Юрий Кузьмин: Протестные акции в Монголии — это отражение внутренних и внешних факторов

Известный профессор и монголовед рассказал, можно ли считать эти события переделом угольного рынка и стоит ли за этим Госдеп
Юрий Кузьмин
Фото: Предоставлено собеседником

14 декабря 2022. В очередной раз внимание мировых СМИ приковала Монголия. Протестные акции, прокатившиеся по Улан-Батору, связаны с поступившей информацией о краже угля на сумму 1,8 млрд долларов, а по некоторым данным общий ущерб в связи с заниженной стоимостью товара составил около 12 млрд долларов. Новостные ленты российских СМИ пестрили красочными заголовками, взятыми у скандирующих: "Скажите, кто украл уголь!" и также быстро была найдена рука госдепа. Свою оценку происходящих в Монголии событий ИА IrkutskMedia дал доктор исторических наук, заслуженный профессор кафедры мировой экономики и экономической безопасности БГУ, руководитель Центра изучения Монголии при БГУ Юрий Васильевич Кузьмин. (интервью записано 8 декабря).

— Юрий Васильевич, 6 декабря вы прилетели из Улан-Батора. Можно сказать, являетесь свидетелем происходящих событий. 

— Так и есть. В Монголии был с 3 по 6 декабря. Находился в Улан-Баторе на международной научной конференции по приглашению монгольской стороны в рамках гранта фонда публичной дипломатии Горчакова. Обсуждали с коллегами из Академии наук Монголии и Института оборонных исследований энциклопедию "Халхин-Гол: 1939 год" (12+).

И получил такой своеобразный "подарок", когда историку и монголоведу удаётся наблюдать такие неординарные события в изучаемой вами стране. Стал невольным свидетелем важных для страны и монгольского населения событий, причем по нескольку раз в день.

— СМИ уже окрестили происходящее как "угольное дело" и "коррупционный скандал". Скажите, протесты, прошедшие в январе 2021 года, которые были связаны с "нечеловеческим отношением" к роженице и ее ребенку, привели к отставке высокопоставленных чиновников правительства страны. Это событие нередко интерпретировалось как "внутренняя борьба" демократической партии и Монгольской народной партии. Происходящие сейчас процессы могут быть продолжением этой внутриполитической борьбы?

— Проблема многих экспертов, которые дают комментарии СМИ о происходящем в Монголии, заключается в том, что они рассматривают один-два фактора. Даже не являющиеся экспертами люди, ничего не знающие об этой стране, говорят, что тут американцы виноваты или китайцы. Назначить виноватых только в лице американцев, китайцев неправильно, факторов значительно больше, фактически несколько и надо смотреть в первую очередь на ключевые и первостепенные. Из ключевых факторов — это борьба партий и различных уровней политической власти в стране (парламент, президент, премьер-министр). Уже начинается предвыборная кампания, а в 2024 году пройдут выборы. 

— Бросилось ли вам что-то в глаза, когда вы были там?

— Сначала протестов — 3 декабря — толпа скандировала лозунги против бедности. Социальный состав этой группы можно было определить по одежде — это самые обычные граждане, которых было немного, и они просто перемещались по периметру правительственного комплекса. На следующий день (4 декабря) уже видел в толпе группы организованных молодых людей, прилично одетых, подтянутых, либо это спортсмены, либо студенты, которые улыбались и не выглядели людьми, которые нуждаются в чём-то. Их телефоны, гаджеты, которыми они постоянно пользовались, точно не свидетельствует о бедности.

— Говорить о том, что толпой управляли сложно, но возможно такие попытки были. В любом случае, уже 3 декабря утром, когда встретился с первыми монгольским друзьями, они мне сообщили, что 4-5 декабря будут свергать правительство. Как вы знаете, новости в Монголии распространяются мгновенно, и шила в мешке не утаить.

— Информация о краже угля в СМИ была представлена со стороны китайских информационных агентств. Это была спланированная акция? И рассчитывал ли стратегический партнер Монголии дестабилизировать ситуацию в стране?

— В предыдущем интервью я вам как раз говорил, что половина прессы в Монголии финансируется Китаем, другая половина — Западом и США, они платят очень хорошо. Это был явный вброс. Позднее я беседовал с известным монгольским китаеведом, который опроверг эту информацию. МНП имеет определенную поддержку со стороны Китайской Коммунистической партии и то, что пишут о расстреле чиновников в Китае это, конечно, вранье. В Китае тоже идет следствие и будет суд. Все будет по закону.

Эту информацию под видом китайских СМИ могли вбросить западные агентства, это могут определить профессионалы. Половина информационного поля создают американцы, японцы, корейцы, но главные дирижёры понятно кто из них. Это направлено против экономического сотрудничества китайцев и монголов. Хотя больше всего, это похоже на внутренние разборки.

В самом Китае до сих пор действуют коронавирусные ограничения, и это неспроста. Вероятно, не хотят пускать к себе американцев и европейцев, чтоб сейчас решить все свои внутренние проблемы. В Китае сформирована очень сильная диаспора либералов, проамериканских сил. Страна торгует с США на 800 млрд долларов. И это целая группа людей, которая получала там образование и заинтересована в сотрудничестве.

— Но никто из них не хочет ослабить то, что имеет.

— США —  основной экономический и торговый партнер КНР, и китайский бизнес вообще не заинтересован и не может себе позволить резкое ослабление экономических отношений с США. Это еще один из факторов связанный с политическим противостоянием США и Китая, а Монголия — это одна из арен этого противостояния. 

Ранее я вам рассказывал, что в Монголии могут произойти такого рода события, но природа их, может быть, совсем другой. Внешний фактор будет становиться более решающими и важным. Не заметить, как сейчас раскручивают и обхаживают в Монголии нового посла США, это надо быть совсем слепым. Нас еще ждут более серьезные события. Совсем недавно, вручили Орден Чингисхана известному американскому монголоведу.

— Мог ли быть какой-то внутренний финансовый момент?

— Мог. Известно, что Монголия в ближайшее время должна выплатить по внешнему долгу около 3,7 млрд долларов. Денег, естественно, нет, а если и есть, то все не отдашь. Размер валютных резервов Монголии соответствует как раз величине долга. Значит будут перекредитовываться в различных международных и финансовых структурах. И встречи по поиску источников получения средств велись в октябре-ноябре текущего года, а в декабре уже нужно выплатить значительную сумму внешним кредиторам.

И можно предположить, что власти страны сообщат, что в связи с протестами, неспокойной политической ситуацией заплатить по госдолгу не смогут и им могут дать отсрочку. Это как вариант происходящих событий. Но это, скорее всего, маловероятный фактор.

—  Достаточно интересное предположение. Что можно еще отнести к внутриполитическим процессам, вызвавшим протесты? 

— Передел рынка. Все хорошо знают, что протестные акции начались после информации о краже угля. Это полезное ископаемое стало в Монголии основным экспортным товаром. После отказа КНР от австралийского угля, увеличился объем продажи качественного монгольского угля и более дешевой его фракции. Экспорт угля из Монголии в Китай шел грузовым автотранспортом.

Тысячи грузовых машин перевозили этот самый уголь, и за долгие годы сложились свои логистические цепочки, появились люди, заинтересованные в работе этих цепочек, которые имели впечатляющие доходы. Конечно, сформировалось мощное угольное лобби и свои угольные магнаты, которые имеют поддержку в государственных структурах.

К ней могут быть причастны крупные политики или структуры с ними связанные. Ведь всем известно, что в Монголии всегда были и есть родственные связи. Совершенно недавно в Монголии была введена в эксплуатацию железнодорожная линия Зуунбаян — Ханги протяжённостью 227 км к границе Китая. Впервые в современной истории Монголии сами военные построили железную дорогу, это для них большой успех. Теперь уголь будет поставляться по государственной железной дороге. Соответственно роль грузового автотранспорта уходит на задний план, как и доходы тех, кто жил этим долгие годы. Здесь также есть важный фактор.

Монгольский коксующий уголь в Китае заменил австралийский. Первый по качеству значительно лучше и является антрацитом. Более того, Китай, как известно, производит 50% мирового металла, поэтому ему нужен уголь, чтобы выдавать растущие объемы. При этом австралийский уголь мытый и дороже обходится Китаю.

— Юрий Васильевич, в результате январских протестов 2021 года в отставку ушло три чиновника высокого ранга. Сейчас же власть осторожничает.

— Сейчас также будут отставки, наберитесь терпения. Власти вынуждены будут объявить виновных и кого-то "бросить под танк", а иначе как? И раз 15 человек уже назвали, значит список будет увеличиваться. (14 декабря стало известно, что список увеличился до 40 человек, среди них видные фигуры — бывший президент страны, и ряд крупных чиновников, в том числе из пограничной службы, — прим.ред.). В Монголии трудно и сложно что-либо подобное скрыть, такова природа монгольского общества. Плюс работают ещё и демократические процедуры. Раз не назвали сразу фамилии, значит какие-то важные лица замешаны, и пока идет следствие, еще рано их называть.

— Если предположить, как один из факторов, что дальнейшее существование политического руководства Монголии будет под вопросом и решаться будет на выборах, то является смена власти угрозой для России?

— Ну если это заказали американцы, то будет плохо. Похожее на то, что происходило в Казахстане в январе этого года. То есть устроить заварушку здесь небольшую, чтобы Россия и Китай отвлеклись. Я думаю, что Россия спокойно к этому относится. И правильно, нужно кропотливо и честно развивать российский бизнес в Монголии, возможности и перспективы для него там имеются. Российские товары по-прежнему пользуются высоким спросом.

— Россия как-то должна реагировать на происходящее?

— Ну у нас же нет соглашения как с Казахстаном, Монголия не состоит в ОДКБ. Это внутренние процессы соседнего государства. Мы должны уважительно относиться к выбору монгольского народа, его действиям.

Судя по реакции некоторых крупных политических и силовых фигур в Монголии не видно суеты и судорожных движений. Монгольская полиция и силовые структуры профессиональны, пользуются поддержкой населения и являются его органической частью. Они внимательно наблюдают за событиями, в переулках к площади находятся ограниченные их силы.

— Стоит ли ждать экономические последствия для Монголии? 

— Монгольское население сейчас испытывает серьезные экономические трудности, и произошедшее как раз это показывает. Серьезная инфляция, рост цен, массовая безработица в Улан-Баторе, похолодание — все это создает почву для стихийного бунта. Участвует много молодых людей, которые недовольны своим экономическим положением, хотят лучшей доли своим детям и внукам. В протесте в основном участвует молодежь, особенно студенчество, которая остро ощущает социальную несправедливость. Особенно ситуация усложняется тогда, когда вся политическая жизнь страны происходит в одном городе, где живет почти половина страны. Не случайно, глава парламента Г.Занданшатар сразу заявил, что в перспективе планируется бесплатное высшее образование. В современной Монголии трудно скрыть социальное расслоение, эта информация быстро становится известна всем жаждущим.

Обогащение одних и крайняя бедность других, это серьезный повод властям страны задуматься о социальной поддержке особенно малообеспеченных слоев населения. Конечно, монгольская политическая и экономическая элита это хорошо знает и владеет полной информацией, но ограниченные финансовые ресурсы не позволяют в полной мере реализовать благие намерения. Будем надеяться на благоразумие властей и мудрость монгольского народа. В этом можно не сомневаться. Стихийный бунт никогда не приносил благополучия стране и её жителям.

— Будем и дальше следить за развитием ситуации в Монголии. Юрий Васильевич, спасибо вам за интервью. 

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость