Непобедимый абсентеизм или недостаток пряников? Выборы прошли, но осадочек остался

Политические эксперты проанализировали итоги выборной кампании в Иркутской области
Выборы
Фото: Freepik

21 марта. Миновавшее главное политическое событие 2024 года — выборы президента РФ — сейчас обсуждается в регионах в большей степени не с позиции "кто победил", а какую явку показали. Федеральные политадминистраторы, партийное руководство, эксперты и технологи сейчас изучают причины низкой явки в ряде регионов, особенно в тех, где активность избирателей сильно отличается от общероссийского тренда. К счастью, Иркутская область не оказалась в этом списке. Свой гражданский долг в Приангарье исполнили 63,17% избирателей при общей явке по стране 77,44%. Однако губернатор региона Игорь Кобзев признался, что ожидал лучшего результата, подчеркнув, что, вероятно, главы МО не доработали с жителями и "не достучались" до них. Федеральные и региональные эксперты также проанализировали итоги выборов в Иркутской области, отметив в целом позитивные изменения в явке по сравнению с 2018 годом, и это при общей безбюджетности нынешней кампании, вялости политтехнологов и недостатке "пряников" для привлечения избирателей. Подробнее об этом — в материале ИА IrkutskMedia.

Явка была, но щедрости не хватило 

В этом году выборы президента страны проходили три дня — 15-17 марта. Уже в первый день на избирательных участках в Иркутской области наблюдался ажиотаж. Чтобы отдать свой голос за кандидата, приходилось даже вставать в очередь. Люди голосовали целыми семьями, пели частушки и наряжались в костюмы различных персонажей. Традиционно больше всего граждан посещали участки в воскресенье. В результате общая явка на выборах президента в Иркутской области составила 63,17%. Свои голоса за кандидатов отдали 1147021 человек, при том что в целом на территории Приангарье проживают 2,34 млн граждан. 

Голоса распределились следующим образом:

  • Владимир Путин (самовыдвижение) — 83,89%;
  • Владислав Даванков ("Новые люди") — 5,46%;
  • Николай Харитонов (КПРФ) — 4,69%;
  • Леонид Слуцкий (ЛДПР) — 3,55%.

Лидерами по явке стали Аларский (89,61%), Эхирит-Булагатский (86,59%) и Баяндаевский (85,88%) районы. А вот самую низкую явку показали Усть-Кутский (54,18%), Шелеховский (54,51%) и Тайшетский (54,61%) районы. В Иркутске избирательные участки посетили 57,78% человек. В Ангарском городском округе явка составила 56,93%, в Братске — 60,91%. 

Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, оценивая результаты выборов, признался, что ожидал более высоких результатов — более 65%. При этом он заметил, что даже 63,17% стали рекордом для нашего региона, который, как подчеркнул глава Приангарья, окончательно потерял статус "аутсайдера" и "протестного региона". Отметим, что на прошлых президентских выборах в 2018 году область показала гораздо меньшую явку — 55,67%. 

"Мы прогнозировали еще лучшие результаты, мы шли к этому. В первый день ожидали явку 33-34%, но не добрали всего 3%. Будем работать над ошибками, но все равно движение вперед есть, главное не останавливаться. Моя задача — создавать условия, чтобы эта тенденция развивалась дальше, тогда, может быть, в будущем поменяется мировоззрение жителей от протестности, созидательности", — рассказал губернатор региона.

По его словам, низкая явка в некоторых районах Приангарья связана с тем, что главы МО не достучались до жителей, не донесли до них цели развития, которые обозначил президент. Кобзев также подчеркнул, что намерен встретится с жителями и мэрами районов, где была низкая явка.

 "Это часть истории, которая для них должна стать уроком, и для нас тоже", — отметил губернатор Приангарья. 

В свою очередь доктор юридических наук, профессор Сергей Шишкин считает результат по явке весьма достойным, а на некоторых территориях и вовсе отличным. Дополнительной мобилизацией, способствовавшей явке, стали масленичные гуляния, розыгрыши и конкурсы, которые организовывали сами муниципалитеты, а также активные призывы и даже жесткие высказывания в тг-каналах (18+), о том, что не нужно подводить свое МО, и прочее. 

— Иркутская область — особый регион. Успехом следует считать явку более 50%. Учитывая многолетнюю практику в Приангарье, когда на выборы, откровенно говоря, ходят плохо. Связано это в основном с тем, что у нас в городах достаточно благополучная ситуация, и какие-то вызовы и мотивы не гонят людей в политику и на избирательные участки. Нет протестности и неудовлетворенности, — подчеркнул профессор. 

Сергей Шишкин акцентировал внимание, что некоторые мэры работали действительно на результат, даже несмотря на то, что выборы не имели большого бюджета. Эксперт обратил внимание, что в регионе в условиях трехдневного режима голосования для каждого дня был свой эпиграф. В пятницу, 15 марта, работодатели могли отправить на участки своих сотрудников, субботу обозначили как семейный день, который совпал с Масленицей. А вот в воскресенье голосовали в основном те, кто привык к единому дню выборов — традиционалисты. В Иркутске, по словам профессора, таких людей было порядка 30 тысяч человек. 

Управляемый характер электорального процесса

Масленичные гуляния, раздача блинов, розыгрыши автомобилей, квартир и даже билетов на Иванушки International для поднятия явки проводились и в других регионах России. И многие жители участвовали в выборах именно ради призов. При этом, как подчеркнул руководитель "Политической экспертной группы" Константин Калачев, если было стремление сделать явку выше, то с аполитичной частью общества явно недоработали. Для этого было важно тотальное информирование, чтобы сообщения, где и как можно проголосовать, было слышно отовсюду, из каждого "утюга". Например, в Москве местные жители получали с десяток сообщений об этом. Позитивная повестка перед выборами в Иркутской области действительно была, но вот было ли информирование массовым и тотальным, как в столице?

Также, по словам эксперта, помимо кнута (мобилизационных программ, организационных усилий и жестокого администрирования) на выборах нужны были и щедрые пряники, в которые люди реально поверят. В Москве для розыгрышей был миллион призов и практически каждый проголосовавший что-то выиграл. Однако эксперт обратил внимание на хороший результат Иркутска. 

— Учитывая абсентеистский характер жителей Иркутска, как людей свободных, независимых, гордых, как носителей традиций декабристов — это уже высокая явка. Но, видимо, нужно было разыгрывать не одну квартиру или машину, а несколько. Самое главное люди должны были поверить в свой шанс. Когда разыгрывается одна квартира, какие у тебя шансы? Да никаких, собственно говоря, — отметил Константин Калачев. 

Что касается вопроса доверия к институту выборов, то спикер заметил, что важно учитывать и либерально-настроенную публику, которая не участвовала в голосовании, руководствуясь принципами, что их участие легитимизирует происходящее. Таких в Иркутске, наверное, немало, но точно не 45%. Поэтому с аполитичной частью общества явно не доработали. 

В свою очередь Сергей Шишкин обратил внимание в этом ключе на роль политтехнологов известного в профессиональных кругах агентства КРОСС, которые работали на президентских выборах в регионе. Эксперт сообщил, что в текущей кампании их роль была скорее номинальная, в отличие от выборов в Законодательское собрание. 

— Фактически они уже начали подготовку к праймериз по выборам (в Думу Иркутска — прим.ред.). Но каких-то суперзатей в нынешней кампании, политтехнологических опытов я не заметил, я бы даже сказал, что их роль номинальна. В отличие от выборов в Законодательное собрание они себя не показали, — подчеркнул Сергей Шишкин.  

Эксперты сошлись во мнении, что в целом итоги выборов в Иркутской области всё-таки можно оценить позитивно. Регион не занял последнее место по явке, что уже является определенным прорывом. 

— Электоральный процесс в Иркутской области носит управляемый характер, то есть губернатору ничего не грозит, в отличие от некоторых других субъектов РФ, которые показали самый низкий результат по явке, — резюмировал Константин Калачев. 

Гендиректор коммуникационного агентства ACTOR (Москва) Дмитрий Еловский также согласился с тем, что явка на выборах президента в Иркутской области была неплохой. Регион показал нормальный для себя результат, хотя есть куда стремиться и над чем работать и политблоку, и "Единой России". 

— Думаю, что губернатор слишком строг к себе. Конечно, он правильно делает, публично говоря: "Мы не доработали". Он бы очень глупо выглядел, если бы говорил: "Мы молодцы". Это бы вызвало наоборот недоумение, особенно у федерального центра. Поэтому надо было показать, что он действительно обеспокоен, хотел больше и так далее. Никто не будет ему за это предъявлять, потому что есть регионы, которые показали меньшую явку, — заметил Дмитрий Еловский. 

Эксперт подчеркнул, что в текущей ситуации, скорее всего, получить сильно больше процентов у региона бы не вышло. И это не особо зависит от губернатора. Иркутская область — промышленно развитый регион с большой долей городского населения и с традиционно высоким уровнем протестного голосования. Сюда также добавляется развитая сетка достаточно сильных элитных групп, которые всегда были независимо мыслящими. Кроме того, еще пять лет назад Иркутская область была красным регионом. И все эти факторы, по словам спикера, повлияли на голосование. Поэтому явка 63,17% для Приангарья является вполне нормальным и крепким результатом. 

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость