Концентрация и грамотное планирование. Марина Ангаева о работе дежурного по станции

Наследница железнодорожной династии продолжает дело своей семьи
Марина Ангаева
Фото: из личного архива

27 августа. Движение поездов по железной дороге не прекращается ни на секунду. На станцию постоянно пребывают поезда и отправляются в путь. За их движением пристально наблюдает дежурный по станции, направляя составы по свободным путям и расчищая занятые, чтобы поезда вовремя прибывали на нужные платформы. Для такой профессии критически необходима высокая степень концентрации и умение грамотно и быстро планировать свою работу. 

Марина Ангаева работает уже 42 года на железной дороге, координируя движение на вверенных ей станциях. Выросшая в семье железнодорожников, она продолжила дело своей семьи, рано устроившись в РЖД. Быть дежурным по станции непросто, ведь приходится трудиться круглые сутки, но Марину Ангаеву не пугают сложности, поскольку любовь к работе сильнее. В интервью ИА IrkutskMedia дежурная по станции рассказала об особенностях своего нелегкого дела.

— Скажите, как вы пришли к решению связать свою жизнь с железной дорогой?

— У меня своего рода железнодорожная династия. Мой отец работал шофером путевой машинной станции на железной дороге, а мой дед был монтером — занимался осмотром путей на Кругобайкалке. Свой трудовой путь в РЖД я начала в 18 лет и работаю здесь уже 42 года. Я была принята на должность дежурной по станции 8 июня 1982 года. 15 лет работала на маленькой станции, из которой потом сделали подъездной путь.

Позже пришлось сменить должность на два года. С 1997 по 1999 год я трудилась на вокзале уборщицей. Потом освободилось рабочее место дежурного по станции в Култуке, и стали искать нового работника. В отделе кадров тогда сказали, что у них уже есть готовая дежурная по станции, и предложили эту должность мне. Я согласилась вновь вернуться к работе. 

— Для такой работы, наверное, нужна специальная подготовка. Где вы проходили обучение?

—  Я обучалась в Улан-Удэнском колледже, который в то время был техникумом железнодорожного транспорта. В то время в заведении еще не готовили дежурных по станции. Я поступила на энергетика, а потом уже переучивалась во время работы. В 2000 году в техникуме открылось отделение управления перевозками, где можно было уже освоить специальность дежурного. Его я закончила заочно.

— Вы работаете исключительно на одной станции?

— Сначала я работала только в Култуке, потом в 2011 году стала разъездным дежурным по Кругобайкалке, так что сейчас я работаю на всех станциях от Култука до порта Байкал. Всего здесь пять станций: Култук, Шарыжалгай, Маритуй, Уланово и Байкал. 

— Что вы цените в своей работе?

— Работа дежурного — интересная, хотя временами нервная, но так везде. Я ценю свою работу за возможность общаться с людьми. У нас дружный коллектив — все друг друга поддерживают и помогают, дают советы по работе. В основном коллектив мужской: электромеханики, путейцы и машинист — это все мужчины. А вот коллектив дежурных по станции — женский. Мы всегда на связи друг с другом, даже ночью, готовы прийти на помощь круглосуточно. Мы так к этому уже привыкли, что иногда уже не замечаем.


Марина Ангаева. из личного архива

— Получается, что эта профессия чисто женская?

— Мужчин действительно работает мало, хотя они есть. 90% коллектива дежурных по станции — это женщины.

— Какие обязанности ложатся на плечи дежурного по станции?

— Дежурный по станции занимается приемом и отправкой поездов, совершает маневры, распределяет пути для принятия поезда. Мы также закрепляем составы и делаем объявления по парковой связи.

— Что означает — "принять поезд на станцию"?

— Прежде всего, мы заблаговременно планируем, на какой путь принять состав. Для этого мы сверяемся с техническо-распорядительным актом, хотя мы уже знаем порядок и время отправления поездов. Важно выстроить планирование таким образом, чтобы пассажирам было удобно и не приходилось слишком много передвигаться по станции.

— Какие поезда необходимо принять в первую очередь?

— В приоритете идут туристические поезда, далее пассажирские, затем уже пригородные, а потом уже все остальные — грузовые и рабочие поезда. Пассажирские и пригородные мы берем на главные пути, а на боковые — грузовые.

— Сколько времени уходит на то, чтобы выработать решение?

— Само планирование занимает минуту-две. Времени на то, чтобы составить план, подготовить и освободить пути вполне достаточно, пока поезд идет со Слюдянки. В то же время существуют некоторые особенности при принятии паровозов на станцию. После заправки водой мы перегоняем паровоз на другой путь, где ему делают подрезку, то есть скидывают накопленный шлак, после этого он возвращается в голову, готовый к отправлению на следующий день.


Марина Ангаева. из личного архива

— Как вы подготавливаете пути для принятия поезда?

— Подготовка путей подразумевает их свободность. Если пути заняты, то мы их освобождаем для того, чтобы принять пассажирский поезд. Туристические поезда принимаются обычно на одни пути — первый и второй путь от перрона — поэтому необходимо, чтобы они были свободны.

— Насколько интенсивный поток движения составов?

— Он небольшой. Перегонное время от станции до стации составляет примерно час. Пока один поезд не прибудет на следующую станцию, другой поезд никуда не отправится — ни вслед, ни навстречу, поскольку у нас одни пути. В летнее время ездит больше поездов, потому что ходят туристические — три-четыре маршрута.

— Вы также упоминали маневровые работы. В чем они заключаются?

— Маневры — это заход состава на подъездной путь, куда поезда могут встать на отстой на долгое время. В Култуке поезда совершают мало маневров, поскольку часто идут на проход в обе стороны. В порту Байкал маневры случаются чаще, поскольку станция является тупиковой. Обычно маневры случаются при перегоне локомотива. Сначала мы закрепляем вагоны, потом отцепляем локомотив, выводим стрелки, открываем сигналы — и локомотив совершает обгон.

— Получается, что перевод стрелок также входит в ваши обязанности?

— Да, мы переводим стрелки, чтобы состав перешел с одного пути на другой, готовим маршрут и открываем светофор. Для машиниста загорается сигнал, на который он выезжает. Важно, что существует строгая зависимость между работой сигнала и стрелок — так, сигнал не откроется, если стрелки не переведены. Информация о том, какие стрелки необходимо перевести, есть на пульт-табло. Если стрелка вдруг не перевелась, то мы переводим ее вручную и докладываем об этом диспетчеру, а также электромеханикам и всем причастным службам. 


Марина Ангаева. из личного архива

— У вас, наверное, очень насыщенный рабочий день. Сколько может длится ваша смена?

— На разных станциях — по-разному. Например, в порт Байкал мы заезжаем на трое суток, поскольку дорога туда и обратно занимает четыре часа. В Култуке работаем сутки через трое. У нас обязательно есть комната отдыха, где мы проводим время вне работы.

— Выходит, что вы работаете не только днем, но и ночью. Сложно ли работать в таких условиях?

— Ночью трудиться немного сложнее, но во время работы даже не думаешь о том, что хочется спать. Работа по ночам — частое явление, поскольку множество пригородных поездов отправляются в это время, а грузовые поезда прибывают только по ночам.

Зимой добавляется еще один нюанс в виде снега — в порт Байкал из-за испарения Ангар его бывает очень много. Приходится поднимать путейцев по ночам, чтобы они мели стрелки. Сложно было работать в молодости, сейчас я уже привыкла и не испытываю никаких трудностей.

— Что запрещено делать на рабочем месте?

— Нельзя пускать посторонних на пост электрической централизации, а также пользоваться сотовыми телефонами, поскольку они отвлекают от работы.

— Какими качествами, на ваш взгляд, необходимо обладать для того, чтобы стать хорошим дежурным по станции?

— Необходима собранность, поскольку часто возникают внезапные ситуации, требующие быстрой сообразительности и выполнения задачи должным образом. Кроме того, обязательно требуется внимательность и чувство ответственности. Немного легкого страха будет также полезно, чтобы не быть равнодушным к работе.

— Как повлияла профессия на ваш характер?

— Я стала более внимательной и собранной. С годами научилась держать много информации в голове, потому что невозможно выучить все инструкции. Мало их запомнить, нужно также уметь и на практике их применять.

— Что мотивирует вас работать?

— Лучшей мотивацией всегда была достойная оплата труда на предприятии. 


Марина Ангаева. из личного архива

— Возникали ли у вас на работе какие-то опасные ситуации?

— Лет 10 назад на Кругобайкалке случился обвал камней. Мы тогда ехали на локомотиве. Он успел затормозить, но тогда такие камни нападали. Никогда в жизни такого не видела — знала только по чужим словам. Бывает, что иногда медведи к железной дороге выходят. На самом деле работа дежурным по станции не опасная — сотрудники сидят за пультом в тепле и уюте. 

— Не возникало ли чувства разочарования от профессии?

— Мои ожидания от профессии совпали с реальностью. Я не сомневалась в своем выборе работы ни на секунду. Конечно, иногда возникали ситуации, на которые я злилась, но я уже так прикипела к работе, что не представляю себя на другом месте. Работа действительно интересная.

— И даже мысли сменить работу вас не посещали?

— Нет, никогда. Мне так нравится работа, что я себя никогда не представляла в другом месте. Еще до того, как я пришла на железную дорогу, я думала, куда устроиться на работу. На тот момент я даже не знала о существовании такой профессии как дежурный по станции. Как пришла в компанию устраиваться, так мне сразу предложили место, от которого я не смогла отказаться.

— Что бы вы посоветовали молодым специалистам, которе хотят работать в данной сфере?

— Любить свою работу и быть ответственным. Если не получается работать, то лучше не стоит заставлять себя, потому что так будет тяжело и не удастся хорошо работать. Свою работу надо любить.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость