28 декабря 2023. Более трёх столетий на берегу Ангары возвышается интересное по своему облику и уникальное в историческом смысле здание Храма во имя Спаса Нерукотворного образа. Иркутяне величают ее Спасской церковью. Это сооружение — каменный свидетель времён Иркутского острога и многих важных событий города. Храм, едва не разрушенный в переломные периоды истории страны, по-прежнему исполняет своё прямое предназначение, оставаясь старейшим местом проведения православных богослужений. Подробнее — в материале ИА IrkutskMedia
Если прочитать историю практически любой старинной церкви Сибири, то последовательность событий будет классической: сперва был возведён деревянный храм, который впоследствии сгорел (реже — обветшал, разрушился от землетрясения) и вместо него было построено каменное сооружение, носящее то же название, что и деревянная церквушка незапамятных времён. Так же начиналась история многих храмов Иркутска, в том числе и Спасской церкви.
В 1661 году был основан Иркутский острог, а в 1672 году в нём была выстроена первая деревянная Спасская церковь.
Иркутский острог на гравюре 1697 года. Фото: из книги Н. Витсен "Северная и восточная Татария"
В русской православной традиции храмы могут получать свои названия во имя святых, праздников или икон. Последний вариант был воплощён в наименовании иркутской церкви во имя Спаса Нерукотворного.
История этой иконической композиции простая и интересная: Иисус Христос, умывшись, вытер лицо платком и на ткани запечатлелся его лик. Этот платок (убрус) был отправлен больному и тот вылечился от страшной мучительной хвори. По преданию, так и появилась первая икона, причем ещё при жизни Христа.
Интересно, что образ Спаса Нерукотворного не особо ассоциировали с целительством — он был универсальным священным символом и помощником в любых начинаниях. Например, во время сибирских завоеваний казаки приносили с собой из западной части страны хоругви — воинские знамёна с изображением Иисуса Христа, Богородицы или святых. На хоругвях, которые ещё можно назвать "боевыми иконами", часто был помещён именно образ Спаса Нерукотворного.
"В Сибири первые изображения Нерукотворного образа встречаются начиная со времён её освоения. Традиционно образ размещали на хоругвях и стягах, уповая на защиту Господа от врагов во время военных походов. Образ Спаса Нерукотворного изображён на хоругвях в миниатюрах Сибирской (Кунгурской) лицевой летописи второй половины XVII столетия, рассказывающей о покорении Сибири Ермаком.
Нерукотворный образ пользовался в казачьей среде необыкновенно большим почитанием, многие деревянные храмы в Сибири в XVII веке освящали в Его честь" — пишет Елена Ивановна Шаклеина — исследователь из Красноярска.
"Море Байкалъ". Фото: скриншот карты Море Байкалъ, С.У. Ремезов "Чертежная книга Сибири l. 1701 г."
Возведение нового каменного храма начали в 1706 году по благословению митрополита Тобольского Филофея. Средства на строительство были собраны усилиями воеводы Алексей Сидорович Синявина при активном участии горожан. Сооружение было вписано в одну из стен Иркутского острога. Строителем церкви был Моисей Иванович Долгих, который считается первым в Иркутске профессиональным зодчим. До приезда в Иркутск он работал на строительствах в Тобольске и Верхотурье. И первый этап храма был закончен за четыре года.
"Первым был торжественно освящён 1 августа 1710 г. верхний престол Спасителя Нерукотворного образа. В этот день… торжественно при сопровождении причта церкви переносили хоругвь с образом Спаса и пожалованную царём Петром икону в дорогой ризе. Хоругвь считали за реликвию, с которой в Прииркутье пришли первопроходцы, построившие здесь первое жильё и казённые постройки" — как сообщает в "Иркутских повествованиях" краевед Анатолий Константинович Чернигов.
Старейшая часть церкви имеет форму, называемую "четверик" — четырёхгранный (четырёхугольный) объём в старинной русской архитектуре. В середине XVIII века строение дополнилось колокольней и шпилем. Архитектурная форма колокольни — восьмерик на четверике, то есть четырёхугольная нижняя часть венчается восьмиугольной башней. Специалисты замечают, что не смотря на более позднюю постройку колокольни, всё сооружение вместе имеет органичный силуэт храма-корабля, который ориентирован по линии восток-запад.
План и фасад Иркутской Спасской церкви. Фото: Собрание ИОКМ, изображение из книги Акулич О. А., Крючкова Т. А., Полунина Н. М. "Во имя Спаса Нерукотворного Образа"
Облик Спасской церкви менялся и дополнялся на протяжении всего времени её существования. Сейчас снаружи на стенах можно увидеть фрески — росписи, изображающие сюжеты духовного содержания и образы святых. Они появились в начале XIX века.
На восточном фасаде помещён крупный триптих (изображение состоящее из трех частей). В центре изображено Богоявление (Крещение Иисуса Христа), слева — исцеление больного в купели Силоамской в Иерусалиме, справа — возведение первого иркутского епископа Иннокентия Кульчицкого в сан.
Триптих на Спасской церкви. Фото: ИА IrkutskMedia
Были в храмовом сооружении и такие дополнения, которые до нашего времени не сохранились. Так, в дореволюционное время южный фасад Спасского храма (в настоящее время это та часть сооружения, которая "смотрит" на здание правительства Иркутской области и Римско-католический ("польский") костёл), был опоясан деревянной крытой галереей. Эту галерею на старинный манер также называли "гульбищем".
Спасская церковь. Фото: ИА IrkutskMedia
Вот что излагается в книге "Спасская церковь" — максимально полном исследовании по истории храма:
"Для входа в храм пробили две двери. Одну — прямо в четверике. Местоположение этой двери ныне отчётливо "читается" на южном фасаде — она "висит" в воздухе и над ней в глубоком киоте нарисован святитель Митрофан Воронежский. Вторую дверь пробили на стыке колокольни и трапезной <…>. Сейчас здесь гладкая стена и ничто не напоминает ни о дверных, ни об оконных проемах.
С устройством галереи внешний вид здания изменился. В её глубине "спряталось" дивное первородное узорочье храма, но, к счастью, его не тронули".
Ещё одной интересной особенностью Спасской церковью были часы, помещённые на колокольне. О них сохранилось не очень много свидетельств. Известно, что они были установлены на здании спустя совсем недолгое время после его постройки. Указывается, что это, возможно, были первые в Иркутске городские часы. Каждый час колокольным звоном обозначалось время, звуку основного колокола предшествовал лёгкий перезвон. Судьба "исторических" часов неизвестна, однако уже в XXI веке часы были изготовлены заново и помещены на колокольню.
Часы на Спасской церкви. Фото: ИА IrkutskMedia
Кроме того, в местном краеведении существует любопытное свидетельство об ещё одном объекте в Спасской церкви, который можно назвать немного странным и загадочным.
Как пишет Анатолий Константинович Чернигов: "Спасская церковь имела ещё одну оригинальность: какой-то круглый водоём, выложенный в старину против алтаря каменными плитами. Следы этого водоёма наблюдались ещё в 1899 году".
Существует предположение, что "водоём" был сооружен из рациональных побуждений, говоря современным языком — из соображений техники безопасности. Иркутск, как и многие сибирские города, состоящие в основном из деревянных построек, был очень уязвим для огня, случались очень серьёзные пожары. Так, например, в 1879 году, когда погибла в огне значительная часть построек Иркутска, старинные храмы сохранились. По некоторым источникам, горожане двое суток поливали водой стены Спасской церкви, чтобы уберечь её от возгорания во время печальных событий 1879 года.
Для исследователей как в дореволюционное время, так и после 1917 года, Спасская церковь была одним из главных объектов, позволяющих приоткрыть наиболее ранние страницы истории Иркутска. Кроме самого здания храма большой интерес представлял погост, поскольку в прежние времена в православной традиции было принято хоронить прихожан в окрестностях религиозного сооружения.
Допожарный Иркутск, старейшие храмы города, 19 век. Фото: Акварель П. И. Пежемского, 19 век
В середине ХVIII века иркутский губернатор Адам Иванович Бриль запретил хоронить у Спасской церкви, а в 1771 году Сенат запретил погребать возле церквей по всем городам, приказав вынести кладбища за черту города. Однако подхоронения продолжались, а самое поздняя могила у Спасской церкви относится к 1919 году.
Первые археологические находки, связанные с ранним периодом иркутской истории, были сделаны в начале ХХ века (1901-1902 годы), когда в районе острога стали проводить земляные работы: копали траншеи под ограду церкви и канавы для бань Иванова.
В иркутской прессе ("Восточное обозрение") тогда развернулась дискуссия: неравнодушные люди писали о том, что человеческие останки безжалостно выбрасываются. Содержатель бань эту информацию опровергал, утверждая, что при копке действительно показались кости, но "были сейчас же зарыты обратно и больше не попадаются".
Именно в прессе были описаны первые находки: железные кандалы из двух гробов, в одном из которых были найдены также тяжёлые железные плитки, служившие, вероятно, подошвами. Кандалы не похожи на современные, значительно превосходят по весу. "Череп одного из кандальников прострелен пулею" — дополняется в заметке. Степень достоверности этих данных неизвестна, так как других описаний нет, а сами предметы не стали достоянием науки.
Тогда же начались первые шаги в направлении научной разработки темы. Закономерно ожидая увидеть что-то интересное на этом участке при копке траншей для бань, работы посещал исследователь ВСОРГО Антон Михайлович Станиловский. Из-за его трагической гибели (застрелен в ресторане пьяным черносотенцем) посмертная публикация наблюдений была сделана только в 1912 году. Были найдены человеческие кости, элементы одежды, крестики, также вне погребений были обнаружены предметы обихода, фрагменты слюды со следами крепления в окнах, и даже подземная комната, о назначении которой исследователи не смогли сделать каких-либо очевидных предположений.
После революции 1917 года Спасскую церковь едва ли не постигла участь Казанского кафедрального собора: старейшее здание города могли разрушить, но этого не случилось, вероятно, из-за того, что храм числился в списках культурного наследия.
В период антирелигиозной борьбы в 1930-е годы церковь была закрыта для богослужений. Здание приспосабливали под сапожную мастерскую, коммунальное жильё, в нём находились различные организации.
Что же касается изучения, то в советское время оно было продолжено. Дальнейшие научные работы в окрестностях Спасской церкви начали проводиться уже в 20-е гг. ХХ в. силами деятелей ВСОРГО, в том числе — сотрудников Иркутского музея. В работах приняли участие ряд крупных исследователей: профессор Николай Николаевич Козьмин, Василий Иванович Сосновский, Александр Владимирович Попов, Павел Павлович Хороших, летописцы Нит Степанович Романов, Владимир Сергеевич Манассеин и другие.
Кроме аналогичных первым находкам погребений, слюды, крестиков и так далее, исследователи выявили различные строения, которые относились к периоду Иркутского острога. В раскопках принимал участие известный художник Борис Иванович Лебединский, который по итогам внимательного изучения как письменных, так и вещественных источников создал ряд графических работ, в том числе знаменитый альбом "Иркутский острог". По мнению искусствоведов, творчество Лебединского отрицало идею вольной интерпретации исторических реалий, его называют художником-документалистом. Поэтому работы, сделанные на основе исследований Спасской церкви и её окрестностей, имеют ценность не только эстетическую, но и с историческую, с краеведческой точки зрения.
Иркутский острог. Фото: Борис Иванович Лебединский
В этот раз вновь не обошлось без полемики в обществе, хотя её настрой, как и многие послереволюционные явления, был категоричным. Посыл был совсем другим, нежели сигналы неравнодушных граждан, которые писали об уничтожении старинных объектов во время строительства канав для бань до революции.
Писавший под псевдонимом автор обрушил нападки на научные организации Иркутска за то, что деньги тратятся на поиски "первого камня", который стал началом города:
"Мы считаем мало существенным — на двести пятьдесят метров выше или ниже по Иркуту-Ангаре началась постройка. Мы утверждаем...: рытье траншей, как работу по исследованию мало актуальному, отложить до лучших времен, бросив средства на разработку более актуальных тем".
Актуальными темами автор признаёт историю промышленности, торговли, ускользающие дореволюционные реалии Хайты, Тельмы, Тальцов, Усолья. Известно, что учёные писали ответ о том, что на археологические работы и на исследование истории, в том числе экономики края, выделяются деньги из разных статей, однако автора это не удовлетворило. Не совсем понятно, были ли эти заметки тенденцией в обществе и насколько они влияли на ход археологических исследований в городе, однако раскопки острога продолжились несмотря на противодействие активного воинственного иркутянина.
Во второй половине ХХ века снова возникли сомнения в том, насколько важными являются те или иные объекты, среди которых была и Спасская церковь. К счастью, дело разрешилось в пользу сохранения культурного наследия и в 1967 году сотрудниками Иркутского краеведческого музея и Иркутского государственного университета (Владимир Вячеславович Свинин, Александр Михайлович Георгиевский, Николай Александрович Савельев и другими) проводились раскопки возле храма из-за начала реставрации по заданию главного архитектора проекта Галины Геннадьевны Оранской.
Галина Георгиевна Оранская. Фото: Из открытых источников
Именно с ней связан момент, когда город мог лишиться старейшего каменного здания. Галину Оранскую пригласили в 1959 году как московского специалиста, чтобы получить разрешение на снос аварийных старых церквей — собора Богоявления и Спасской церкви — в связи с предстоящим визитом американского президента Дуайта Эйзенхауэра (он ожидался в 1960 году). Храмы были в очень плохом состоянии, но Галина Оранская, обследовав объекты на месте, вопреки ожиданиям написала историко-архитектурное заключение об их ценности, благодаря чему они сохранились.
Сама же архитектор "приросла" к Иркутску и в течение десятилетий занималась работой по сохранению и реставрации культурно-исторических объектов, в том числе курировала и археологические раскопки острога 60-х годов. К слову, президент США так и не приехал в Иркутск, но планы его визита заметно повлияли на некоторые объекты города.
Когда реставрационные работы завершились, здание было передано Иркутскому краеведческому музею — в нём размещались выставочные площади.
Сооружение подверглось значительной перепланировке изнутри, однако сохранилось для истории. В виде музейного здания оно существовало до 2006 года, когда было передано епархии и после реставрационных работ в нём вновь начались богослужения.
Сегодня Спасская церковь — один из архитектурных символов города, место сбора на крупные богослужения прихожан, один из интереснейших экскурсионных объектов, старейшее здание Иркутска. Известно, что сооружение храма было вписано в стену Иркутского острога, таким образом сейчас только два объекта могут приблизительно показывать границы старинной крепости — это Ангара и храм. Оказавшись на Нижней набережной, мы можем увидеть, насколько широко раскинулся город сейчас, а начиналось всё с совсем небольшого пространства на берегу великой сибирской реки.
Храм Спаса Нерукотворного образа. Фото: ИА IrkutskMedia