Олег Причко: Серые майнеры потребляют энергии больше, чем вырабатывает Иркутская ГЭС

По словам гендиректора БЭК, 98,2% домохозяйств региона вынужденно терпят проблемы из-за 1,8%, занимающихся нелегальной добычей криптовалют
Майнинговая ферма
Фото: Предоставлено участниками пресс-конференции

29 ноября 2022. В Приангарье действуют одни из самых низких тарифов на электроэнергию для населения по всей стране, чем и пользуются нелегальные майнеры. Они загружают сети, незаконно используя электричество электросетевых компаний. При этом на сети создается такая нагрузка, что это приводит к регулярным авариям. Об этом рассказал генеральный директор Байкальской энергетической компании Олег Причко. По его словам, на сегодняшний день 98,2% домохозяйств Иркутской области вынужденно терпят проблемы из-за 1,8%, которые занимаются серым майнингом. При этом, майнеры тратят больше энергии, чем вырабатывает целая Иркутская ГЭС. Проблему борьбы с нелегальными добытчиками криптовалюты обсудили представители электросетевых компаний Приангарья и МЧС. Выходом из ситуации может стать введение дифференцированных тарифов на электроэнергию, которые заставят майнеров выйти из тени. Подробнее об этом в материале ИА IrkutskMedia.

Как рассказал Олег Причко, на сегодняшний день в Иркутской области 18,4 тысячи серых майнеров. Их майнинг-фермы потребляют четверть всего объема электроэнергии, которую использует население всей Иркутской области. Олег Причко подчеркнул, что кроме проблем технического плана, о которых пользователи регулярно сообщают в социальных сетях, население несет еще и финансовые потери из-за майнеров.

"Тариф для населения субсидируемый — за него доплачивают все пользователи. Это значит, что серые майнеры, пользуясь тарифом для населения, забирают себе около 23% перекрестно-субсидируемого тарифа. Можно сказать, что физические и юридические лица, оплачивая электроэнергию, "платят дань" серым майнерам. Все, кто эту "дань" заплатил, в цене своей услуги или товара возмещают эти траты, то есть повышают цены", — отметил гендиректор Байкальской энергетической компании.

Генеральный директор Иркутской энергосбытовой компании (Иркутскэнергосбыт) Андрей Харитонов рассказал, что в 2021 году потребление электроэнергии увеличилось на 17,8%. При этом, количество домохозяйств не увеличилось. За 10 месяцев 2022 года потребление электричества увеличилось еще на 12,6%. Это примерно 800 млн кВт/ч. А за два года, по предварительным расчетам, прирост составит более 2 млрд кВт/ч.

"Это очень плохо, так как вся эта нагрузка приходится на сети, которые с ней не справляются, что приводит к регулярным перегрузкам и поломкам. Зачастую перенагрузка на электросети, которые не предназначены для таких объемов электроэнергии приводит к замыканиям и пожарам", — отметил Андрей Харитонов.

Олег Причко обратил внимание на то, что современное законодательство практически никак не регулирует деятельность майнеров. Поэтому электросетевой компании каждый раз приходится обращаться в суд, чтобы сделать перерасчет потребленной майнером энергии. При этом необходимо доказывать, что электричество было потрачено не на коммунальные услуги.

Однако до сих пор перечень коммунально-бытовых услуг в законодательстве тоже не прописан исчерпывающе. Олег Причко рассказал, что 600 таких судебных заседаний состоялось в Иркутской области за последние 2 года. На сегодняшний день подано всего около 800 исков. В судебных решениях судьи пишут прямо: "Данное потребление не связано с ЖКУ, а направлено на извлечение прибыли и обязано тарифицироваться как предпринимательская деятельность". 

"Для того чтобы избежать наказания в суде, майнеры придумывают самые разные оправдания повышенному потреблению электроэнергии. Один из них в зале суда заявил, что потратил большое количество электричества на подготовку дистиллированной воды для водоохранных и рыбозащитных мероприятий. Он предоставил договор аренды какого-то пруда. Человек утверждал, что он переживает за рыбок и экологию. А учитывая то, что данный пруд недостаточно, по его мнению, чист, он дистиллировал воду и выливал в пруд, чтобы тот стал более чистым. Однако суд заметил, что получение дистиллированной воды, как и майнинг не является коммунально-бытовым потреблением", — рассказал Олег Причко.

К слову, по данным, приведенным гендиректором Байкальской энергетической компании, среднее фермерское хозяйство нелегального майнера за лето потребляет в два раза больше электроэнергии, чем частный дом на 200 квадратов, который отапливается за счет электричества за зиму. 

