Депутаты Заксобрания Приангарья обсудили проблемы с общественным транспортом в регионе

В обсуждении приняли участие представители муниципалитетов региона, а также профильных министерств
Александр Ведерников
Фото: Валерия Башкатова, ИА IrkutskMedia

19 мая 2023. Обеспечение транспортного сообщения в муниципальных образованиях Иркутской области — это актуальная и болезненная тема на сегодняшний день. Именно ее обсудили на муниципальном часе в рамках 68-й сессии Законодательного собрания Иркутской области депутаты регионального парламента с представителями территорий и профильных министерств. В рамках муниципального часа были подняты вопросы о регулируемых и нерегулируемых маршрутах, состоянии транспорта, системы перевозок, о поддержании работоспособности электрического транспорта, проблемы нехватки персонала, а также непредоставления льгот пассажирам, имеющих на это право со стороны перевозчиков, пишет ИА IrkutskMedia. 

Вице-мэр Иркутска Дмитрий Ружников рассказал, что администрация Иркутска проводила опросы общественного мнения в 2020 и 2021 году. Результаты за 2021 год показали, что первое место по запросу от жителей заняли проблемы с дорогами, а второе — общественный транспорт. В 2021 году, наоборот, на первом месте стоял общественный транспорт, а на втором состояние дорог. 


Дмитрий Ружников. Фото: Валерия Башкатова, ИА IrkutskMedia

"В целом, ситуация в городе очень печальная. До прошлого года у нас стоял муниципальный тариф в 15 рублей за проезд и он был самым низким в стране, не соответствовал ни экономическим, ни моральным показателям. Содержать на эти деньги транспорт не было возможности. Мы два года шли к увеличению тарифов, подготавливали к этому людей. В прошлом году мы ввели тариф в 25 рублей, при коммерческой цене в 30-35 рублей. При этом прошлым летом вступил в силу 220-ФЗ о транспортной работе, который обязал нас проводить аукционы на все маршруты, в том числе на муниципальные. Теперь наш транспорт участвует в этих аукционах. Соответственно та выгода в поднятии стоимости проезда была нивелирована этим законом и большого притока денежных средств мы не ощутили", — сказал Дмитрий Ружников.

Вице-мэр отметил, что самый острый вопрос в Иркутске на сегодняшний день — это состояние подвижного состава и автобусного парка, и троллейбусов, и трамваев. Износ парка автобусов составляет 67%, трамваев — 77%, троллейбусов — 67%. В прошлом году через лизинг администрация пошла на большие траты и приобрела 40 автобусов для муниципального предприятия. Это порядка 800 млн рублей на пять лет.

"Для обновления подвижного состава в целом по городу, с заменой подстанций, трамвайных путей, опор и всего остального требуется порядка 15 млрд рублей. Относительно в нормативном состоянии находится всего треть трамвайных путей и примерно столько же троллейбусных. Для исправления ситуации необходимо принятие программ по развитию автомобильного и электрического транспорта", — отметил Дмитрий Ружников.

По поручению председателя Госдумы РФ Вячеслава Володина министр транспорта РФ разрабатывает программу развития городского транспорта и наземного электрического транспорта. Также было озвучено, что Иркутская область будет являться пилотным проектом по этой программе. Также вице-мэр Иркутска отметил проблему дефицита кадров среди водителей и обслуживающего персонала. В среднем нехватка персонала насчитывает 20-30%. Для решения этой проблемы необходимо поднимать зарплату и оказывать помощь этим людям. 

Основной проблемой в Иркутске Дмитрий Ружников отметил саму систему транспорта, которая наблюдается не только в областном центре, но и по всей стране. Изначально администрация рассматривала систему брутто-контрактов, которая внедрена в ряде городов России. По словам вице-мэра, администрация Иркутска 1,5 года разрабатывала этот механизм с министерством транспорта Иркутской области. Однако от введения брутто-контрактов было решено отказаться в силу недостаточного финансирования. 


Арсений Чихирьков. Фото: Валерия Башкатова, ИА IrkutskMedia

Председатель Думы Усть-Илимска Арсений Чихирьков призвал перейти к регулируемым межмуниципальным маршрутам для сохранения конкуренции между
перевозчиками. В пример он привел ситуацию, которая сейчас наблюдается в Усть-Илимске, где работают два частных перевозчика. Один из них работает по нерегулируемому межмуниципальному маршруту, а второй по регулируемому городскому. Эта ситуация приводит к тому, что один из перевозчиков (действующий по регулируемому тарифу) теряет часть выручки.


Юрий Виттер. Фото: Валерия Башкатова, ИА IrkutskMedia

По словам заместителя мэра Иркутского района по жизнеобеспечению Юрия Виттера, в ряде малых населенных пунктов вообще нет перевозчиков и не работают маршруты. В районе планируют запустить муниципальный транспорт в нескольких направлениях, чтобы обеспечить доступность населенных пунктов.


Юлия Махтина. Фото: Валерия Башкатова, ИА IrkutskMedia

Аудитор КСП Юлия Махтина отметила, что из 368 межмуниципальных маршрутов, действующих в области, по регулируемым тарифам работает только 14. Она отметила, что это негативно влияет на качество пассажирских перевозок. Так, помимо более высоких цен на проезд, наблюдается отсутствие льгот, нарушение расписания движения, длительное простаивание в ожидании пассажиров. Юлия Махтина также сообщила, что во многих регионах зарекомендовала себя практика заключения брутто-контрактов. Они предусматривают перечисление доходов от перевозок на специальный счет бюджета города, из которого оплачиваются услуги перевозчиков на основании объема выполненных работ. 


Анатолий Обухов и Андрей Андреев. Фото: Валерия Башкатова, ИА IrkutskMedia

Депутат Заксобрания Иркутской области Анатолий Обухов спросил о том, как в конкурсе будут участвовать троллейбусы и трамваи в Иркутске в связи с изменениями в федеральном законе. 

"Согласно новому закону, у нас маршруты разыгрываются по конкурсам. Как теперь в этих конкурсах будут участвовать троллейбусные и трамвайные маршруты?", — спросил Анатолий Обухов у Дмитрия Ружникова.

Вице-мэр ответил, что в данном случае будет действовать естественная монополия. Администрация объявляет конкурс, а на него помимо данного перевозчика никто выйти не сможет. При этом если кто-то захочет проложить рельсы и купить трамвайные вагоны, чтобы поучаствовать в конкурсе — никаких препятствий для этого нет. 

Кроме того, депутаты регионального парламента обратили внимание на необходимость поддержания работоспособности электрического транспорта, совершенствования системы использования льгот, затронули тему пробок в Иркутске и реконструкции развязок, безопасности движения и оценки качества работы водителей, транспортную доступность малых населенных пунктов и проблемы организации садоводческих маршрутов.


Лариса Егорова. Фото: Валерия Башкатова, ИА IrkutskMedia

Лариса Егорова уточнила у Дмитрия Ружникова о том, будет ли создан новый маршрут в связи со строительством поликлиники в Иркутске и транспортной доставкой пациентов.

"Администрация в связи с этим должна была рассматривать создание нового маршрута, которое будет проходить через предместье Рабочее и идти сразу в Радищево. Этот вопрос уже рассматривался или эта история также будет нерентабельной и все останется, как сейчас: люди будут ездить по кругу?", — спросила Лариса Егорова.

Дмитрий Ружников отметил, что тематика таких изменений не носит экономический характер. Поэтому, когда у города будет понятный график по строительству поликлиники, тогда будет произведено замещение, либо будет назначен новый временный маршрут. До конца года в бюджете Иркутска будут предусмотрены средства, чтобы возить людей из этой точки в пересадочный пункт. Но пока такого решения нет, так как нет графика строительства поликлиники.


Галина Кудрявцева. Фото: Валерия Башкатова, ИА IrkutskMedia

Депутат областного парламента Галина Кудрявцева в свою очередь заострила внимание на плачевном состоянии межмуниципальных автобусов. Она отметила, что лично стала свидетелем того, что во многих автобусах в полу имеются дыры. Поездка в таком транспорте особенно зимой может дорого обойтись пассажирам.


Наталья Дикусарова. Фото: Валерия Башкатова, ИА IrkutskMedia

Наталья Дикусарова отметила, что к ней неоднократно поступали обращения от жителей многих территорий, где перевозчики с регулируемым тарифом перешли на электронные билеты. Люди жалуются на то, что несмотря на введение данного способа оплаты проезда, они не могут им воспользоваться, так как у перевозчика нет валидатора.

"Чтобы приобрести его за свой счет — с этим у перевозчика возникают определенные трудности. Мы приобретали их и за свой счет, и в муниципальные образования, но мы не можем оснастить абсолютно все автобусы, которые в этом нуждаются. Свои возможности мы исчерпали, поэтому этот вопрос необходимо решить", — отметила Наталья Дикусарова.

Также депутат добавила, что еще одной важной проблемой для общественного транспорта является то, что перевозчики на нерегулируемых тарифах отказываются вводить льготы для определенных категорий граждан, что нарушает их права. В Минтрансе региона Наталье Дикусаровой в свое время посоветовали решить этот вопрос с перевозчиками в судебном порядке. Суд отказал, потому что в соответствии с действующим законодательством, введение льгот на нерегулируемых перевозках — это не обязанность, а право перевозчика. 

"В связи с этим, возникает ситуация, что в некоторых населенных пунктах люди не могут воспользоваться своим правом на льготный проезд, хотя они это право заработали. Они не хотят просить, они просто хотят сесть в автобус и воспользоваться своим правом. Поэтому, мне кажется, что нам с Минтрансом необходимо объединить предложения по решению этого вопроса", — отметила Наталья Дикусарова.

В проект постановления вошли предложения о предоставлении местным бюджетам субсидий на ремонт и обновление транспорта, возмещении недополученных доходов перевозчиков, проектировании и строительстве транспортно-пересадочных узлов, развитии рынка газомоторного топлива. По мнению депутатов, эти направления должны стать частью комплексной государственной программы Иркутской области. Также в документ вошли рекомендации министерству транспорта разработать документы комплексного планирования, учитывая мнение муниципалитетов при установлении и отмене маршрутов, организовать садоводческие маршруты в летний период.


Александр Ведерников. Фото: Валерия Башкатова, ИА IrkutskMedia

Спикер регионального парламента Александр Ведерников также рекомендовал при работе над повышением доступности транспорта учитывать опыт других регионов.

"Нерегулируемые маршруты — это люди, которые мерзнут на улицах в ожидании автобусов. Фактически у нас по выгодным маршрутам перевозчики работают, а на невыгодных не работает никто. Поэтому наше общее пожелание — перейти на регулируемые тарифы или на брутто-контракты, как это сделали многие регионы нашей страны", — подытожил председатель Законодательного собрания Иркутской области Александр Ведерников.

В постановление с рекомендациями регионального парламента включат предложения, высказанные депутатами в рамках муниципального часа, а также инициативы, поступившие от территорий Иркутской области. Проект постановления рассмотрят на следующей сессии Законодательного собрания Приангарья.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость