24 декабря. Жители Советского Союза в годы Великой Отечественной войны, находясь за тысячи км от театра военных действий, вносили свой посильный вклад в общее дело, ради одной цели, одной мечты — защитить свою страну, свои семьи. Подвиг иркутян в годы Великой Отечественной войны многолик — это не только бессонные дни и недели у станка на заводе, или танки, собранные на "кровные" сбережения, или дети, которым пришлось повзрослеть в 9 лет, выходя в ночную смену, но были порой далёкие, но такие важные для фронта истории. Одной из таких стало производство лыж и спортивная подготовка горожан в этом виде спорта. Казалось бы, лыжи самый обычный спортивный инвентарь, но в годы войны информация о его производстве была засекречена и иркутские фабрики выпускали их без маркировки по специальному оборонному заказу. Иркутские лыжники принимали участие в боях под Москвой в 1941 году, под Ленинградом и на территории Карелии в 1941-1944 годах. ИА IrkutskMedia продолжает цикл историй в рамках проекта "Тыловики".
С началом Великой Отечественной войны в Иркутске, как и по всему Советскому Союзу ускоренными темпами происходила перестройка промышленности на военный лад. Перепрофилирование затронуло и местную легкую промышленность и артели, которые стали выполнять спецзаказы Министерства обороны СССР.
Так, мебельная фабрика "Иргорпромтреста" и артель "Прогресс" перешли на освоение производства лыж для Красной Армии. Артели Иробллесхимпромсоюза "Мебельстрой" и "Обозостроитель" изготавливали по спецзаказам сани, катки, бочки (так, план по бондарному производству увеличился на 455,5%). Предприятия иркутского Облместпрома: мебельная фабрика, механический завод получили воинские спецзаказы. Например, артели "Ироблкоопинсоюза" "Авангард" и "Байкал" получили оборонные заказы по ремонту и пошиву одежды, военной формы.
Выпускавшие ранее только гражданские изделия, предприятия Иркутска переоборудовали свое производство на выпуск обмундирования, боеприпасов и оружия. На этих предприятиях стали производить более пятидесяти предметов оборонного назначения, в том числе огнестрельное оружие, минометы, боевые гранаты, некоторые деревянные части самолетов, инженерное оборудование и лыжи.
Ряд исследователей истории Великой Отечественной войны считают, что создание лыжных частей в Красной Армии связано с опытом военных действий в советско-финской войне 1940 года. Однако в истории Красной Армии есть факт, что на территории Сибири, Урала, Дальнего Востока, Забайкалья и Карелии ещё во время Гражданской войны было сформировано 75 лыжных рот. Как их формировать и использовать, было прописано в Полевом уставе Красной армии 1939 года, а один из пунктов гласил:
"Наступление в снежную зиму обычно ведется вдоль дорог. Сильные ударные группы на лыжах, в составе пехоты, усиленной артиллерией и танками, атакуют противника во фланг и тыл. Ночь широко используется лыжными отрядами для смелых налетов и уничтожения передовых частей противника".
И этот опыт был возрожден в первые месяцы ВОВ. Из истории формирования лыжных батальонов известно, что 2 сентября 1941 года было принято постановление Государственного Комитета Обороны (ГКО) № 613сс "О формировании 67 лыжных полков". Документ предусматривал подготовку на территории Сибирского военного округа 14 запасных лыжных полков.
А уже 15 сентября 1941 года вышло постановление ГКО № 680сс "Об укомплектовании лыжных батальонов", которое предписывало проводить отбор лыжников из постоянного состава военных училищ, наземных войск, не входящих в состав действующей армии, а также из числа работников милиции. Отдельный пункт данного постановления предписывал ЦК ВЛКСМ направить в распоряжение командующих военных округов 50 тысяч комсомольцев-лыжников.
Согласно приказу Ставки №0428 от 17 ноября 1941 года, лыжным подразделениям была поставлена задача — разрушить и сжечь дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на 40-60 км от переднего края и на 20–30 км вправо и влево от дорог.
Иркутским призывникам, как правило, оказывалось предпочтение при зачислении в специальные лыжные батальоны, особенно из числа спортсменов. В сражениях под Москвой и Ленинградом отличились сотни иркутян-комсомольцев из лыжных батальонов. В историю Великой Отечественной войны вошел уникальный факт, когда студентов старших курсов Иркутского мединститута направили на фронт не медработниками, а бойцами лыжных батальонов — такая высокая у них была спортивная подготовка.
Первые сибирские лыжные батальоны были переброшены под Москву в конце октября 1941 года, где решалась главная задача в это время — оборона столицы. Сибиряков лыжников направили на Калининское направление — весьма ответственный для обороны район. Подробные воспоминания об этих днях оставил участник боев Мезенцев Иван Андрианович:
"…зима 1941 года была очень холодной в Подмосковье. В тридцатиградусный мороз с боями, ночевками в заснеженных лесах, с ночными боями лыжные батальоны наносили удар в спину противнику. Лыжники успешно уничтожали отборные части СС, которых срочно перебрасывали под Москву из далекой Франции.
