20 марта 2023. Специалист по охране труда МУП "Иркутскавтотранс" Ирина Степанова трудится на предприятии около 41 года. При этом на работу она устраивалась дважды. Сначала сразу после окончания школы, а затем после семилетнего перерыва, связанного с ликвидацией автотранспортного предприятия и его реорганизацией. За эти годы женщина сменила не одну специальность. Трудилась подсобной рабочей, табельщицей, затем составляла наряды для водителей в отделе эксплуатации, была инженером-технологом и инженером по охране труда. В интервью ИА IrkutskMedia Ирина Константиновна рассказала о первом рабочем дне на предприятии, а также поделилась воспоминаниями о доставке первых ПАЗов в Иркутск.
— Здесь прошла большая часть моей жизни. На предприятии работал и мой муж. В Ново-Ленино я переехала из центра города в 1961 году. Здесь же встретила мужа. Мы учились с ним в одной школе, были знакомы с третьего класса. Сейчас он уже на пенсии, — рассказала Ирина Константиновна.
К слову, в "Иркутскавтотрансе" трудились и продолжают работать многие одноклассники женщины. И это не удивительно, в те годы в районе была лишь одна школа №53, поэтому чаще всего выпускники устраивались на работу в автотранспортное предприятие. Коллектив, как вспоминает женщина, был дружным, поэтому желание работать было еще выше.
Помнит Ирина Константиновна и свой первый день на предприятии. Тогда она была еще совсем молодой, 17-летней девушкой, сильно переживала. Устроиться на предприятие помогла мать ее подруги Ольги Амосовой — Мария Ивановна. В то время в отделе кадров работала Валентина Георгиевна Калдышева. В итоге девушку взяли работать подсобной рабочей, однако место ей выделили в кабинете отдела кадров. Среди обязанностей — просмотр личных дел, бумаг и приказов, а после вступления в профсоюз еще и наклейка марок.
— Вместе с несколькими девочками мы клеили марки. После первого года работы нам давали путевки на Черное море, в тур по северному Кавказу, на Каспийское море. Также мы отдыхали на турбазах. Однажды летали в Хабаровск на три дня. Было весело и дружно, — поделилась воспоминаниями Ирина Степанова.
Также женщине запомнилось, как водители перегоняли первые ПАЗы с Павловского завода в Иркутск. Тогда это было экономически выгоднее. Маршрут занял около двух недель. Сотрудники предприятия вместе ездили встречать коллег в Мегет. В Иркутск водители везли не только новые автобусы для горожан, но и различные вещи для своих семей — игрушки, люстры и прочее. В то время многие товары можно было купить на обочинах дорог.
Автобус. Фото: Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia
Дружеская атмосфера на предприятии сохраняется до сих пор. Есть у сотрудников и свои традиции, например, совместное празднование Дня автомобилиста. Этот день работники ждут больше, чем Нового года, поскольку это еще один повод пообщаться с нынешними и уже ушедшими на заслуженный отдых коллегами.
— Обычно, когда работаешь, всякое же бывает, а тут, когда человека нет рядом, то только хорошее вспоминается. У нас раньше был автобус, сделанный под кафе. Ездили и кормили водителей на линии. Однажды во время сильного подтопления Селиванихи с помощью этого автобуса обеспечивали горячей пищей людей. В целом предприятие всегда участвует в таких мероприятиях. Автобусы нужны везде. Случается какое-то ЧП, мы всегда идем на помощь, — подчеркнула Ирина Степанова.
За долгие годы работы женщина не раз получала различные награды. В 2022 году мэр Иркутска вручил Ирине Константиновне благодарственное письмо. Ранее женщине было присвоено звание ветерана труда.
Вместе с тем Ирина Константиновна отмечает, что сейчас на предприятии наблюдается острая нехватка некоторых специалистов, поэтому требуются новые сотрудники, в том числе водители. Работа на предприятии ответственная и трудная, но все же зарплата в "Иркутскавтотрасе" стабильная. Тем, кто планирует устроиться на предприятие, женщина советует серьезнее относиться к работе, быть профессионалами и оптимистами.
— Больше жизнерадостности, активности. Такими мы были в молодости. Сейчас молодежь более спокойная. Нет так болеют за предприятие. Каждый думает о себе. Конечно, не все такие, но все же. Понятно, что жизнь стала тяжелее — ипотеки, кредиты, а раньше выделяли квартиры... Пожелала бы, чтобы было больше молодежи. Хочется, чтобы штат был заполнен хорошими и ответственными людьми, профессионалами, тогда и работа пойдет, — резюмировала Ирина Степанова.
Напомним, что "Иркутскавтотранс" начинает готовиться к 100-летнему юбилею. История Иркутских городских автотранспортных перевозок ведет свое исчисление с января 1926 года. Именно тогда в городе появилась первая Городская транспортная контора, обслуживающая старый город небольшими автобусами марки ЗИС, грузовыми автомобилями и легковыми такси. После нескольких реорганизаций — в 2004 году — предприятие приобрело нынешнее название МУП "Иркутскавтортранс". Между тем в 2022 году Иркутск получил долгожданные и очень необходимые новые автобусы, которые были приобретены по программе лизинга. Сотрудники отмечают, что это позволило частично обновить подвижной состав "Иркутскавтотранса", но добавляют, что сохранить тенденцию по приобретению новых автобусов в будущем — было бы отличным подарком к юбилею предприятия.