Реальная опасность или все раздуто: о загадочных сульфатах на Байкале

Откуда берутся эти вещества, сколько их сейчас в озере и опасны ли они для экосистемы - читайте в нашем материале
Байкал
Фото: Владислав Костин, ИА IrkutskMedia

16 декабря 2022. Сульфаты — вещество в водах Байкала, о котором все чаще начинает говорить общественность. Известно, что большое количество сульфатов негативно сказывается на любой экосистеме водоема. Ежегодно сибирские ученные проводят исследования концентрации этого вещества в озере. Также изучением содержания сульфатов в байкальской воде занимается "Гринпис". При этом данные ученых и экологической организации разнятся. Первые указывают на то, что количество сульфатов не превышено, вторые напротив — заявляют о высоких показателях содержания этих веществ в воде. Также "Гринпис" продолжает связывать уровень сульфатов с ликвидацией отходов на промплощадке Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Так почему данные ученых и организации отличаются, сколько все-таки сульфатов в Байкале, опасны ли они сейчас для озера и куда сбрасывают отходы БЦБК — читайте в материале ИА IrkutskMedia. 

Сульфаты в воде появляются как из природных источников, так и антропогенных, рассказала заведующая лабораторией гидрохимии и химии атмосферы ЛИН СО РАН, доктор географических наук Тамара Ходжер. Эти вещества из природных источников попадают в воду из почвы, с атмосферными осадками, при вулканических извержениях. Анторопгенные источники сульфатов образуются в воде при ее загрязнении сточными хозяйственно-бытовыми и промышленными стоками из очистных сооружений, другой хозяйственной деятельностью, при загрязнении воздуха выбросами ТЭЦ, работающих на угле, мазуте, и, конечно, используемое населением печное отопление.

По словам ученого, в последние 40 лет рост уровня сульфатов отмечался на восточном побережье Байкала в районе Байкальска. Причиной этому являлась работа Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Тогда предприятие сбрасывало в озеро сточные воды с содержанием сульфатов до 150 мг/л, что превышало в 30 раз их содержание в воде озера.


БЦБК. Фото: Фото: Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia

Как все помнят, комбинат закрыли в 2013 году, после чего концентрация сульфатов стабилизировалась и сейчас близка к значениям во всем озере, добавила Тамара Ходжер.

Важно знать, что сульфаты являются природным компонентом воды, то есть независимо от природных и антропогенных источников они всегда есть в воде. В этом случае их уровень концентрации зависит от состава подстилающих дно пород.

— В Байкале концентрация сульфата в среднем 5,5 мг/л по многолетним наблюдениям Лимнологического института не опасна для здоровья людей и живых организмов. Эта концентрация сульфатов в природной воде низкая. Вода Байкала, особенно глубинная его область, стабильна по макрокомпонентам, к которым относятся и сульфаты. Общее содержание солей в воде составляет 95-96 мг/л, на долю сульфатов приходится всего 5-6% от общего их количества, — сообщила Тамара Ходжер.

По ее словам, сульфаты поступают в Байкал с водами его притоков, которые как раз-таки содержат повышенное их количество. Главным притоком озера является река Селенга, с которой в Байкал поступает до 50% водного стока и до 60% всех минеральных веществ, в том числе и сульфатов.

Среднее содержание сульфатов в Селенге — 16 мг/л, что в три раза выше, чем в Байкале. Поэтому селенгинские воды попадая в озеро незначительно увеличивают содержание сульфатов в прибрежной его области.

Схожая картина по содержанию сульфатов и в двух других крупных притоках озера: Баргузине и Верхней Ангаре. Здесь значения равны 10-12 мг/л. В прибрежных водах Баргузинского залива и Северобайкальского сора также отмечается некоторое увеличение сульфатов в прибрежной воде.  

— Следует отметить, что по многолетним наблюдениям Лимнологического института также антропогенным источником сульфатов, вместе с азотом на Южном Байкале является перенос загрязненных воздушных масс из промышленных источников Приангарья. Эти соединения поступают из атмосферы с осадками, количество которых в этом районе самое высокое (до 800-1000 мм) в год, и подкисляют воды притоков  восточного побережья, — рассказала ученый.

Отметим, что в сентябре этого года российское отделение "Гринпис" заявило о том, что в воде в районе Байкальска опасно превышены концентрации сульфатов в два раза. По мнению организации, на показатель могут влиять работы по ликвидации накопленного ущерба БЦБК. В частности, откачка воды, скопившейся в резервуарах с отходами в результате осадков или таяния снега.

Для того, чтобы понять на основе каких исследований "Гринпис" заявил о превышении содержания сульфатов в озере в районе Байкальска и действительно ли это может быть связано с ликвидацией отходов БЦБК редакция ИА IrkutskMedia пообщалась с представителем "Гринпис" и направило официальный запрос с интересующими вопросами в пресс-службу губернатора и правительства Иркутской области.


Байкал. Фото: Фото: Владислав Костин, ИА IrkutskMedia

Как рассказал руководитель междепартаментских проектов ОМННО "Совет Гринпис" Роман Важенков, анализ концентрации сульфатов "Гринпис" отличается от исследований сибирских ученых. Например, ЛИН СО РАН отслеживает фоновые и средние концентрации сульфатов в Байкале, а "Гринпис" изучает этот показатель применительно к конкретным сбросам с конкретных объектов. Поэтому данные слишком разнятся и в целом сравнивать их нелогично.

"Гринпис" обратил внимание на качество сточных вод, сбрасываемых в Байкал, после того, как власти решили заняться откачкой надшламовых вод с карт-накопителей БЦБК в 2020 году и в конце того же года Росприроднадзор зафиксировал значительно превышение веществ при сбросе в Байкале. Напомним, тогда инспекторы Управления заявили, что стоки надшламовых вод, изъятых из карт-накопителей на БЦБК, попадают в озеро с 400-кратными превышениями ПДК вредных веществ. После через суд запретили сброс сточных вод в Байкал.

— Дело в том, что единственным источником опасных химических веществ в районе Байкальска (как сульфатов, так и хлороорганических соединений) может быть БЦБК, поскольку там было производство сульфатной целлюлозы, отбеливали которую хлором. И все это может быть в картах-шламонакопителях. Поэтому мы начали отбирать рекогносцировочные пробы в Байкальске в 2021 году, а в 2022 году добавили к нашим исследованиям еще и Северобайкальск и Слюдянку. Выбор пал на эти города, потому что нам было интересно сравнить север и юг Байкала, а также посмотреть на типичные байкальские очистные в Слюдянке, — рассказал Роман Важенков.

Анализ проб выполняли в официальных отечественных лабораториях. Так, сульфатами занимались специалисты Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева (Испытательный центр "Химтест").

Важно заметить, что концентрация сульфатов и других веществ в Байкале регулируется приказом Минприроды РФ №83. До 18 октября этого года содержание сульфатов в озере было допустимо в 5,53 мг/дм3. Осенью в приказ внесли изменения, согласно которым теперь разрешенный уровень концентрации этого вещества в сточных водах составляет 25 мг/дм3. По результатам исследования "Гринпис", в июле 2022 года содержание сульфатов в сточных водах, сбрасываемых в озеро в районе Байкальска составило 10,4 мг/дм3, на тот момент (по неизмененному приказу — прим.ред.) превышение составило 1,9 раз. Если взять более ранние результаты исследований организации, то, например, в июне 2021 года показатель был равен 20,8 мг/дм3, в августе 2021 года — 8,55 мг/дм3.

В Северобайкальске и Слюдянке показатели укладывались в допустимые значения для сточных вод. По словам представителя "Гринпис", в госдокладе Минприроды РФ за 2020 год (доклад за 2021 год пока не опубликован на сайте министерства — прим. ред.), превышения ПДК по сульфатам наблюдаются в районе Байкальска. По словам Романа Важенкова, такая ситуация могла сложиться из-за того, что не предпринимались меры, либо эти меры являлись недостаточными. Он добавил, что обычные коммунальные очистные (КОСы) не в состоянии чистить химию, нетипичную для хоз-фекальных вод. После того, как в 2020 году суд запретил сброс неочищенных надшламовых вод на КОСы Байкальска, теперь "Гринпис" достоверно не известно, куда эти воды сбрасывались в 2021 и 2022 годах. (Позже при подготовке материала ответ на этот вопрос редакция ИА IrkutskMedia получила от правительства региона).


Полигон. Фото: Фото: Rosatom_Baikal

Также Роман Важенков обратил внимание, что в 2021 году на промплощадке БЦБК установили локальные очистные сооружения (ЛОСы), они используются в течение двух лет без экспертизы и проекта.

— То есть мы не знаем, какие технологии там используются, насколько они эффективны и безвредны для Байкала. А трубы от ЛОСов проложены по земле на КОСы, — добавил представитель "Гринпис".

Ответы на многие вопросы удалось получить в правительстве Приангарья. Как сообщили в пресс-службе, разработку проекта и прохождение экспертизы по установке ЛОСов не проводили в связи с тем, что ЛОС не является объектом капитального строительства. При этом после пусконаладочных работ было комплексное опробование ЛОСов с контролем показателей очищенной воды. При очистке надшламовых вод показатели очищенной на ЛОС воды постоянно контролируют с помощью лабораторных исследований. Средняя концентрация сульфатов в очищенной на ЛОСах воде составляет 0,2 мг/дм3.

На ЛОСах применяют достаточно эффективную комбинированную технологию очистки (механическая фильтрация, фильтрация через самопромывные фильтры, мембранное обессоливание), позволяющую очистить надшламовые воды до необходимых показателей, которые установлены в Приказе Минприроды №83.

"Надшламовые воды после очистки на ЛОСах поступают только на объекты МУП "КОС БМО", прямой сброс в водные объекты после ЛОСов не производится", — подчеркнули в правительстве региона.

По словам ученого Тамары Ходжер, в настоящее время методов борьбы с распространением сульфатов на Байкале нет, так как их концентрации низкие, а основной их источник БЦБК закрыт. Ликвидирован и второй большой источник сульфатов — сброс в Селенгу сточных вод Селенгинского целлюлозно-картонного комбината, который перешел на замкнутый водооборот.

— Таким образом, в настоящее время нет больших источников, которые смогли бы увеличить содержание сульфатов в воде Байкала. Воды озера остаются стабильными по этому компоненту", — подчеркнула Тамара Ходжер.

Добавим, что при мониторинге качества байкальской воды ежегодно выполняют от одной до пяти гидрохимических съемок в зависимости от района наблюдения. Об этом рассказали в ответе на запрос в Минприроды РФ.

Среднегодовые значения содержания сульфатов в воде Байкала за 2020 и 2021 год представлены в таблице. Специалисты не отмечают значительное увеличение или снижение уровня сульфатов.  

Район наблюдения 2020г. 2021г.
1

Продольный разрез

(южная часть)

5,7 5,8
2

Продольный разрез

(центральная часть)

5,7 5,9
3

Продольный разрез

(северная часть)

5,9 6,1
4

Район влияния КОС

г. Байкальска (полигон)

5,4 5,5
5

100-метровый контрольный

створ

5,7 6,2
6 Култук — Слюдянка 5,4 4,9
7 Исток Ангары 5,7 5,9
8 Селенгинское мелководье 5,4 7
9 Район трассы БАМ 6 5,3
10 Баргузинский залив 5,9 6,4
11 Малое море 5,2 5,6
12 Порт Култук 5,2 5,3
13 Порт Байкальск 7,1 6,6
14 Порт Выдрино 7,8 6,5
15 Порт Большое Голоустное 11,3 8,2
16 Порт Байкал 6,2 4,7

Выходит, что сейчас камнем преткновения при анализе содержания сульфатов в озере является разная методика подсчета у научного сообщества и общественных организаций. Однако нельзя не отметить, что закрытие БЦБК дало значительный положительный эффект для уровня качества байкальской воды. Теперь все силы направлены на ликвидацию отходов с промплощадки завода. Комплексный подход в решении проблемы загрязнения озера позволит не только обеспечить безопасность флоры и фауны на Байкальской природной территории, но и не остановить туристическую деятельность, которая с каждым годом набирает обороты.

Смотрите полную версию на сайте >>>