6 сентября. Стереотип о девушках за рулем в настоящее время все еще остается актуальным, что уж говорить о "неженских" профессиях в автомастерских. Ярким примером, разрушающим предрассудки, является Настя Туман — популярный автоблогер. До того, как стать знаменитой, Настя работала автомехаником, сейчас она также продолжает изучать, ремонтировать и восстанавливать машины, но уже делясь этим с многомиллионной аудиторией. Девушка приехала в Иркутск, чтобы провести крупную встречу с подписчиками, попробовать местную кухню и посмотреть достопримечательности. В эксклюзивной беседе в редакции ИА IrkutskMedia Настя рассказала о своем пути к известности, перенесенном инсульте и отечественном автопроме.
— Первый вопрос, конечно же, будет связан с вашими проектами: какой из них вам нравится больше всего?
— Самым значимым проектом я считают прокачку Nissan Skyline — его знает большинство моих подписчиков, и очень многие из них пришли именно со Skyline. Это тот случай, когда, грубо говоря, из мертвого кузова мы сделали конфетку. Взяли авто за 100 тысяч рублей, переварили, переделали в ней просто все, что можно и нельзя. Вот и получилась машина-легенда, которая должна жить.
А из проектов, которые мы делаем в формате нашего сериала — это, конечно же, авторынки разных стран и городов, что-то уже вышедшее из рамок автомобильной стези, но при этом сохраняющее автотематику: сколько стоит машина, как можно в том или иной стране купить, перегнать автомобиль. Мы рассказываем про особенности этих мест, как туда приехать, сколько стоят визы, как там жить, где лучше снять квартиру, какая еда, где деньги поменять, что стоит или не стоит предпринимать в определенных ситуациях. Перегоны — это тоже многосерийные фильмы.
— На что больше всего реагирует публика? Что, на ваш взгляд, больше всего откликается зрителю?
— Сейчас как раз-таки перегоны и авторынки — их популярность это показывают именно цифры. Когда я снимала более развлекательный контент про такси, например, он сначала хорошо "заходил", а потом люди стали "кринжеваться" (реакция, вызывающая чувство отвращения или стыда — прим. ред.), потому что я примеряла разные образы: допустим, переодевалась в блондинку и вела себя очень несуразно, чтобы вызвать реакцию у пассажиров.
Формат "Автодевочки" тоже очень хорошо заходил, мы рассказывали про девушек из мира авто: кто-то дальнобойщица, кто-то гонщик, кто-то — каскадёрша на мотоциклах. Успех, конечно, полностью зависит от героини — это может быть даже не медийная девушка, но она ещё больше располагает к себе народ.
— Интерес к видео с перегонами авто, наверное, можно связать с тем, что сейчас очень остро стоит вопрос с ввозом машин, их покупкой и ценами?
— Ну, конечно. Людям сейчас интересно искать альтернативу. Раньше было всё на поверхности, да и сейчас в целом очень много автомобилей у нас в России, которые можно купить и не заморачиваться о том, чтобы самому ехать в другое государство, прикидывать, где взять деньги, как там их переводить. Но многим это по-прежнему интересно, потому что кто-то отчасти хочет на этом построить бизнес, кому-то просто хочется попутешествовать, так скажем, с пользой, с выгодой для себя — уехать чужого государства на автомобиле, не платя за авиаперелёт.
Поэтому эта тема стала прямо супервостребована, на моем канале такой контент очень популярный. В начале 2023 года мы с мужем стали ездить по разным странам, перегонять туда машины, рассказывать об этом людям — всю правду от того, как перевести деньги легально, как оплатить там через банк в России, в другое государство, вплоть до того, какие нюансы могут возникнуть на дороге.
Цифры, повторяю, говорят за себя. Если раньше мои видосы смотрели 150−200 тысяч человек, то сейчас это миллионы. Полтора, два, а то и три миллиона просмотров на одном ролике.
— Вот все-таки вернемся еще к вопросу про ввоз автомобилей из-за границы. Насколько это выгодно в современных реалиях?
— Сейчас очень много компаний, которые берут на себя всю ответственность по документации при покупке авто из-за границы. Поэтому можно просто обратиться и заказать автомобиль, если хочется чего-то более эксклюзивного и немного выгоднее. Выходит дешевле на те же самые 100−150 тысяч рублей, порой и на полмиллиона — всё зависит от бюджета самого автомобиля. Если это автомобиль за 1 млн рублей, то в целом его можно купить за 1 млн рублей и подождать 2−3 месяца, нежели приехать сразу по объявлению на известном сайте или на авторынке и купить на 150 тысяч дороже.
