6 декабря 2023. Найти уникальный рецепт, привлечь туристов в Иркутскую область, смотивировав их остаться в Иркутске и регионе больше трёх дней — заветная мечта региональных властей. Более чем за 20 лет озвучивалось несколько крупных, амбициозных проектов в сфере туризма, которые пока остались лишь на бумаге. Новые перспективы, которые замаячили в этой сфере для региона, сейчас упускать нельзя. Исполнительный директор ассоциации "Байкальская Виза", председатель комитета по предпринимательству в сфере торговли, услуг и общественного питания Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Константин Бушуев отмечает, что сейчас отличная возможность усилить региональный туристический продукт за счёт байкальской гастрономии, качественного сервиса и иркутской истории. Нужно показать, что региону есть чем похвастаться кроме великолепного Байкала.
— Константин, как оцениваете текущее положение ресторанного бизнеса в Иркутской области: проблемы, особенности, нюансы?
— На сегодняшний день ресторанный бизнес Иркутска довольно разнообразен, богат, представлены различные кухни мира. Если говорить про работу в составе нашего комитета по предпринимательству в сфере торговли, услуг и общественного питания Торгово-промышленной палаты Иркутской области, то сюда входят крупнейшие сети региона: это ассоциация "Байкальская Виза" (порядка 10 ресторанов различного направления и специфики), группа "Альянс Ресторанс" (также представлена несколькими ресторанами и сетью пабов), сеть Good Group (представляющая итальянские рестораны).
В рамках работы в комитете мы вырабатываем позицию по разным вопросам, начиная, например, от формата и содержания вывесок, до работы над новыми проектами и концепциями в ресторанном бизнесе. В таких вопросах мы работаем совместно со службой потребительского рынка, областной администрацией и мэрией города.
Если говорить про тренды в гастрономии, то на сегодняшний день есть запрос и акцент на экологичность, безотходное производство. В первую очередь, это про максимальное использование как продуктов питания в приготовлении блюд, так и различного обихода для гостя (салфетки, приборы и прочее). Еще один тренд связан со здоровым питанием, осознанном потреблении еды. Это всё общемировые тренды, которые уже дошли до нас.
А если говорить о кухнях, то на сегодняшний момент в России два основных лидера по концепциям: это грузинская кухня и паназиатская. Последняя подразумевает соцветие всей азиатской кухни — начиная от роллов и заканчивая различными корейскими, вьетнамскими и прочими ответвлениями.
— С точки зрения дохода в ресторанном бизнесе прослеживается в последнее время какой-то тренд?
— Если говорить о текущей специфике, то мы наблюдаем снижение маржинальности нашего бизнеса. Это факт. После первого квартала 2022 года произошло заметное удорожание продуктов питания, нарушение логистических цепочек. Где-то мы видим, что качество импортозамещенного продукта за счет российского не всегда соответствует тому уровню, который мы хотели бы реализовывать в ресторанах. Заметно подорожал крепкий алкоголь, на некоторые бренды цены взлетели в разы. Но запрос со стороны гостей нашей сети есть, они готовы покупать и хотят это видеть в ресторанах, поэтому мы стараемся эти потребности удовлетворять, и здесь наценка минимальная с нашей стороны. В каких-то сетях владельцы пошли в стороны замещения импортного на российский, поскольку их гостю важнее итоговая стоимость напитков.
— Это говорит о покупательском поведении. А с точки зрения регулярности походов в ресторан, как изменился этот компонент?
— Если говорить про покупательную способность, то в 2023 году мы видим по ресторанному бизнесу рост, причем, как в Иркутской области, так и в целом по России.
И статистические данные говорят о том, что россияне на походе в ресторан не стали экономить. У них уменьшилась частота покупок в торговых центрах, снизилась регулярность походов в супермаркет, а сами покупки стали более продуманными и точечными. Но на ресторане россияне не экономят. Причем, не уменьшилось ни регулярность походов, ни средний чек.
