9 октября 2023. Эта история заставит задуматься о том, какие подводные камни могут подстерегать при честной попытке приобрести жилье. Даже в нашем веке информатизации и возможности всестороннего юридического сопровождения закон может связать по рукам и лишить имущества. Причем попасть в такую сложную ситуацию может любой из нас.
После выхода на нашем сайте эта жуткая история получила широчайшую огласку как на региональном, так и на федеральном уровне: про семью выходили многочисленные статьи и сюжеты, а телеканал НТВ посвятил Ольге и Вячеславу выпуск программы "За гранью" (16+).
Ольга и Вячеслав жили как все — влюбились друг в друга еще в институте, после его окончания сыграли скромную свадьбу, сняли квартиру в Иркутске. Почти сразу перед молодоженами встал вопрос покупки жилья — пара мечтала обустраивать собственное гнездышко и обзавестись детьми. Несколько лет супруги копили на первоначальный взнос, взяли ипотеку и наконец-то переехали в свою квартиру. Счастье от ее покупки продлилось два года, после чего для пары начался настоящий кошмар длиною в несколько месяцев. Оказалось, что на их квартиру претендует мужчина, живший здесь ранее и совершивший в этих стенах убийство родной матери. Суд оказался на его стороне. Драматическую историю об этом мы хотим опубликовать в нетипичном формате. Подробный рассказ о несчастье молодой семьи публикует ИА IrkutskMedia от первого лица. Некоторые имена и фамилии изменены.
Меня зовут Ольга. В 2021 году мы с моим мужем купили свою первую квартиру. Я трудилась на трех работах, чтобы накопить на первоначальный взнос: мы были женаты уже несколько лет и мечтали обзавестись собственным жильем, потому что очень хотели детей. Спустя месяцы поисков и десятки просмотренных вариантов нам попалась квартира на Домклик (12+). Она стояла по рыночной на тот момент цене, красивая и уютная, со свежим ремонтом. Мы буквально влюбились в нее и, хотя район немного не устраивал, решились на сделку.
Продавец предоставила полный пакет документов, которые были нужны для прозрачной покупки квартиры. Сама владелица ранее также покупала эту квартиру в ипотеку, и мы были спокойны, так как знаем, что банки проверяют жилплощадь на обременения перед одобрением ипотеки. При этом мы все равно обращались к юристам, параллельно шло полное юридическое сопровождение и со стороны продавца. Также нами была взята справка в Росреестре.
Сама сделка проходила через известный банк. Когда мы официально регистрировали соглашение, нам предоставили документы, подтверждающие, что в квартире никто не прописан, она полностью пригодна для проживания и не имеет никаких задолженностей и обременений. Мы были абсолютно уверены в том, что юридически все хорошо, ведь все необходимые меры для выяснения этого мы предприняли.
Сразу после заключения сделки в феврале 2021 года мы переехали в свою новую квартиру на Синюшиной горе и начали вить гнездышко. Мы были очень счастливы обрести наконец-то свой уголок. Каждый вечер неслись домой как на крыльях, могли часами просто сидеть на полу, пить чай и улыбаться, разглядывая стены собственной квартиры.
Уютная квартира. Фото: freepik
Такое тихое счастье досталось нам непросто: платеж по ипотеке составил 25 тысяч рублей, вместе с коммуналкой ежемесячно выходило 30 тысяч. Для нас отдавать такую сумму было довольно тяжело, потому что и я, и муж получаем обычную зарплату: мы не занимаем руководящие должности, дополнительных источников дохода или богатых родителей у нас тоже нет.
Денег стало не хватать. Я устроилась на подработку администратором в модельное агентство, небольшое подспорье благодаря этому позволило потихоньку обставлять квартиру. Эти квадратные метры стали не только нашим единственным жильем, но и самым ценным имуществом. Я приехала в Иркутск из деревни, пробиваться в городе было очень сложно, и спустя столько лет я наконец-то почувствовала, что чего-то добилась. Это придавало мне сил, мы с мужем строили планы на будущее и собирались завести ребенка.
Однажды, когда муж был дома один, к нам пришел оперуполномоченный МВД и попросил документы, на основании которых мы находимся в этой квартире. Супруг все предоставил, подтвердил право собственности и спросил, что случилось. Сотрудник полиции пояснил, что есть некий мужчина, который в настоящее время лежит в психиатрической клинике, и он прописан в нашей квартире.
Узнав это, я очень сильно забеспокоилась. Позвонила в отдел, связалась с приходившим сотрудником и стала его активно спрашивать, что случилось, почему он к нам приходил и разобрались ли они в этой ситуации. Он сказал, что все нормально и беспокоиться нам абсолютно не о чем, мол, видимо, там какая-то другая история. Однако он все-таки уточнил, знаю ли я что-либо о людях, которые проживали в этой квартире до нас. Я в свою очередь была знакома только с предыдущей владелицей, которая продавала квартиру, но не жила в ней.
Это была очень приятная женщина Анна (имя изменено). Мы с ней познакомились на вручении задатка перед покупкой, потом виделись в банке в день заключения сделки. Поскольку квартира была в ее собственности всего несколько месяцев, я поинтересовалась, почему Анна так быстро ее продает. Она пояснила, что сделала ремонт для того, чтобы именно продать жилплощадь. Приобрела она ее дешевле, продала дороже. Обычная практика, никаких вопросов у меня это не вызвало. Сама Анна на всех этапах сделки не пропадала с радаров, оказывала всяческую поддержку и помогала с решением вопросов.
В марте 2023 года на наше имя поступил иск от некоего Машкова Андрея (имя и фамилия изменены), который подал в суд на нас, на банк и на всех предыдущих владельцев этой квартиры, потому что мы ее якобы незаконно занимаем.
Я сильно напугалась. Не могла понять, что происходит, созвонилась с нашим оперуполномоченным. Оказалось, что иск подал предыдущий владелец нашей квартиры и что в ней ранее было совершено убийство. Этот человек долго мучил и утопил в кипятке свою родную мать, попав после этого в "психушку".
Кипяток. Фото: freepik
Меня шокировала эта информация. Я никак не могла успокоиться, плакала, боялась находиться одна дома. Муж даже брал выходные дни просто потому, что я элементарно не могла сходить умыться в ванную, где и произошло убийство. Вся эта ситуация начала отражаться на моем здоровье, вплоть до нервных срывов и панических атак, психика не выдерживала, я не могла справиться с этим.
Мы сразу же наняли адвоката. Я стала активно сотрудничать со следствием. Сообщила все, о чем знаю, подготовила все документы, связалась с предыдущей собственницей Анной. Мне хотелось, чтобы в этой истории как можно быстрее разобрались, ведь была уверена, что правда на нашей стороне.
Начались судебные процессы. Они давались нам очень-очень нелегко, потому что наша линия защиты основывалась лишь на том, чтобы суд признал нас с мужем добросовестными покупателями. Ведь мы действительно проверяли всю информацию перед покупкой, исправно платили ипотеку, проживали на месте, планировали строить счастливую семью.
А в чем заключалась позиция противоположной стороны, истца? Выгнать нас из "его" квартиры. Сразу отмечу, что сам он в суд не ходил, потому что находится в спецучреждении для душевнобольных. По документам квартира принадлежала на 1/2 ему, 1/2 принадлежала его покойной матери. Мы ознакомились с уголовным делом, я обращалась к множеству юристов. Нам открывалось все больше и больше каких-то очень странных вещей, которым мы никак не могли дать адекватного объяснения и просто додумывали сами.
Выяснилось, что первая продажа квартиры случилась уже спустя несколько лет после смерти матери. Но в документах женщина не была мертва. То есть мертвый человек якобы восстал и вместе со своим сыном Машковым, судя по копии документа из материалов гражданского дела, заключил договор купли-продажи в присутствии нотариуса. При этом мать была мертва, а сам Машков на тот момент находился на стационарном лечении.
Можно предположить, что третьи лица подделали документы и подали их от имени владельца. Во время судебного разбирательства так же выяснилось, что нотариус не удостоверяла данный договор, указанные в нем лица к ней не обращались и указанного бланка в производстве не было и нет.
Мы активно сотрудничали со следствием, проходили не один допрос, давали всяческие пояснения и старались помочь докопаться до правды. Но в результате дело было передано в гражданский суд.
Тем временем я занималась раскрытием личности Машкова. Я пыталась понять, что это за человек и с чем он был связан. Мне удалось узнать, что проживал он в этой квартире вместе со своей матерью и с подросткового возраста страдал шизофренией с периодическими обострениями болезни.
Сам он себя вообще не обеспечивал и не мог обслужить, то есть жить отдельно не мог. Даже на какие-то элементарные уколы его возила мать. Когда мы стали изучать уголовное дело, то нашли шокирующую информацию в свидетельских показаниях женщины, с которой Машков до убийства матери находился в любовных отношениях.
По ее словам, убийство было запланировано. Якобы Машков обещал женщине, когда они вступили в интимные отношения, что мать он убьет, а квартира достанется им. Женщина очень сильно испугалась и бросила Машкова, рассказав об этой ситуации своей подружке.
Та в свою очередь тоже давала показания, которые зафиксированы в деле. Но по итогам психиатрической экспертизы Машков не мог осознавать характер и опасность своих действий и руководить ими, вследствие чего Машкова отправили на принудительное лечение.
Машкова поместили на принудительное лечение. Фото: freepik
Мы также выяснили страшные подробности от соседей, которые лично присутствовали при тех событиях и знали Машкова и его мать. В основном давала показания соседка, которая жила за стенкой и общалась с покойной женщиной. По словам соседки, сын по-скотски избивал несчастную, она все время ходила в синяках. Соседка лично видела, как Машков спускал свою мать с лестницы — квартира находится прямо напротив ступеней. Он просто открывал дверь и сбрасывал мать в пролет.
Но женщина любила Машкова. Она жаловалась на него только соседям, но никуда не обращалась и просила других этого не делать, потому что боялась за сына. Как рассказывает соседка, мать временами баррикадировалась в комнате стиральной машинкой, чтобы спастись от приставаний сына.
В материалах уголовного дела есть показания свидетелей, что перед смертью она очень долго звала сына по имени и просила открыть — это было около 2 или 3 часов ночи. Люди подумали, что они просто в очередной раз ругаются и ничего не предприняли — для этой семьи подобное поведение было характерным. Поэтому и полицию никто не вызвал, просто слушали, как шумит вода. Как оказалось позже, это был кипяток. Машков в итоге избил свою мать и утопил ее в кипятке. После этого он просто остался дома.
Ванная комната. Фото: freepik
На судебных заседаниях интересы Машкова представляет медучреждение, где он сейчас и пребывает. Они сами наняли ему адвоката. Лечащий врач Машкова, давая показания, охарактеризовала пациента как человека умного, интересующегося политикой и новостями, читающего книги.
Адвокат говорил, что Машков не помнит, что он убил свою мать. Но врач во время дачи показаний, насколько я знаю, заявил, что пациент раскаивается, что убил родственницу. Более того, врач отметил, что после реабилитации Машков может проживать самостоятельно, но важно, чтобы он постоянно принимал лекарства. И на прямой вопрос судьи, что может произойти, если Машков забудет выпить свои лекарства и случится рецидив, врач больницы ответила: "Ну, он не забудет". То есть гарантии как таковой, видимо, нет.
При этом соседи рассказывали, что если мать хоть немножко не досматривала за ним, он забывал выключить воду в ванной и затапливал их. Был случай, что Машков не выключил плиту, и она загорелась. Все это говорит о том, что он бытовой инвалид.
Так как родственников у Машкова нет, в случае выхода из клиники он будет жить один, и такой исход вгоняет в ужас жильцов нашего подъезда. Соседи меня активно поддерживают и сказали о том, что готовы даже митинговать рядом с домом, потому что они не хотят, чтобы здесь жил такой человек, они планируют даже собрать подписи. Людям просто страшно жить и растить детей рядом с Машковым.
8 сентября 2023 года состоялся суд, который вынес решение о том, что иск Андрея Машкова удовлетворен частично — он получает свою квартиру обратно. Все сделки становятся недействительными. Получается, что после реабилитации этот человек сможет спокойно заехать в квартиру.
А мы с моим мужем после вступления судебного решения в силу должны полностью освободить квартиру и оказаться на улице, потому что никакого другого жилья у нас нет. Даже машины нет, где можно было бы остаться на ночь.
При этом кредитный договор признан недействительным в части условия о передаче в залог квартиры, а наши платежи, как я понимаю, никуда не денутся. Сейчас мы уже вложили в ипотеку более 1,3 млн рублей вместе с первоначальным взносом и теми деньгами, которые успели выплатить за два года. Остается еще 2,8 млн рублей. И эти деньги мы, похоже, также должны будем выплачивать вне зависимости от того, что фактически потеряли квартиру как залоговый объект. Вряд ли мы сможем рассчитывать хотя бы на какой-то из видов компенсации.
Мы просто растоптаны. Мы лишились всего и остаемся на улице с огромным долгом, фактически впадая в нищету. Мы не знаем, что делать, куда идти и как дальше жить. Собираемся с силами, чтобы подать апелляцию и попробовать еще раз побороться за свои права на эту квартиру и свой статус честных плательщиков. Очевидно, что всю эту кашу заварил не сам Машков. Я более чем уверена, что квартиру он не получит даже в случае, если судебное решение вступит в силу, и она в итоге с большой долей вероятности станет объектом темных схем. Но я очень надеюсь добиться справедливости.
Тайны квартиры шокировали. Фото: freepik