19 января. С 1 января 2024 года регионы России перейдут на дифференцироанный тариф на электроэнергию для населения. По словам директора ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Валерия Дзюбенко, дифтариф позволит выделить случаи с аномально высоким уровнем потребления из общей массы и установить для них экономически обоснованную, реальную стоимость электроэнергии. Такая мера позволит снизить финансовую нагрузку на промышленность и бюджет. К тому же при грамотном применении механизма большинство граждан не заметят перехода на новый тариф, пишет ИА IrkutskMedia.
"В декабре 2023 года правительство подписало постановление, по которому с 1 января 2024 года региональные власти должны будут перейти на дифференцированный тариф на электроэнергию для населения. Эта обязанность возникает в случае, если объемы льгот, финансируемых за счет повышенных платежей для бизнеса (т. н. перекрестное субсидирование), превышают лимиты, установленные правительством. Это принципиальный момент — вопрос дифференцированного тарифа напрямую увязывается с проблемой перекрестного субсидирования", — отметил спикер.
Как минимум последние 20 лет тарифы на электроэнергию для населения в большинстве регионов страны занижаются, и промышленные потребители вынуждены "доплачивать" энергетикам за сохранение низких бытовых тарифов через механизмы перекрестного субсидирования, передает издание "Известия".
Однако льготу незаслуженно "приспособили" для себя недобросовестные майнеры. В результате такие предприниматели, потребляя электроэнергию в промышленных масштабах, платят за это по сниженным тарифам для населения, таким образом перекладывая заметную часть своих расходов на бюджет и промышленность.
Как заметил Валерия Дзюбенко, количество таких "предпринимателей" и домохозяйств со сверхпотреблением составляет до 5% от общего числа бытовых потребителей, однако объем их потребления и соответственно доля субсидий, которые региональные власти тратят на поддержание низких тарифов, в разы больше.
По мнению эксперта, дифтариф позволит выделить случаи с аномально высоким уровнем потребления из общей массы и установить для них экономически обоснованную, реальную стоимость электроэнергии.
"Необходимость в установлении дифференцированного тарифа возникла, поскольку рост перекрестного субсидирования перешел все разумные границы. О пробеме говорил руководитель Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков еще в 2004 году. На тот момент объем перекрестного субсидирования энерготарифов между промышленными потребителями и населением составлял 60-65 млрд рублей. К сегодняшнему дню "перекрестка" выросла почти в пять раз", — заметил эксперт.
Он также отметил, что установление цены электроэнергии для нескольких процентов потребителей с самыми большими энергоаппетитами на экономически обоснованном уровне сделает ненужным увеличение объема "перекрестки" в большинстве регионов, которые запланировали его в 2024 году. При этом в нескольких регионах "срезание пика" субсидируемых потребителей с аномально большими объемом потребления вообще может привести к снижению объема перекрестного субсидирования.
По словам директора ассоциации "Сообщество потребителей энергии", переход на дифтариф — долгожданная и естественная меры, чтобы избавиться недобросовестных потребителей. Вопрос снижения "перекрестки" обсуждался неоднократно, но только сейчас на проблему обратили особое внимание.
Между тем в 2022 году правом устанавливать тарифы в зависимости от объема потребления воспользовались только в Кемеровской области. С 1 июля 2024 года такая мера будет применяться как минимум в 30 регионах.
"Обязанность регионов перейти на "прогрессивную шкалу" тарифов не означает увеличения стоимости электроэнергии для бытового электропотребления. При грамотном применении механизма абсолютное большинство граждан не заметит перехода на новый порядок расчета тарифов, поскольку потребляет электроэнергию в пределах бытовых нужд, а льготные категории населения продолжат получать электроэнергию по низкой цене без ограничений. Количество "энергетических вампиров", маскирующихся под скромных бытовых потребителей, для которых цифра в платежке должна справедливо вырасти, не превышает 5%", — отметил эксперт.
Он также подчеркнул, что бытовые потребители совокупно выиграют, если полагающимися населению льготами перестанут пользоваться те, кому они не предназначены. Сейчас же наблюдается ситуация, когда серые майнеры фактически отнимают эти субсидии у других людей, которым они действительно необходимы. Вместе с тем раздутый "перекресткой" платеж за электроснабжение производитель (он же — промышленный потребитель) перекладывает в цену своего товара или услуги, таким образом, обычный гражданин вынужден будет заплатить более высокую цену.
Эксперт также подчеркнул, что введение дифтарифов является средством решения главной задачи — снижения объема перекрестного субсидирования, то есть снятия избыточного бремени с промышленности и обеспечения возможностей для адресной помощи людям, которые в этом нуждаются.
"Механизм, безусловно, требует более жесткой регламентации — государство дало регионам право устанавливать тарифы для населения, но не предусмотрело единых четких правил и регламентов. В результате возможны ошибки и злоупотребления со стороны местных властей в широком диапазоне — от установления неоправданно низких объемов нормы бытового потребления, приводящих к заметному повышению тех самых "цифр в платежках" до полной профанации идеи — установлении таких границ, в которые легко уместятся и миницеха, и особняки, и "серые" майнеры", — сообщил Валерий Дзюбенко.
В связи с этим, подчеркнул эксперт, ФАС России необходимо разработать предложения по совершенствованию этого механизма и регламентации процесса на уровне НПА федерального уровня. Также усилия нужно направить на меры, приводящие к снижению тарифов, которые охватывают все составляющие цены электроэнергии, включая повышение эффективности генерации и оптимизацию затрат, а также снижение потерь в электросетях. Кроме того, нужен механизм адресных субсидий, чтобы перейти от позиции "доплачивать понемногу всем" к выделению более ощутимой финансовой поддержки тем, кто в этом реально нуждается.