Это говорит о том, что гость хочет отдохнуть. Это такой способ разрядки, способ забыть проблемы, вкусно поесть, провести время в компании, за беседой. Для россиян сегодня поход в ресторан — это норма жизни, это уже потребительская сформированная культура. Но здесь нюанс в том, что мы не должны завышать цены, потому что гость к этому чувствителен. Но с другой стороны, маржинальность нашего бизнеса диктует обратное. Поэтому мы балансируем, где-то пробуем альтернативные продукты, чтобы и нашему гостю было комфортно, и мы могли работать и развиваться.
— Но в целом маржинальность в ресторанном бизнесе снижается?
— В целом по рынку общая доходность не снизилась, но маржинальность сокращается. В ресторанном бизнесе есть несколько экономических инструментов, на которые можно влиять при формировании ценовой политики — это food cost и labor cost. Первое — это закуп продуктов в доле оборота, labor — это фонд оплаты труда. Эти два экономических показателя основные в структуре нашей конечной маржи. При это стоит отметить, что зарплаты в сфере общепита на сегодняшний день в полтора раза выше, чем в торговле, а рынок очень конкурентный и с персоналом постоянный дефицит. Это общая ситуация.
Нехватка сотрудников в этой сфере связана, в первую очередь с престижем профессии. На сегодняшний день официант — это не профессия и не работа на всю жизнь. В Европе или ближнем зарубежье официантами работают взрослые люди 40-50 лет, и трудятся в этой сфере они десятилетиями. В России, в нашем городе это же работа студенческая. Молодые люди воспринимают её как подработку: один год, сезон, лето, где-то школьники подработали. Мы же тратим время и деньги на обучение, на закладку основ, но постоянная текучка ведет к тому, что мы готовим хорошие качественные кадры для ресторанного сервиса, которые уходят в никуда.
— Пользуются определенной популярностью среди молодежи специальности ресторанного дела, сервиса. Приходят в вашу сеть такие люди? Много ли их?
— Нет, не много. Периодически эту тему поднимаем на областном, на федеральном уровне, говоря о том, что у нас небольшое количество бюджетных мест выделяется по направлениям туризм, гостиничное дело. А по ресторанному делу мы сегодня готовим специалистов только средне-специального уровня — колледжи. И мы понимаем, что 80% ребят не идут по полученной специальности дальше, а если говорить о платном обучении, то оно, как правило, сводится лишь к получению диплома и всё. Это если говорить про ресторан. А, например, с административными должностями в отелях такой проблемы нет. Здесь зачастую работают люди с образованием, многие из них получили специальность гостиничное дело. Люди охотно идут, потому что они понимают характер работы, статус, уровень, перспективы карьерного роста.
Ну и надо отметить, что сейчас в ресторанах не все административные должности, к сожалению, занимают люди, которые "выросли" из официантов. Например, в нашей сети управляющие ресторанами — это люди, которые начинали работать официантом в 2000-х и шли по карьерной лестнице шаг за шагом. Сейчас таких примеров не так много.
— В процентном соотношении сейчас таких людей 5-10% от тех, кто пришел официантом и стал кем-то в административном звене?
— Да, где-то в этом пределе. Особенно жалко, когда уходят ребята-студенты, которые сработались, стали командой. Но они выбирают в пользу специальности, по которой учились, и это понятно, хотя зарабатывали они здесь больше, чем выходя на работу по профессии.
— На форуме "время отдыхать на Байкале", который проходил этим летом, спикеры отмечали, что в Иркутске почти нет ресторанов с локальной кухней. В чем проблема?.
— Я не соглашусь с таким мнением. Наша кухня — байкальская — имеет свою особенность, выразительность. Недавно мы вернулись с выставки "Россия" (6+), которая проходит на ВДНХ. Там наша делегация в составе комитета ТПП, а также иркутских компаний, связанных с ресторанным бизнесом, презентовали регион в Доме российской кухни. Представили несколько блюд: традиционный сагудай, фирменный паштет, изюбр с печёной свёклой, чушь байкальская, пазл из байкальской рыбы, черемуха с варенкой и другие. И это все я могу отнести именно к байкальской кухне. Это аутентичный продукт, который ни в каком другом уголке Сибирь не сможем получить.