Досанкционные машины из Японии доставляют примерно за три недели, но это правый руль.
— То есть, утильсбор существует, грубо говоря, для перекупов?
— Да, я думаю, по большей части, для тех, кто перепродает автомобили. Но рынок все равно будет очень сильно меняться, потому что только процентов 30 из 100 заказывают автомобили через компании и ждет их по 1-2-3 месяца с какой-то выгодой. 70% людей покупают машины по наличию, они готовы переплатить, может быть, пойти в автосалон купить новую "Ладу" или новый китайский автомобиль — то, что сейчас доступно — и при этом получить гарантию, какую-то уверенность в завтрашнем дне, что в случае проблемы есть дилер, который твою машину починит.
При любом раскладе там, где ты ищешь выгоду, есть и риски. Нужно это понимать.
— Получается, что оба варианта хороши и конкурентная способность ввоза все еще на высоких позициях. Как думаете, будет ли улучшаться ситуация с ввозом авто из-за границы?
— Ну, я не Жириновский, чтобы предсказывать будущее, но думаю, что русский народ ко всему адаптируется и приспособится. Какая бы жизнь ни была, мы все равно найдем выходы, пути, решения, чтобы всем было комфортно.
Настя Туман в гостях у ИА IrkutskMedia. Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
— Вам или вашему мужу пришла идея снимать видео на автомобильную тематику?
— Моему мужу. Он вообще в целом всегда был творческим человеком и сам тянулся к таким же людям. Ему нравилось режиссировать, что-то снимать. Еще на азах, когда ему было 15−16 лет. Когда мы только начали вести блог, это была только его инициатива: "Поставь телефон и сними, что ты там ремонтируешь у себя". Я тогда работала в автосервисе механиком.
— А сколько вам лет было, если не секрет?
— 2015 год, мне было 23 года. Первые два года снимала видео максимально без энтузиазма и делала это только потому, что Саша, мой муж, видел в этом потенциал. Ему нравилось монтировать. И только спустя 2 года, когда я уже сама начала монтировать и видеть отклик людей, начала чувствовать ответственность перед аудиторией, которой интересен мой контент и они ждут, что будет дальше, во мне появилась эта увлеченность. И в итоге я настолько вникла в процесс, что сейчас меня просто не остановить. Порой муж говорит, что надо бы передышку сделать и отдохнуть, но я не могу взять паузу — идей очень много.
— Какая фишка, на ваш взгляд, позволила вам в будущем привлечь такую огромную аудиторию?
— Девушка занимается автомобилями. Кому-то было интересно, что там "обезьяна с гранатами" будет делать, для кого-то мои ролики были мотивационными, кому-то — поучительными, а для кого и вовсе смешными. Зритель нашелся на каждую минутку, хотя и не сразу. Муж видел мой потенциал, уверял, что это эксклюзив. Тем более на тот момент я уже больше разбиралась в автомобилях, чем мой супруг. И не он мне говорил, что делать за кадром, а я сама понимала, что я ремонтирую.
2,5 года мы не понимали, почему снимаем что-то интересное, новое в медиапространстве, но оно "не идет", не стреляет. Как оказалось, это было связано с нерегулярностью выпусков, и видео не несли какой-то сильной смысловой нагрузки. Ну, допустим, я меняю колодки или перебираю подвеску, или протираю клапана на двигателе. Это смотрит сильно узконаправленная аудитория. И вот за два с половиной года у нас было что-то в районе 25 тысяч подписчиков.
Потом мы уже стали покупать рекламу у разных блогеров, и один из них подсказал нам, что нужно сделать какой-то нашумевший хэйповый проект, который стрельнет, создать некий сериал. Так и получилось. Спустя какое-то время мы сделали суперпроект, что очень расширило нашу аудиторию. Это были "Жигули", которые я обшила коврами внутри — пол, сидения махровые, люстра в потолок. У людей реакция была "Что это? Что она делает? Блин, прикольно".
И эти "Жигули" просто такой резонанс вызвали, что если где-то сейчас всплывает ковровая тематика, то у многих она ассоциируется с Настей Туман. Всё, ковры за мной закрепились, и я сама настолько прониклась этой ковровой историей, что хочу себе сделать дома комнату, чтобы всё было в коврах. В поездах я вижу красивые ковры и буквально все их готова скупить, муж только успевает останавливать.У меня прям такая ковровая болезнь! (смеется).
— То есть это — ещё одна ваша фишка. Слушая вас, я понимаю, что вы буквально горите своим делом и не собираетесь останавливаться. И муж — ваш идейный вдохновитель.
— Да! Мы все делаем вместе, и если кто-то один начинает затухать, то другая "спичка" его поджигает. Мы друг друга дополняем, поддерживаем. Понятное дело, без каких-то конфликтов, не обходится, хотя иногда со стороны кажется, что между нами полная идиллия. Говорят, что одна голова хорошо, а две — лучше, но порой две головы начинают сильно спорить, и появляется некий диссонанс. Однако в споре рождается истина, поэтому 14 лет мы живем вместе, и несмотря на какие-то разногласия продолжаем делать что-то прикольное, качественное и полезное народу.
— А семья как относится к вашему занятию?
— Уже хорошо. Все поддерживают, потому что видят, что наше дело приносит плоды. Отец мой всегда поддерживал, Сашин — тоже, ему было интересно, что спутница его сына какая-то необычная, пусть и со своими тараканами в голове, увлекается автомобилями. Моя мама очень поначалу противилась тому, что я делаю, она всегда желала для меня лучшего и переживала, что ее дочка будет тяжести поднимать и дышать выхлопными газами.
Она стремилась, чтобы я носила белую рубашку и поступила на экономиста, чтобы работала где-то в офисе. Но сейчас мама уже просто смирилась, она — самый мой преданный подписчик, как только выходит новый ролик, как мама мне пишет: "видик отпад, видик огонь. А вот здесь вот ты говоришь "нахрен", откажись от этих слов, так некрасиво".
Старается меня как-то мотивировать. Но сейчас она делает это более аккуратно, нежели раньше. Мне вообще повезло родиться в здоровой, хорошей семье, где родители любят и поддерживают своих детей.
— Очень здорово. Еще такой вопрос: на фоне успеха, которого вы достигли, вам предлагают какие-то должности в крупных компаниях? Быть может, "Лада" предлагала стать их маркетинговым лицом или что-то вроде этого?
— "Лада" не предлагала пока что, но предлагают другие компании, и сейчас чаще всего по грузовикам. Также обращаются достаточно популярные в России бренды, которые производят разные технические жидкости — присадки, масла, антифризы. На протяжении последних трёх лет всё больше и больше подобных предложений, но я ни в одну авантюру пока не зашла только по причине того, что чтобы быть чьим-то лицом, сильно в это погружаться и говорить "это мой продукт", нужно разобраться и понять, точно ли речь о хорошем качественном продукте и не погубят ли мои подписчики и зрители свои двигатели теми или иными присадками.
Потому что присадка присадке рознь. И как сейчас любят говорить, я новый — условно — иркутский Илон Маск, у меня крутая продукция, а тебе в ответ: да какой ты Илон Маск, в Китай поехал, закупился, свои наклейки наклеил и всё.
Если и подходить к этому делу, то детально и досконально. Пока что мне нравится всё-таки творить, быть актрисой своего театра, блога, поэтому пока это всё работает, я буду продолжать снимать контент. Ну и также я участвую в различных шоу, в том числе и как ведущая, у меня есть программа на телевидении, где я ведущая. Во второй и в третий сезон этого шоу я пока не иду, потому что есть некоторый приоритет — я лучше буду создавать свой контент, для меня это более интересно.
— Сейчас вы занимаетесь перегоном авто, в том числе и из Китая в Россию. Сколько это занимает времени и несложен ли такой образ жизни для вас?
— Самый долгий перегон длился месяц, но надо понимать, что мы все снимаем, нужно на ходу порой что-то придумать, потому что всё наперёд не пропланируешь, разные ситуации бывают. Также мы встречаемся с подписчиками — это всё время. С Владивостока до Москвы мы ехали месяц, хотя можно доехать в целом за 10 дней, если просто сел и поехал, а у нас прямо путешествие получается.
Если на постоянной основе так работать, каждый день по тысяче километров от звоночка до звоночка проезжать, конечно, это будет надоедать. И хорошо, что в нашем деле мы компенсируем эту непростую рутину сменой деятельности. Тут мы едем, тут мы остановились, помонтировали, в другой день расписали сценарии, походили на радио, встретились с подписчиками. Смена деятельности позволяет отдохнуть.
— И так вы не устаете от перегонов, получается?
— Устаю в тот день, когда я за рулем. Или, допустим, когда три дня подряд мы проехали. Очень сильно вымотались, устали — дорога, конечно, отнимает очень много сил, требует постоянной концентрации. Ты все время сидишь в напряжении, чтобы держать некоторый контроль. Трасса — это опасное место, поэтому отдых необходим. Раньше я работала вообще нон-стопом: днем еду, потом сплю 5−6 часов, что-то монтирую, придумываю, могу проснуться среди ночи — так, идея, надо записать...
Гипервнимание и гиперконтроль над всем, что происходит вокруг меня, привело меня к инсульту в мае этого года. Я ехала за рулем и почувствовала, что начало неметь левое ухо, а потом и щека с шеей. Я не придала должного значения, доехала домой, приготовила обед и потеряла сознание. В больнице поставили ишемический инсульт.
Это произошло на фоне моей тревожности, нервозности, перенапряжения. Нехватка хорошего питания, нормальных тренировок. Когда долго сидишь, нужно в любом случае разгонять кровь, а у меня и так с юности болезненные ноги, это привело к тромбу.
Теперь, двигаясь на грузовике, я каждые полтора-два часа останавливаюсь, делаю зарядку, стараюсь правильно питаться, пью много воды— раньше очень пренебрегала этим, хотя тысячу раз слышала, что надо пить минимум два литра воды на мой вес, а я такая, да-да-да, сейчас чай попьем, максимум.
Вот такое дилетантство и даже некоторое ребячество. А сейчас, столкнувшись лицом к лицу с такой проблемой, я поняла — это красный флаг.
Я стараюсь дальше жить после инсульта, и немного ранят слова, когда пишут в комментариях, "Она что, не умерла? Кто ей разрешил сесть за руль грузовика". Меня это обижает. Люди думают, что я должна просто лежать в кровати и всё, но я хочу жить дальше, при этом берегу себя. Я забочусь о себе гораздо больше, чем раньше, но хочу при этом добиваться своих мечт и желаний.
И когда пишут, что инсульт — это постановка, знаете, никогда бы я не "хайпилась" на костях, да и вообще это для меня очень странно. Врагу не пожелаю я такого хайпа, о котором вы пишете.
— Как вы оцениваете рынок автомобилей в России? Достаточен ли он, не изжил ли себя? На что стоит обращать внимание при покупке авто?
— Несмотря на все те костыли, которые пытаются поставить вокруг России, у нас огромный автомобильный рынок. Машин сейчас, мне кажется, даже больше, чем когда-либо бывало, причем самых разнообразных. В нашей стране автопарки продолжают развиваться и улучшаться", — считает девушка.
Перед тем, как купить автомобиль, первым делом стоит обратить внимание на его историю — если транспорт стоит на российском учёте, его можно пробить по бесплатным базам, либо приобрести платные отчеты, чтобы знать о пробеге, штрафах, залоге и ограничениях. А уже потом проверять документы, сверять их с кузовом и смотреть техническую часть автомобиля.
Все-таки я считаю кузов преимущественным, потому что это — каркас со, скажем, безопасностью. И если он целый, заводской — это идеал. Технику всегда можно починить. И независимо от того, какую вы машину покупаете, б/у или новую, у вас должна быть, так скажем, некоторая гарантия в денежном эквиваленте. Так будет спокойнее.
— А как считаете, в России все-таки научились делать качественные машины?
— Учатся, я думаю. Прогресс есть, так скажем. Сильная сторона — это уверенность, что запчасти на твою машину есть чуть ли не в каждом продуктовом магазине, конечно, я так утрирую, но посыл понятен. Мой отец ездит на "Ниве" всю жизнь. И он говорит, мол, я не хочу другую машину. Ему в одной стороны интересны какие-то иностранные марки, но при этом мой отец считает, что на "Ниве" спокойнее. Он точно знает, что пойдет, за углом купит запчасти, и что любой мастер ее починит, а в случае чего он и сам сможет разобраться.
Никто не хочет заморачиваться. Несмотря на то, что, может быть, отчасти это ломучие машины… Да все машины, в целом, рано или поздно — ломучие. Отечественные авто легки в обслуживании и предсказуемы.
Вот я недавно была в Улан-Удэ, и смотрю — три "Нивы" стоят, приехали из Читы. По моему мнению, 600 км для Нивы — это офигеть, потому что папа мне говорит, мол, я никогда не поеду к тебе в Москву из Вологодонска тысячу километров, потому что боюсь, что машина не доедет. Одним из водителей был мой подписчик, я говорю, вы молодцы, столько проехали, а он — да я и в Москву на "Ниве" ездил и ничего.
— Вам уже второй раз пришлось прокатиться по Култукскому тракту, который автомобилисты за крутые частые повороты и протяженные спуски прозвали "Култукский серпантин" и "Тещин язык". Как оцените дорогу?
