29 февраля. Дальнемагистральный самолёт Ил-18Д, совершавший рейс из Москвы в Петропавловск-Камчатский, потерпел крушение неподалеку от Братска 29 февраля 1968 года. В результате авиакатастрофы погибли 74 пассажира и девять членов экипажа. Единственным выжившим оказался 20-летний солдат-срочник. Несмотря на мороз, тяжелейшие переломы ног, руки и позвоночника, он продержался в тайге всю ночь и дождался помощи. Подробнее об этом — в материале ИА IrkutskMedia.
Самолет. Фото: Freepik
В 22.37 экипаж установил связь с диспетчером аэропорта Братска, а затем и Киренска. Полет проходил спокойно, расчетное время пролета над Братском составляло 23.06. Однако в 22.43 с борта поступило двухсекундное сообщение возбужденным голосом с недостаточно разборчивым содержанием. Первоначально оно было расшифровано "Летим, горим", затем "Полетели винты". Определить его точное содержание не смогли. После этого экипаж перестал выходить на связь.
Позже разрушенный и сгоревший самолет обнаружили в тайге в 13 км северо-западнее станции Парчум Чунского района Иркутской области в 165 км западнее аэропорта Братска. В 22.43.47 воздушное судно столкнулось с землей. При падении обломки и людей раскидало на 3 км.
Огонь. Фото: Freepik
По его словам, полет проходил спокойно. Затем зажглись табло "Пристегните ремни". Внезапно возникла сильная перегрузка. Самолёт начал резко падать, его очень сильно накренило. Все пассажиры поднялись к потолку, а затем (из-за боковой перегрузки) их прижало к левому борту и полу. После этого молодой человек потерял сознание. Очнулся уже в лесу и снегу.
"Когда я очнулся, кругом слышались стоны выживших, крики. Рядом со мной лежала девушка, она была ещё жива, что-то шептала. Ещё рядом лежал мужчина, стонал. Метрах в 30 парень знакомый, морячок, просил помочь. А как я ему помогу, если сам не мог подняться... Я лежал и в тот момент уже прощался с жизнью. На моих глазах погибли, замёрзли и эта девушка, и тот морячок", — поделился воспоминаниями с RT Василий Андриенко.
Однако чудом молодой человек не замерз. Встать он не мог, но старался все время шевелиться, не терять сознание. Даже удалось развести костерок из сосновых веток, сигарет и спичек. Отчаяние, по словам мужчины, было очень сильным, особенно при взгляде на погибших вокруг.
Нашли бойца к полудню следующего дня. Неподалёку от места крушения работала бригада заготовителей живицы. Возможно, ночью они слышали шум, а утром пошли смотреть, что случилось. Живыми обнаружили не только солдата-срочника, но и еще одного человека. Обоих на вертолёте доставили в больницу посёлка Чунский. Позже мужчина скончался на операционном столе.
Больше полугода молодой человек проходил лечение в больнице Чунского, а затем в военном госпитале в Иркутске. После выписки Василий встретил свою любимую женщину. Позже они переехали в Ленинградскую область.
Самолет. Фото: Freepik
Примерно через 35 минут полета по маршруту самолет начал снижаться из-за острой аварийной ситуации. В процессе снижения имели место отрицательные и боковые перегрузки, а экипаж предпринимал неоднократные попытки связаться с землей. До высоты 3 тысяч метров самолет снижался со средней вертикальной скоростью 17-56 м/с. Тревожное неразборчивое сообщение было передано на высоте не менее 3 тысяч метров. Затем самолет снижался с вертикальной скоростью 50-125 м/с. В процессе воздушное судно находилось в правом развороте и уклонилось от трассы вправо на 90°. В связи с усложненными условиями в процессе аварийного снижения могли иметь место ошибки в технике пилотирования и, как результат, выход самолета на разрушающие перегрузки. Разрушение в воздухе произошло на высоте 1 тысячи метров. При этом судно находилось в перевернутом положении с углом крена 140-220° на скорости 890 км/ч. После этого Ил рухнул на землю.
"Самолёт загорелся ещё в воздухе. В памяти остался сильный взрыв при падении, но достаточно далеко от меня", — рассказал выживший солдат-срочник.
Точная причина катастрофы названа так и не была. Вероятно, трагедия произошла из-за выброса топлива и его утечки в полете в сочетании с другими, оставшимися неизвестными явлениями, а также с возникшим возгоранием.
ГосНИИ ГА также было сделано заключение, что пожар возник еще во время полета на эшелоне в левой половине крыла из-за течи топлива, в зоне, не оборудованной средствами сигнализации пожара и пожаротушения, что вынудило экипаж начать снижение с эшелона. На второй стадии вынужденного снижения произошел отказ в системе регулирования "Двигатель-винт" СУ №3, следствием которого стало возникновение и развитие отрицательной тяги на данной силовой установке и самолет, потеряв управляемость, перешел в глубокий крен. Но данное заключение комиссией по расследованию авиационного происшествия было опровергнуто.