Валентина Мальцева: Новые сотрудники Иркутскавтотранса должны стремиться все познавать

Инженер по труду с многолетним стажем рассказала о профессиональном пути и поделилась советами для молодых специалистов
Валентина Александровна
Фото: ИА IrkutskMedia

18 апреля 2023. Работа в "Иркутскавтотрансе" дает возможность получить богатый профессиональный опыт. Главное, чтобы у молодого специалиста был интерес и стремление все познать. Такой позиции придерживается инженер по труду "Иркутскавтотранса" Валентина Александровна Мальцева, за плечами которой десятки лет трудовой деятельности на предприятии. В интервью ИА IrkutskMedia специалист рассказала о работе в советский период и нынешнее время, а также поделилась трогательной историей становления дружного и сплоченного коллектива "Иркутскавтотранса".

Валентина Александровна родилась в 1951 году. В юности поступила на инженерно-экономический факультет автомобильного транспорта в Иркутский институт народного хозяйства (прим.ред. — Байкальский госуниверситет). После окончания учреждения уехала по распределению в Приморский край, через три года вернулась на Родину. 

— Валентина Александровна, расскажите, почему вы решили вернуться на малую родину и с чего начался ваш профессиональный путь в Иркутске? 

— В Приморье мне не совсем подошел климат — и я вернулась в Иркутск. Здесь сразу занялась вопросом трудоустройства, все делала сама, без знакомых. Помню, что просто зашла в здание на Рабочего штаба, 31, в отдел кадров, спросила о вакансиях. Мне сказали, что свободна должность инженера по труду. Я написала заявление и начала работать. Это был 1977 год. Тогда предприятие называлось "Иркутское производственное объединение автомобильного транспорта".

— Получается, после возвращения в Иркутск вы устроились на предприятие и не задумывались о переходе в какое-то другое место? 

— В молодости мы все познавали, всем интересовались, а потом уже и возраст подкрался. Все думали о том, что надо заработать на пенсию. Не уходили, может быть, потому что и так все было нормально. Я и жила недалеко от работы.

— Можете вспомнить свой первый рабочий день? Каким он был?

— Знаете, самый обыкновенный рабочий день — с 8.00 до 17.00. Меня посадили на участок по соцсоревнованию, учету работы водителей на маршруте, занималась плановой и фактической выручкой. Потом уже непосредственно свою работу выполняла. Я производила учет состава сотрудников, анализ фонда заработной платы и ожидаемые расходы по нему, анализ по видам выплат, непроизводительные потери и прочее.

— После трудовой деятельности в Приморье работа на предприятии в Иркутске была уже привычной для вас или же совсем новой?

— В каждом предприятии все по-разному. В Приморье я работала на пассажирском транспорте. Там, конечно, было много новшеств. Самое главное интересоваться, проявлять ко всему любопытство и тогда все узнаешь и поймешь. Работа в Иркутске была совсем другой. Предприятие большое — около тысячи человек. Оно состояло из первого, второго, четвертого филиалов. Естественно, это был гораздо больший объем работы по сравнению с Приморьем.

— Вам как молодому специалисту более опытные коллеги помогали в работе?

— Естественно. Потому что не все знаешь, какие-то вопросы возникают. Допустим, раньше для перечисления зарплаты на расчетный счет ездили сначала в банк. Там были какие-то особые условия, нужно было заполнять документы. В этом помогали мне, объясняли.

Трудности были, как и в любой работе. Но возникавшие вопросы решали совместно, общались друг с другом. После меня приходили новые сотрудники, и я уже им объясняла.

— Скажите, у вас много было наставников? Можете вспомнить кого-то, кто вам помогал больше всего?