— Мы не в первый раз едем по Култукскому тракту, но на грузовой технике, конечно, всё сложнее даётся, особенно если едешь без прицепа, то есть нет некоторой нагрузки. Но сейчас лето и хорошая погода, поэтому в целом, если не давить газ в пол, а аккуратно "перекатываться", то вполне сносно. Однако "шумахеры" среди "дальнобоев", конечно, встречаются. С этим мы столкнулись и в прошлом году, когда ехали на легковых машинах, и в этом. Например, у встречного движения была одна полоса, и тот, кто едет "повстречно", из-за угла начал двигаться через сплошную, буквально "летя" нам навстречу. Пришлось быстрее съезжать вправо, создалась аварийная ситуация. Не торопитесь на тот свет, ездите спокойно. А если торопитесь, выдохните и успокойтесь.
— На дорогах страны больше новых машин или стареньких?
— Если бы у нас, допустим, были сильные запреты, как некоторых азиатских странах — когда старая машина, то налог просто нереальный, то, возможно, старых авто было бы меньше. Но в целом на "дальниках" сильно старых машин — единицы.
Если речь о 2000−2005 годах, то это, в основном, японские машины. Вот на дорогах до Новосибирска редко, когда увидишь "Жигу", и то она просто переезжает с одного населённого пункта в другой. Всё равно преимущественно, на мой взгляд, автомобили свежие, примерно до 15 лет.
У вас здесь, в Иркутске, активно покупают китайские машины. В первую очередь из-за цены и гарантий от дилера. У вас всё равно побольше город, больше дилерских центров, люди хотят, чтобы у них была некая гарантия, покупая автомобиль. А не так, что они купили и такие пум-пум-пум через три года — что делать, выкидывать, что ли, этот конструктор китайский?
— Как бы вы охарактерзовали Иркутск с точки зрения обеспеченности автомобилями, их состоянием и статусом?
— Я не заглядываю под днище и под капот каждого автомобиля, чтобы оценить полностью, но за те два дня, что я нахожусь в городе, на дорогах я ни разу не видела, чтобы кто-то стоял поломанный. В целом, я считаю, что у вас хороший автомобильный парк. Я замечаю и премиальные авто.
— Огромное количество виркутян пришли к вам на встречу, как и в прошлый раз. С чем вы связываете такую популярность?
— Как сейчас модно говорить среди всех селебрити, я из народа. На самом деле, я же веду влог не наигранно, у меня нет какого-то сценария — только определённая задумка, какой-то скелет, костяк. То есть, какая я есть в жизни — такая и на видео.Поэтому, наверное, люди располагаются и видят во мне какую-то родную душу, соседку по лестничной клетке. И чаще всего я бываю для них вот прям как будто кровинушкой.
"Настюха, привет, как ты, что там? Давай, погнали с нами, мы сейчас едем на Листвянку". И мне нравится, что люди воспринимают меня как своего человека, а не как звезду. Я себя звездой не считаю. Просто я люблю работать, трудиться в своём направлении, и мне это приносит плоды.
Настя Туман в гостях у ИА IrkutskMedia. Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
— Много ли у вас хейтеров и принимаете ли близко к сердцу хейт?
— С каждым годом все меньше и меньше становится. Когда-то только начала, 90% было хейта, а 10% — позитива. А вот сейчас 95% позитива, 5% хейта. Раньше принимала близко к сердцу, бывали у меня и слезки лет 8 назад. Ну, я девочка всё-таки, да, сентиментальна местами. А потом я поняла, что это — неизбежность, это всегда будет, это норма, и порой даже злобный хейтер — это преданный подписчик, который укажет тебе на твой недостаток, и ты сможешь в этом улучшиться, усовершенствоваться благодаря неприятному комментарию.
— Какие впечатления у вас от жителей Иркутска и города в целом?
— Только положительные впечатления. Когда я приезжаю сюда, меня всегда окутывают какой-то заботой, поддержкой. В целом, куда бы я ни приезжала, большинство хороших людей, так же и в Иркутске. Но здесь куда больше каких-то подарков, сувениров, рыбы. В прошлый раз я это всё довезла, помню, до Москвы.
У меня очень сувениров, картин осталось. Сейчас это всё вот хранится дома в моём кабинете. Надеюсь, скоро мое богатство переедет в гараж, пространство, где всё в коврах.
Ну, очень тепло, очень уютно с иркутянами. Я всегда хотела побывать на Байкале, мы побывали в Листвянке (пусть некоторые и говорят, что это не Байкал, но для меня — он самый), поехали на катере, искупались. Омуля наелась, полюбила рыбу снова вот как раз в Иркутске. Мне здесь комфортно. И в Иркутске у меня не было ни с кем конфликтов.