Выплевывали куски легких на окровавленные гимнастерки: как русские отстояли Осовец

В историю эта битва вошла под названием Атака мертвецов
Солдаты русской императорской армии
Фото: Сайт журнала "Фома"

6 августа. Примерами мужества и запредельного героизма русского солдата пропитана военная история нашей страны. Едва ли какая-либо страна может показать более безграничное мужество русских бойцов. 6 августа отмечается годовщина обороны крепости Осовец на Восточном фронте во время Первой мировой войны, а особенно её один эпизод. В российскую и мировую историю он вошёл как "Атака мертвецов". 

Случился он на второй год войны. Русская армия вела тяжелые бои на Восточном фронте. 1 мая 1915 года после газовой атаки у Горлицы немцам удалось прорвать русские позиции, и началось широкомасштабное наступление немецких и австрийских войск. В результате были оставлены Царство Польское, Литва, Галиция, часть Латвии и Белоруссия. Без снарядов и патронов, отступая, русские солдаты наносили тяжелые удары немецким и австрийским войскам, чьи совокупные потери за 1915 год насчитывали около 1200 тысяч человек.

В истории отступления 1915 года славной страницей является оборона крепости Осовец. Она находилась всего в 23 километрах от границы с Восточной Пруссией. По словам участника обороны Осовца С. Хмелькова передает сайт "Православие.ru", основной задачей крепости было "преградить противнику ближайший и удобнейший путь на Белосток… заставить противника потерять время или на ведение длительной осады, или на поиски обходных путей". С февраля 1915 года начались планомерные штурмы, которые отбивались в течение 190 дней, несмотря на чудовищную немецкую техническую мощь.

Немцы притащили даже "Большие Берты" — осадные орудия 420-мм калибра, 800-килограммовые снаряды которой проламывали двухметровые стальные и бетонные перекрытия. Воронка от такого взрыва была 5 метров глубиной и 15 в диаметре. Под Осовец привезли четыре "Большие Берты" и 64 других мощных осадных орудия — всего 17 батарей. Самый жуткий обстрел был в начале осады.

"Противник 25 февраля открыл огонь по крепости, довел его 27 и 28 февраля до ураганного и так продолжал громить крепость до 3 марта", — вспоминал С. Хмельков. По его подсчетам, за эту неделю ужасающего обстрела по крепости было выпущено 200–250 тысяч только тяжелых снарядов. А всего за время осады — до 400 тысяч.

И однако крепость стояла. Защитников просили продержаться хотя бы 48 часов. Они выстояли 190 дней, подбив при этом две "Берты". Особенно важно было удержать Осовец. 

Но даже в таком режиме артиллерия не справлялась со своей задачей — защитники крепости стояли насмерть. Поэтому немцы стали готовить газовую атаку. Использование в военное время отравляющих веществ было запрещено Гаагской конвенцией 1899 года, которую немцы, однако, цинично презрели. Фактически немецкие газовые атаки в Первой мировой войне стали прообразом жутких газовых камер во Второй мировой войне.

Газовую атаку немцы готовили тщательно, терпеливо выжидая нужного ветра. Развернули 30 газовых батарей, несколько тысяч баллонов. И 6 августа в 4 утра на русские позиции потек темно-зеленый туман смеси хлора с бромом, достигший их за 5–10 минут. Газовая волна 12–15 метров в высоту и шириной 8 км проникла на глубину до 20 км. Противогазов у защитников крепости не было.


Немецкая газовая батарея под крепостью Осовец. Сайт Православие.ru

Впрочем, какие-то меры противодействия газам все же уже были: солдаты жгли перед окопами паклю и солому, поливали брустверы и распыляли обеззараживающий известковый раствор, а также надевали имевшиеся в их распоряжении противогазовые повязки и маски. Впрочем, все это было не слишком эффективно, к тому же большинство солдат использовали обычные мокрые тряпки, которыми обматывали лицо.

Обороняющиеся пострадали очень сильно. Как пишет журнал "Фома" (6+): оказавшиеся в низине 9-я, 10-я и 11-я роты практически перестали существовать, в 12-й роте на Центральном редуте в строю осталось около 40 человек, у Бялогронды — около 60-ти. Неожиданностью для русских войск также стал и обстрел крепости, в том числе и снарядами с отравляющими веществами, — именно поэтому русская артиллерия не смогла дать адекватный ответ противнику, хотя возможности у нее для этого были. 

Вспоминает участник обороны Осовца Алексей Лепешкин (его слова цитирует сайт Православие.ru): "У нас не было противогазов, поэтому газы нанесли ужасные увечья и химические ожоги. При дыхании вырывался хрип и кровавая пена из легких. Кожа на руках и лицах пузырилась. Тряпки, которыми мы обмотали лица, не помогали. Однако русская артиллерия начала действовать, посылая из зеленого хлорного облака снаряд за снарядом в сторону пруссаков".

В это время на осажденных пошли тысячи немецких солдат, рассчитывавших просто занять оставленные отравленными русскими окопы, поскольку выжить после такой газовой атаки было невозможно. Но тут прозвучала команда для защитников крепости: выбить отравителей с занятых рубежей.

Поднялись 8-я, 13-я и 14-я роты, потерявшие часть своего боевого состава, в 13-й и вовсе осталась только половина. По разным источникам всего около 100-120 солдат. Группу основного удара на немецкие ландверные полки возглавил подпоручик Владимир Карпович Котлинский.

Навстречу немцам шли почти "живые мертвецы", восставшие из окутанных хлором окопов. С обожжёнными лицами, обмотанными тряпками, крики "Ура!" были больше похожи на хрип. Бойцы сотрясались от жуткого кашля, многие буквально выхаркивали кровь и куски легких на свои гимнастерки. 

Для газеты "Русское слово" очевидцы описывают событие так:

"Я не могу описать озлобления и бешенства, с которым шли наши солдаты на отравителей-немцев. Сильный ружейный и пулеметный огонь, густо рвавшаяся шрапнель не могли остановить натиска рассвирепевших солдат. Измученные, отравленные, они бежали с единственной целью — раздавить немцев. Отсталых не было, торопить не приходилось никого. Здесь не было отдельных героев, роты шли как один человек, одушевленные только одной целью, одной мыслью: погибнуть, но отомстить подлым отравителям".

Героическими усилиями Сосненская позиция была возвращена, и положение осажденных было восстановлено. Успех был достигнут дорогой ценой: погибло 660 человек. Но крепость держалась. Последующие недели позволили русской армии отвести войска с фронта, перебросить резервы и не дать врагу окружить крепость и выйти на стратегически важное направление для удара.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость