11 октября 2023. Не успела Иркутская область передохнуть от выборов в Законодательное собрание региона, как вновь грядут многочисленные и интересные кампании. Ровно через полгода страна выберет президента, а в сентябре в Приангарье пройдет сразу несколько муниципальных кампаний. Одной из самых ожидаемых станет кампания по выборам депутатов Думы Иркутска, которая значительно повлияет на избрание сити-менеджера областного центра в 2025 году.
Помимо этого, в Иркутской области в сентябре 2024 года, по предварительной информации, пройдут выборы в Братске, Усть-Илимска, Тулуна, Саянска, где сменятся и мэры и состав городских Дум. Территории неоднозначные, где-то градоначальники занимают свою должность не первый срок, а в Усть-Илимске, например, на прошлых выборах получился необычный результат и победил совершенно неожиданный кандидат. В декабре этого года Облизбирком сформирует окончательный перечень избирательных кампаний. Однако и на основе существующей информации есть над чем поразмышлять. Федеральные и региональные эксперты дали свою оценку предвыборной картине в Иркутской области для ИА IrkutskMedia.
Одной из самых интересных и ожидаемых кампаний в Иркутской области после выборов в Заксобрание станут выборы в Думу Иркутска. В политических кругах уже витают надежды на интересные и жаркие кампании от депутатов. Гендиректор коммуникационного агентства ACTOR (Москва) Дмитрий Еловский считает, что несмотря на ожидания, сравнивать выборы городской Думы Иркутска с выборами в Законодательное собрание не стоит. И дело даже не столько в том, что это выборы разных уровней, сколько в различиях по типу.
— То есть на уровне Гордумы нет списков партий и пропорциональной системы. Соответственно, партии не могут рассчитывать на силу своего бренда и ключевые ресурсы. Если на уровне Законодательного собрания ключевыми ресурсами являются сила партийного бренда и административный ресурс, то на уровне городской Думы они окончательно перестают работать. Поэтому на первое место выходит обеспеченность ресурсами кандидатов, деньгами, организационной структурой и людьми, — пояснил эксперт.
Дмитрий Еловский добавил, что выборы в Думу Иркутска будут проходить совершенно в иных условиях, чем в 2019 году. Тогда кампания проходила еще при действующем губернаторе Сергее Левченко, который проявлял активность в этом отношении. Соответственно, у коммунистов было намного больше возможностей. Поэтому часть городских элит была готова сотрудничать с ними и в том числе активно выдвигалась от имени компартии. Сейчас ситуация кардинальным образом изменилась — другой губернатор, подавляющая идеология "Единой России" в регионе и отсутствие финансовых ресурсов у коммунистов, чтобы поддерживать своих кандидатов.
Единственное преимущество, которое отметил эксперт у партии КПРФ — неплохая организационная структура. Она лучше, чем у остальных оппозиционных партий. Есть сильные руководители местных ячеек, которые готовы работать на победу. Но отсутствие денег может вылиться в то, что в городской Думе фракция коммунистов может сократиться.
— Хорошо, если там вообще останутся депутаты от КПРФ, а их и сейчас немного. Проблема заключается еще и в том, что во многих крупных городах административная власть спокойно относится к тому, чтобы дать по 1-2 мандата другим партиям, чтобы создать иллюзию плюрализма и представленности разных политических сил. Но, я думаю, что, учитывая достаточно жесткие конфликтные отношения между КПРФ и "Единой Россией", ни о каких договоренностях, скорее всего, речи идти не будет. Поэтому КПРФ рискует вообще не получить ни одного мандата в Думе Иркутска, — считает Дмитрий Еловский.
Кроме того, эксперт предположил, что если рассматривать предстоящие выборы с точки зрения бизнеса, который будет стараться занять место в Думе Иркутска, то по традиции основной костяк составят строительные компании. И дело не в том, что у них есть деньги или они политически активнее, а потому что они практически единственные, кто вообще заинтересован во взаимодействии с властью в контексте своего бизнеса.
— Соответственно, я думаю, что немалая доля, то есть 30-40%, будет распределена между строителями. Какую-то часть депутатских мандатов получит авиазавод, какую-то "Русал" и "Иркутскэнерго" соответственно. На все это накладывается то, что у главы региона достаточно напряженные отношения с корпорациями. Но при этом нужно понимать, что основным оператором процесса все-таки будет глава города Руслан Болотов, а он известен достаточно ровными и очень спокойными взаимоотношениями со всеми крупными игроками в городе, — отметил Дмитрий Еловский.
Эксперт предположил, что по итогам выборов в Гордуму "Единая Россия" получит подавляющее большинство мандатов. Может быть, на что-то сможет претендовать ЛДПР. Возможно, коммунисты все таки сконцентрируются на каком-то одном-двух округах и смогут занять их. Может быть, один-два мандата получат "Новые люди", так как они неплохо выступают на уровне административных центров регионов, а вот на успех партии СРЗП Дмитрий Еловский и вовсе не рассчитывает.
Несмотря на то, что до выборов в Думу Иркутска осталось чуть меньше года — что, на самом деле, немало, можно уже сейчас заметить первые подвижки к тому, что предварительная работа над избирательной кампанией началась. К примеру, упразднение должности первого заммэра в администрации Иркутска. Казалось бы — это едва ли может повлиять на выборы в Думу Иркутска, но учитывая то, что есть мнение, что должность была создана искусственно под определенного человека, чтобы помочь ему с выборами в Госдуму, есть все основания полагать, что такие резкие пертурбации в администрации города происходят неспроста.
Политолог Юрий Пронин отметил, что все, что связано с сокращением должностных единиц, заслуживает поддержки, потому что конструкция "вице-мэр и первый заместитель мэра" была не совсем понятна. Очень часто люди задавали вопросы о том, кто главнее вице-мэр или первый заместитель. Существовало временное разделение обязанностей, когда вице-мэр занимался стратегическими вопросами, а первый заместитель мэра — текущей оперативной работой. По всей видимости, два года такого разделения показали, что необходимости в этом нет, и с задачами справится один человек при поддержке со стороны руководителей комитетов.
Эксперт "Центра общественно-политических, правовых и коммуникационных проектов", политконсультант Владислав Шиндяев отметил, что решение об упразднении этой должности было принято вполне объективно, учитывая, то что человек, который занимал ее перешел в новую структуру.
— В конечном счете все функции будут выполняться в оптимизированном формате. Так что это вполне оправданно и актуально для того, чтобы спокойно реализовывать те задачи и планы, которые предстоит выполнить, — отметил Владислав Шиндяев.
Рассуждая над тем, повлияет ли упразднение должности первого заместителя мэра администрации Иркутска на грядущие Думские выборы, Юрий Пронин подчеркнул, что ожидается, что нынешний вице-мэр сыграет большую роль в координации этого предвыборного процесса в благоприятном для администрации города ключе. Хотя решающее слово останется за мэром города.
— Я думаю, что выборы будут местами даже более жаркими, чем выборы в Заксобрание Иркутской области. Хотя понятно, что округа меньше, но предстоящая ожесточенная и упорная конкурентная борьба предполагает, что в нее будут вовлечены достаточно большие ресурсы. Тем более, что следующий состав Думы Иркутска весной 2025 года изберет мэра города на следующий срок. Поэтому от расклада в Думе будет зависеть решение этого вопроса. Дмитрий Бердников в свое время пытался получить большинство лояльных к нему депутатов, но ему это не удалось. По итогам выборов всем стало ясно, что осенью 2019 года Бердникову придется уйти. Сейчас, несомненно, у Руслана Болотова более благоприятная ситуация, он имеет более прочные позиции в Думе Иркутска. И, конечно, шансы на то, что он получит большинство голосов несомненно выше, чем у Дмитрия Бердникова, — отметил Юрий Пронин.
Владислав Шиндяев в свою очередь заметил, что данная реорганизация в администрации никоим образом не скажется на грядущих выборах, так как есть общая системная работа администрации, которая определяет конфигурацию и настрой на будущую кампанию, которая уже началась.
Юрий Пронин добавил, что состав Думы Иркутска по итогам выборов может существенно обновиться, хотя и несколько меньше, чем состав Заксобрания Приангарья. В Думе Иркутска есть ряд опытных депутатов, которые находятся там далеко не первый срок и имеют все шансы на то, чтобы продолжить работу и дальше.
Доктор юридических наук, профессор Сергей Шишкин отметил, что необходимо определить, каким образом следует формировать новый состав городской Думы. Будущие члены Думы Иркутска должны быть способны встретить вызовы, с которыми сталкивается областной центр, и предлагать конструктивные решения.
Владислав Шиндяев заметил, что на региональном и муниципальном уровнях наблюдается обновление и омоложение состава Дум и других органов власти. Это было очевидно не только в последних выборных кампаниях для Законодательного собрания Иркутской области, но и в предыдущих кампаниях.
— Мы также видим значительное обновление в рамках муниципальных выборов. Это естественный процесс и нельзя игнорировать появление новых политических игроков и новых людей, с которыми придется считаться. Кроме того, возможность внедрения дистанционного электронного голосования на будущих выборах может повлиять на все процессы, включая агитационные кампании, — отметил Владислав Шиндяев.
Помимо выборов в Думу Иркутска в Иркутской области ожидаются выборы и в нескольких крупных муниципалитетах региона. Учитывая неспокойное время для мэров, различные проверки со стороны правоохранительных органов и громкие уголовные дела, все еще может поменяться и часть из ожидаемых кампаний может превратиться в досрочные выборы. Однако уже сейчас можно предположить, как именно будут развиваться события в тех или иных муниципалитетах.
Сергей Шишкин отметил, что несмотря на высокий уровень поддержки действующего мэра со стороны горожан и прямые выборы, нельзя назвать однозначной ситуацию в Саянске. Олег Боровский давно известен своим непростым характером и никогда не был системным игроком. Он действует так, как считает нужным и не стесняется критиковать вышестоящие власти, что может стать определенной проблемой для него на выборах.
Политологи Юрий Пронин и Дмитрий Еловский сошлись во мнении, что выборы мэра в Братске скорее всего выиграет действующий градоначальник Сергей Серебренников, который руководит городом с 2005 года. Кроме того, Юрий Пронин обратил внимание на то, что будет интересно понаблюдать за выборами в Усть-Илимске, где в прошлый раз победу одержала Анна Щекина. Вероятно, баллотироваться на эти выборы будет кто-то из депутатов Законодательного собрания Иркутской области.
— В некоторых муниципалитетах существует действующий фаворит на выборах, и мы наблюдаем, что чем сильнее мэр, чем выше его социальный капитал, тем меньше конкуренция. Если в рамках обычных выборов, количество кандидатов на должность мэра 5-7. То на выборах в муниципалитетах с сильным мэром количество кандидатов не превышает четырех. Это означает, что основному претенденту на пост мэра обычно противостоит только один серьезный соперник. Однако, когда место мэра освобождается и он больше на данное место не претендует, то в таких муниципалитетах разворачиваются серьезнейшие конкурентные, ожесточенные и далеко не всегда предсказуемые выборные кампании. В этих случаях в выборах участвует гораздо больше кандидатов, и конкуренция становится более жесткой, а кампания более интересной, — отметил Владислав Шиндяев.
Кроме того, проблемной остается позиция мэра Тулуна Юрия Кариха. Из-за недавней информации о его допросе следователями, этот инфоповод дошел и до федеральных СМИ. Все из-за того, что Тулун после наводнения 2019 года находится под пристальным вниманием правительства РФ и президента России Владимира Путина. Поэтому все негативные инфоповоды связанные с этой территорией могут бросить серьезную тень не только на главу региона, но и на президента, тем более накануне больших выборов в марте.
Политолог, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов в своем тг-канале (18+) написал, что якобы у силовиков к Юрию Кариху давно есть претензии, и предположительно процесс его отставки уже запущен.
"Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев понесёт имиджевый ущерб при любом развитии событий: регион не справился с восстановлением города после катастрофы. Наводнение имело огромное значение для политического развития Иркутской области. Уже через месяц после введения режима ЧС Владимир Путин подверг жесткой критике неэффективную антикризисную работу губернатора Сергея Левченко. Президент несколько раз подчеркнул, что работа по ликвидации последствий наводнения в регионе идёт слишком медленно. В конце 2019 года Левченко был снят с поста губернатора, а его место занял экс-министр МЧС России Игорь Кобзев, который заявил о взятии восстановительных работ в Тулуне под личный контроль", — отметил Дмитрий Орлов.
Однако Владислав Шиндяев не согласился с этой точкой зрения. Он отметил, что губернатор Иркутской области и президент Российской Федерации напротив сторонники борьбы с нарушениями законодательства и всегда говорят о том, что если есть отступления действующего законодательства, нарушения бюджетного процесса, то они должны устраняться, а виновные привлекаться к ответственности.
— Так что в данном случае все решения в отношении Тулуна абсолютно оправданы. И в регионе, и в стране действует тенденция борьбы с коррупцией и с нарушениями, особенно в рамках государственных программ. И по-другому быть не должно. Никакие нарушения не должны замалчиваться. Они должны, прежде всего, быть устранены. Это и есть показатель качества работы властей, — сказал Владислав Шиндяев.