Генеральный директор Иркутской энергосбытовой компании (Иркутскэнергосбыт) Андрей Харитонов рассказал, что зачастую суд встает на сторону электросетевых компаний и взыскивает с майнеров крупные суммы, которые они недоплатили за пользование электричеством. К примеру, с самого крупного майнера, которого обнаружил Иркутскэнергосбыт в Баяндае суд взыскал 38 млн рублей. И подобных решений достаточно много.

"При этом, учитывая, что по нашим подсчетам, серых майнеров в Приангарье более 18 тысяч, можно представить какие суммы утекают в их карман из-за того, что они пользуются дешевыми тарифами для населения, а не тарифами для предпринимателей. Взысканные судом деньги идут на строительство и поддержание электросетевой инфраструктуры", — рассказал Андрей Харитонов

Директор филиала "Восточные электрические сети" ИЭСК Александр Щекин привел пример того, чем опасен серый майнинг для простого населения. Около двух недель назад в Дзержинске появился серый майнер. Учитывая то, что на улице уже долгое время держалась низкая температура, появление майнера спровоцировало аварию на электросетях, в результате чего более 100 домов остались без отопления. Собственные нужды котельной и весь микрорайон современник были также отключены от электричества.

"Мы отреагировали максимально быстро, но на устранение аварии ушло более 8 часов. Мы даже планировали вводить режим ЧС на этой территории, так как ситуация была критичной. Это просто один из примеров, а таких случаев за последнее время все больше и больше", — рассказал Александр Щекин.

В целом, как отметил директор филиала "Восточные электрические сети" ИЭСК, по зоне "Восточных электрических сетей" наблюдается лавинообразный прирост потребления электроэнергии в частном жилом секторе. При этом, еще 3-4 года назад прирост составлял около 5%. Компания регулярно строит новые подстанции. В этом году было введено две, но они уже используются на 100% и при этом их мощности все равно не хватает.

"Наш филиал выявил с начала этого года более 165 майнеров. Основная борьба была с двумя самыми крупными майнерами, которые находились в Иркутском районе. Суммарное потребление электроэнергии только от них было сопоставимо потреблению электроэнергии более 200 домов. Из-за их деятельности более тысячи семей страдали из-за постоянных перебоев с электричеством", — отметил Александр Щекин.

После обнаружения эти крупные серые майнеры захотели продолжать свою деятельность легально, за юридический тариф. Но, как отметил Александр Щекин, учитывая такой объем потребления, электросетевой компании невыгодно поставлять электричество таким майнерам даже по тарифу для предпринимателей. Все потому, что нагрузка на электросети идет колоссальная и от этого страдают обычные домохозяйства. Кроме того, у компании нет возможности подавать необходимую для майнинга мощность в том районе, где работают эти добытчики криптовалюты.

Представитель ГУ МЧС России по Иркутской области Андрей Шутов отметил, что на предприятиях легального майнинга в Иркутской области не зафиксировано ни одного пожара за последние четыре года. За этот же период на объектах, где размещаются "серые" майнеры зарегистрировано уже более 100 пожаров.

Андрей Шутов подчеркнул, что опаснее всего, когда майнинг-фермы обустраивают в многоквартирных газифицированных домах. Из-за того, что в квартирах или помещениях, где производится добыча криптовалюты, невозможно находиться из-за шума и жары, в большинстве случаев для майнинга используются съемные квартиры, подвалы, чердаки или гаражи. Сами майнеры в таких помещениях не проживают, но ферма доставляет неудобства соседям. Также к страшным пожарам приводит резкий скачок электричества, так как сети перегружены подобными фермами.

"Сколько еще должно случиться пожаров и смертей, чтобы майнеры наконец перешли на безопасные промышленные площадки?", — сказал Андрей Шутов.

Напомним, что Иркутская область является центром притяжения майнеров уже давно. Все из-за самой низкой стоимости электроэнергии в России. Однако в 2021 году ситуация с нелегальным майнингом в регионе вышла на новый уровень. В разговоре с вице-премьером Александром Новаком губернатор Приангарья Игорь Кобзев  подчеркнул, что майнеры криптовалюты значительно повлияли на взрывной рост потребления электроэнергии среди населения региона за последний год. В итоге сети физически не справляются с перегрузом и происходят постоянные отключения. 

Для регулирования ситуации губернатор предложил приравнять майнинг к предпринимательской деятельности и ввести для таких бизнесменов особый тариф на потребление электроэнергии. Глава Приангарья даже заявил о готовности правительства региона предоставлять легальным майнерам площадки для промышленного майнинга. Одна из таких площадок может появиться в Усть-Илимске. 

Кроме того, премьер-министр России Михаил Мишустин 14 ноября подписал постановление, согласно которому регионам разрешено вводить дифференцированный тариф на электроэнергию. 

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость