составляют план или хорошую легенду. В итоге попавшие в ловушку аферистов граждане, спокойно сообщают им свои персональные данные, берут кредиты и переводят средства на чужие счета.
"Преступники очень тонко чувствуют человека. Элементарно, когда звонят якобы от имени попавшего в беду родственника. Понятно, что они играют на страхе человека. Где-то получается, а где-то нет. Иногда удается обмануть даже правоохранителей", — отметил начальник управления уголовного розыска ГУ МВД РФ по Иркутской области, полковник полиции Андрей Жбанов.
Начальник управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью прокуратуры Иркутской области Владимир Бабиков рассказал правила, которые следует соблюдать, чтобы не попасть в ловушку мошенников:
Будьте бдительными и не поддавайтесь на уловки аферистов, информируйте об этом своих близких, родственников и друзей.
Автор материала — Наталия Раткевич.