Дмитрий Еловский отметил, что то, как пройдут муниципальные выборы будет зависеть от ряда факторов, в том числе и от президентских выборов.
— Очевидно, что Владимир Путин имеет большие шансы на победу и мобилизацию проправительственного электората. В связи с этим, оппозиционная сторона может испытывать разочарование. Скорее всего, кандидаты от власти будут преобладать на выборах. Однако стоит напомнить, что после президентских выборов в 2018 году была принята непопулярная пенсионная реформа. С учетом текущей внешней экономической и внутренней политической ситуации, существует вероятность, что к лету могут быть приняты иные непопулярные решения. Это может изменить ситуацию и создать необходимость бороться за выживание для некоторых кандидатов. Таким образом, сложно предсказать, в какой ситуации мы окажемся к сентябрю следующего года. Все будет зависеть от исхода выборов президента и дальнейших политических решений и событий, — считает Дмитрий Еловский.
Становится ясно, что чем ближе выборы, тем сильнее будет накаляться обстановка. Учитывая вышесказанное мнение экспертов о том, что Игорь Кобзев уже на грани репутационных потерь из-за ситуации с мэром Тулуна, возникает вопрос — не попытается ли губернатор Приангарья укрепить свою власть над муниципалитетами, реформируя тип выборов если не во всех городах и районах Иркутской области, то хотя бы в их части — наиболее крупных или проблемных.
Сейчас во всех муниципалитетах региона, кроме Иркутска действует прямая форма выборов, то есть жители населенного пункта самостоятельно голосуют за понравившегося кандидата. В Иркутске же за мэра голосуют депутаты Гордумы. О том, внедрят ли подобную систему в остальных городах, чтобы укрепить позиции губернатора, рассудили федеральные и региональные эксперты.
Дмитрий Еловский отметил, что решение этого вопроса действительно, как правило, дается на откуп главе региона, а Федеральный центр в этом мало участвует. В Иркутской области имеет смысл принять такое решение по отношению к областному центру и достаточно крупным городам, где мэры могут создать какие-то проблемы губернатору. Однако в Иркутской области сейчас все мэры крупных городов лояльны к главе региона и полностью устроены в систему. Поэтому пытаться эту систему сейчас сломать и построить новую может выйти себе дороже и негативный эффект этого может оказаться выше, чем позитивный.
— Поэтому, на мой взгляд, в данный момент нецелесообразно принимать такое решение в масштабах всей области. Но ничего не мешает главе региона инициировать какие-то точечные изменения в конкретных муниципалитетах, где мэр не справляется своими задачами, либо проявляет излишнюю самостоятельность, — сказал Дмитрий Еловский.
Юрий Пронин отметил, что в любом случае выборы — это выборы. И вероятность того, что победу одержит неофициальный кандидат есть всегда. Но тут все зависит от импульса с федерального уровня. Если будет нужно, то будет дано распоряжение на уровне Федерального собрания, подписанное президентом.
К слову, в 2022 году Федеральный законопроект "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" прошел первое чтение в Государственной Думе РФ. Тогда губернатор Иркутской области Игорь Кобзев на общем собрании АМО региона высказал свою позицию в отношении законопроекта. По его словам, пока рано говорить о механизмах его реализации в Приангарье.
Владислав Шиндяев считает, что едва ли такие серьезные решения, как смена формы выборов на уровне муниципалитетов в регионе или муниципальная реформа будут приняты сейчас, когда страна столкнулась с такой непростой ситуацией.
— Муниципальная реформа предполагает под собой не только реорганизацию организационную и управленческую, но и изменение бюджетных процессов и достаточно продолжительный переходный период. Все это должно произойти, когда стране не нужно будет серьезно бороться с какими-то внешними угрозами. Внутренние реорганизации, когда присутствуют сложные внешние ситуации, пока не совсем оправданы, — сказал Владислав Шиндяев.
Дмитрий Еловский отметил, что сейчас работа над муниципальной реформой приостановлена, несмотря на то, что законопроект был принят в первом чтении. По словам эксперта, он вызвал достаточно жёсткое сопротивление у различных элитных групп насчёт того, примут ли его после президентских выборов.
— Это большой вопрос. Я предполагаю, что после президентских выборов вообще много чего изменится и не факт, что не поменяется отношение к этому вопросу, — отметил Дмитрий Еловский.
Эксперт добавил, что даже если законопроект будет принят в весеннюю сессию Госдумы то, скорее всего, серьёзные изменения коснутся скорее поселкового уровня, а не крупных муниципалитетов.