— Начальник планового отдела была у нас Нелли Андреевна Пляскина. Замечательный человек. Она проработала до 1980-х годов. По возникшим вопросам я обращалась к ней. Все у нас пришли почти в одно время. Выручали, где-то успокаивали друг друга. Были и забастовки у нас на транспорте. Водителей, как бы сказать, ставили в условия, что фонда зарплаты не хватает, и нормативы вводили, а норматив уже, соответственно, ограничивает фонд зарплаты на бригаду. Ну, естественно, происходило из-за этого снижение зарплаты. Тогда даже из Москвы приезжали к нам. Это был где-то 1985 год.

— Можете сравнить работу в советское время, перестройку и нынешнее время? Изменилась ли специфика деятельности?

— Естественно все меняется. Где-то дополнительная документация требовалась, новые нормативы и нюансы работы появлялись. Если что-то мне или кому-то непонятно было, то звонили в КГУ. Сейчас у нас есть главный экономист, она всегда во всем компетентна. 

— В непростые советские времена часто были забастовки? И какая была причина?

— Всех всегда интересовала заработная плата. Так было всегда, я бы сказала, это естественно. Но всегда в мирное русло все переходило, все разрешалось. Дополнительные средства выделялись. 

— В нынешних условиях можно такое представить?

— Думаю, что сейчас такого бы не случилось. Для предотвращения подобных конфликтов важно вести разъяснительную работу. Возникающие вопросы всегда необходимо решать на уровне руководства, за счет диалога и сотрудничества. Сейчас у нас обстановка между водителями и руководителями благоприятная, я считаю.

— Что вам больше всего нравится в вашей работе? И есть ли то, что наоборот вызывает неприязнь?

— Нравится, когда все получается, когда все довольны. День прошел хорошо и все удалось, от этого и радостно на душе. Нет такого, чтобы не нравилось. Смысл тогда работать? На мелкие неурядицы не обращаем внимания, так легче жить.

— Вы сказали, что раньше была отлаженная практика всесторонней взаимопомощи между сотрудниками. Сейчас коллектив у вас достаточно дружный, как вы считаете?

— Дружный. И с Еленой Михайловной (прим.ред. — инкассатор в "Иркутскавтотрансе") работа была, бухгалтером, расчетной группой. С каждым отделом мы трудились вплотную. Допустим, какие-то вопросы возникали у меня, я бежала к ней, какие-то вопросы ей помогала разрешать. Были общие трудности. У нас часто менялось руководство с 2015 года, каждый руководитель приходил со своими требованиями, и структуру меняли и многое другое. Сейчас ощущается стабильность.

— Получается, сложности были во времена перемен, помогал во всем уже наработанный профессиональный опыт. Скажите, а с коллегами вы общаетесь помимо работы?

— У нас был очень дружный коллектив. Мы все праздники, в том числе дни рождения вместе справляли, еще в ИППОПАТ №1, на втором предприятии. Обедать ездили все вместе. Да и сейчас дни рождения справляем вместе, встречаемся.

Большая часть коллектива у нас сохранилась на текущей работе. В 2004 году три предприятия ликвидировали, а на базе четвертого филиала образовался МУП "Иркутскавтотранс". Директор захотел работать со всем коллективом. Те, кто желал — перешли, и трудятся здесь до сих пор.

Прошло уже столько лет, видите? И это все замечательные люди. Я никого не выделяю, со всеми контактирую. Для благоприятной работы в коллективе важно где-то промолчать, где-то по-другому может взглянуть на какую-то проблему. В "Иркутскавтотрансе" мы работаем уже с 2004 года, постарели, многие бабушками стали. Я сама старшая в коллективе.

— Валентина Александровна, с учетом своего многолетнего опыта работы поделитесь советами с молодыми специалистами, которые связали или планируют связать свою жизнь с "Иркутскавтотрансом".

— На предприятие люди приходят и обогащаются разным опытом. Перед ними открывается много возможностей, лишь бы был интерес и стремление все познать. Сейчас нужно очень много знать. И свою работу, и другую, например, владеть компьютером. Надо в себе сохранять стремление учиться, развиваться в любых обстоятельствах. Тогда всегда у тебя будет и опыт, и знания, и уважение, и будешь крепко стоять на своем профессиональном месте.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость