25 августа 2023. Болевые точки Байкальской природной территории несколько дней обсуждали депутаты Госдумы, общественники, представители региональной власти и бизнеса, экологи и ученые во время четырехдневной поездки по территории Иркутской области и Республики Бурятия. После принятия в первом чтении законопроекта, который разрешает сплошную санитарную рубку на БПТ, вокруг охраны Байкала поднялся настоящий ажиотаж. Мнение разделилось на два лагеря — одни категорически против любых изменений в законодательстве и выступают за неприкосновенность территории, другие уверены, что поправки необходимы для обеспечения безопасности местных жителей и соблюдения их законных прав. Подробнее — в материале ИА IrkutskMedia.
Депутаты законодательного органа прибыли по поручению председателя Госдумы Вячеслава Володина, чтобы своими глазами увидеть, какое влияние на Байкальскую территорию и ее население оказывает действие 94-го Федерального закона и нужны ли поправки, принятые в первом чтении. К примеру, ФЗ-94 запрещает делать противопожарные разрывы и строить новые дороги, так как это предполагает сплошные рубки, которые также запрещены.
Между тем в Утуликском муниципальном образовании по решению суда глава МО Евгений Вяткин обязан сделать противопожарные разрывы для безопасности жителей, однако он не может исполнить предписание и оказывается связан по рукам — глава нарушит закон, если не последует правилам пожарной безопасности и также нарушит закон, если их выполнит.
Один из центральных вопросов нашей поездки — это законодательное регулирование накопившихся проблем у населения, проживающего в границах БПТ. Мы должны как можно детальнее доработать ко второму чтению законопроект, который был принят в первом чтении. Вопросов накопилось много, точка невозврата не пройдена, но есть критические моменты. Накопленный экологический вред после закрытия БЦБК требует работы еще вчера. Вопросы собственности, расширения территорий захоронений в населенных пунктах стоят очень остро. Мы должны создавать правовое поле вокруг местных жителей, не нарушая при этом экологическую составляющую — она есть и будет первична. Байкал — уникальное озеро не только для России, но и всего мира. Боль за его экологию у населения огромная", — отметил председатель комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин. Дмитрий Кобылкин. Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
Заместитель председателя комитета Госдумы по экологии и природным ресурсам Александр Коган сообщил, что спасать Байкал пытаются и местные жители, и те, кто живет далеко за его пределами. При этом байкальскому населению нужно решение их реальных проблем, которые существуют очень давно: начиная от развития и модернизации инфраструктуры и заканчивая бытовыми затруднениями, с которыми они сталкиваются ежедневно.
"Некоторые политики пытаются хайповать на этой теме, но это гиблое дело, потому что нужны не разговоры, а результат — сберечь Байкал и помочь жителям с насущными проблемами, которые перед ними стоят — оформление земли, расширение кладбищ, реконструкция очистных сооружений. Три-четыре недели назад здесь были сильные дожди, прошла сель, и мы видим, сколько деревьев вынесло по реке, по Байкалу.
Сейчас выделяются деньги на то, чтобы убирать эти деревья, их надо будет передавать бесплатно жителям. Но по этому вопросу требуется отдельное соглашение. Представляете, даже деревья, которые вынес поток воды, не могут передать просто так, без особых согласований, поскольку в условиях действующего законодательства это все является собственностью РФ. Это серьезная проблема", — заметил Александр Коган.
Во время поездки члены делегации посетили ряд ключевых на БПТ объектов, главным из которых стал Солзанский полигон промышленных отходов, оставшийся после деятельности БЦБК. Участники выездного совещания осмотрели территорию вокруг карт №3 и №4 (всего их 10). Именно эти искусственно созданные резервуары таят в себе большую опасность для озера Байкал. Карты-накопители находятся в междуречье двух горных рек — Большая Осиновка и Малая Осиновка. Порядка 5,5 млн кубометров разных отходов — зоошлаки, лигнин, надшламовые воды — располагаются в данных картах.
"Если не внести изменения в закон об охране озера Байкал и не предусмотреть рубку леса для селезащитных сооружений, в ближайшие несколько лет может произойти селесход, и вся масса отходов может оказаться в Байкале. Чтобы решить эту проблему, нужно построить селезащиту, однако это невозможно из-за запретов. Кроме этого, в Байкальске действует особая экономическая зона, но ее резиденты не могут приступить к строительству — рубки леса запрещены даже вдоль населенного пункта", — сообщила министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Светлана Трофимова.
По ее словам, в настоящее время идет проектирование селезащиты в Байкальске, чтобы уберечь население города и сам Байкал от накопленного в результате деятельности бывшего ЦБК вреда, который хранят картонакопители Солзанского и Бабхинского полигонов.
Города Слюдянка и Байкальск, а также большинство населенных пунктов, туристические базы, территория бывшего БЦБК, ВСЖД, федеральная автодорога и линии электропередач расположены в узкой полосе, прилегающей к берегу Байкала. Ученые убеждены, что строительство селезащитных сооружений крайне необходимо, чтобы минимизировать разрушительные последствия от вероятного селесхода.
Как отметил профессор, доктор геолого-минералогических наук, директор Института земной коры СО РАН Дмитрий Гладкочуб, Слюдянский район является территорией с самой высокой селеопасностью, и в случае катастрофических селевых потоков, которые не сходили уже 50 лет, все содержимое карт попадет в русло реки Солзан и уйдет в Байкал.
"На очищение озера, по предварительным расчетам академии науки, потребуется около 700 лет. И сейчас мы буквально живем на пороховой бочке", — так прозвучал неутешительный прогноз Дмитрия Гладкочуба.
Несмотря на все представленные доводы, некоторые представители общественных организаций в составе делегации не согласились с необходимостью внесения изменений в законодательство. По мнению общественников, Байкальская природная территория не должна подвергаться правовым изменениям, и техногенное вмешательство здесь недопустимо.
Депутат Госдумы от Иркутской области Сергей Тен отметил, что за время общения с жителями и главами поселений сложилось убеждение, что всех накопившихся проблем на Байкале за один раз одним законопроектом не решить.
"Не все из них требуют изменений в 94-й Федеральный закон "Об охране озера Байкал". Но есть ряд предложений, которые мы будем вносить ко второму чтению, в обязательном порядке обсуждать. Граждане, семьи, целые поселки не могут с 2001 года оформить в собственность землю, на которой они живут столетиями. Земля находится в аренде, люди не могут пользоваться президентскими программами, не работает сельская ипотека, программа материнского капитала, нельзя оформить ИП и решить вопросы с занятостью и так далее. И это при том, что оборот земель внутри границ населенного пункта не влияет на природоохранные ограничения и запреты
Как нам подсказали коллеги по транспортному цеху — для того чтобы реконструировать аварийные мосты, строить новые, вводить в эксплуатацию уже практически завершенные объекты, развивать дорожную инфраструктуру — для этого требуется перевод земли в земли транспорта в соответствии с утвержденной проектной документацией. Это, конечно, также необходимо включать в текст законопроекта.", — отметил Сергей Тен.
Сергей Тен. Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
Звучали и конкретные предложения в отношении лесовосстановления на Байкале, что оно должно производиться способами, не допускающими эрозию почв, необходимо рассматривать и учитывать, как это можно прописать в законопроекте.
"Конечно же, для всех ограничений и запретов, мы в законопроекте помимо иркутской ОЭЗ "Ворота Байкала" также пропишем ко второму чтению и ОЭЗ в Бурятии "Байкальская гавань". В отношении иркутской ОЭЗ мы рассмотрим предложение о возможности ее увеличения, но за счет земель населенных пунктов. Наша твердая изначальная позиция — создание на Байкале новых ОЭЗ. Отдельный блок вопросов — это вопросы нацпарка, разграничения собственности на Ольхоне и вытекающие из них социальные проблемы. Тут мы будем разбираться еще длительное время и решение будет непростым", — добавил парламентарий.
По его словам, в части законопроекта по ограничению по пластику следует обойтись пока центральной экологической зоной и только одноразовой посудой в местах общепита.
Отметим, что развитие Слюдянского района, а особенно Байкальска, напрямую зависит от успешного решения проблем, связанных с бывшим ЦБК. Эти проблемы включают экологические, инфраструктурные и социально-экономические аспекты. Несмотря на то, что прошло уже около 10 лет с закрытия предприятия, вопрос накопленного ущерба до сих пор остается нерешенным.
В 2019 году в Байкальске был объявлен режим чрезвычайной ситуации. В июле произошло обрушение моста через реку Солзан, а также сошли два оползня на федеральной трассе. Местные жители выразили озабоченность тем, что трубопроводы, проходящие по мосту, могли не выдержать натиска стихии, что представляло угрозу для систем канализации и водоснабжения.
Во время наводнения наиболее серьезным стало повреждение канализационного трубопровода через реку Солзан. Кроме того, город столкнулся с высоким экологическим риском во время паводков 2019 года из-за угрозы поднятия уровня вод в шламонакопителях, расположенных на территории бывшего БЦБК. Власти осознали, что такая ситуация может иметь серьезные последствия для экологии озера Байкал, и активизировались в поиске решения данной проблемы.