Лыжные батальоны наводили панику среди немцев своим внезапным появление в их тылах. Для борьбы с ними немцы бросали лучшие части, не жалели ни авиации, ни артиллерии. Далеко позади лыжников оставались увязшие в глубоком снегу пехота, артиллерия и даже танки".
Партизанский отряд "Буревестник" практически весь состоял из одних добровольцев — они же комсомольцы-лыжники Приангарья. Этот отряд являлся грозой для фашистских оккупантов в лесах Карелии и Ленинградской области. Известные спортсмены, участники многих довоенных соревнований по лыжам Алексеев, Донских, Кривенко, Кутенко, Рыжов и многие другие за проявленную в боях с врагами доблесть и отвагу были награждены орденами и медалями СССР.
Партизаны отряда «Буревестник», 1982 год. Из фондов Иркутского областного краеведческого музея
Отряд "Буревестник" в основном состоял из молодых рабочих с завода им. Куйбышева и Иркутского авиационного завода. Среди архивных документов есть список иркутян, прибывших в Карелию в октябре 1942 года. Молодые бойцы, преимущественно комсомольцы, окончили специальную школу военной подготовки и были отправлены в Карелию.
2 декабря 1942 года иркутяне получили первое боевое задание — уничтожение финского гарнизона в деревне Бабья Губа. В результате умелых действий партизанского отряда был взорван мост через Чирка-Кемь, уничтожено 120 вражеских солдат и офицеров, 8 автомашин, артиллерийская батарея, 6 складов с боеприпасами, продовольствием и горючим.
Отряду приходилось воевать в тяжелых условиях. Карелия — это густые леса, болота, мелкие речушки, лошади здесь не проходили. А еще все местное население финская армия согнала в концлагеря, поэтому весь груз партизаны несли на себе, проходя по 40-50 км в сутки. Летом мучила мошка, сырость, зимой — холод, не всегда удавалось разводить костры.
Партизанские отряды использовали методы и формы разведывательно-диверсионных групп. Они базировались на своей территории, уходили в многодневные рейды в тыл врага, выполняли задачи по уничтожению вражеских гарнизонов и коммуникаций и, истощив боекомплект и продовольствие, возвращались на свои базы отдохнуть, чтобы снова отправиться на задание.
Всего в 1942–1944 годах сражаться в лесах Карелии прибыло 2366 бойцов из разных областей страны.
В адрес Иркутского обкома партии, облисполкома и обкома комсомола поступало немало писем с фронта, в которых командование подразделений Красной Армии выражало благодарность спортивным организациям Иркутска за отличное воспитание бойцов и в особенности бойцов-лыжников.
Решением бюро обкома партии в январе 1943 года были созданы практически на всех предприятиях, учреждениях и в учебных заведениях отряды и команды по военно-лыжной подготовке с охватом молодежи с 1925 по 1927 годы рождения. Ежегодно зимой проводились комсомольско-профсоюзные лыжные соревнования, объединявшие по несколько тысяч участников. А юноши и девушки сдавали нормативы ГТО по лыжным гонкам и стрельбе.
Партизаны отряда «Буревестник» на встрече в Карелии, 1984 г од. Из фондов Иркутского областного краеведческого музея
Подготовка бойцов-лыжников требовала значительных физических усилий и времени, поскольку было связана со значительным вооружением. Оно состояло из легкого стрелкового оружия для ближнего боя — автоматов ППШ, пистолетов ТТ и ножей. На батальон приходилось несколько ручных пулеметов. Боеприпасы и продовольствие надо было также нести на себе. Обмундирование лыжников отличалось от традиционной армейской формы. Верхняя одежда — куртка и брюки, одна сторона сшита из плотной плащевой ткани, другая — из фланели синего цвета. Головной убор — ватный колпак с прорезями для рта и глаз и рукавицы с двумя пальцами для стрельбы.
Из воспоминаний рядового бойца 7-го лыжного батальона 285-го лыжного полка С. А. Стяжкина, воевавшего под Москвой зимой 1941–1942 годов:
"Одели нас хорошо: ватная куртка, теплое нижнее белье. Лыжи были уже с нами. Лыжи, кайло, лопата… У лыжников были маскировочные белые халаты (сверху — маскхалат или штаны-куртка белого цвета, материал — как на медицинских халатах). Но на себе приходилось тащить ручной пулемет, автомат, вещмешок, сумку с гранатами (две противотанковые и две маленькие — "лимонки"). Это было непросто".
Лыжные батальоны всеми силами приближали Победу. Знаменитые слова сказал о них маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский:
"Лыжные батальоны Советской армии сыграли заметную роль в разгроме врага, особенно на первых этапах войны. Действуя смело, решительно, умело, они совершали на полях сражений настоящие подвиги. Мы с благодарностью будем всегда вспоминать лихую "снежную кавалерию" времен Великой Отечественной войны".