Иркутск будет петь вместе со мной. Фронтвумен Мураками о музыке сердца и поклонниках

О творческом пути, вдохновении и преодолении трудностей — в беседе с бессменной солисткой группы Дилярой Вагаповой
"Иркутск будет петь вместе со мной". Фронтвумен "Мураками" о музыке сердца и поклонниках
Фото: Личный архив группы "Мураками"

4 февраля. Группа "Мураками" совсем скоро, уже 8 февраля, вновь выйдет на иркутскую сцену, чтобы презентовать программу "Я буду петь" (6+). В минувшем году коллектив отметил 20-летие. Сами музыканты в шутку так и говорят о себе: "Молодая группа с 20-летней историей". К юбилею был приурочен тур, частью которого стал и Иркутск. История команды продолжается новыми достижениями и новыми песнями. В конце января "Мураками" презентовали трек "Олдбой" (12+) с необычным для себя тяжелым звучанием — совместную работу с группой "СЛОТ". На концерте нового тура "Я буду петь" зрителей ждут и другие премьеры: две новые песни прямо сейчас записываются в студии. Иркутск услышит их одним из первых — в живом исполнении. А перед началом тура "Я буду петь" у ИА IrkutskMedia выдалась возможность пообщаться с бессменной вокалисткой, автором текстов группы "Мураками" Дилярой Вагаповой. О музыке, несущей не только радость, но и жизненную философию, о творческом пути, вдохновении и преодолении трудностей, и о том, что стоит за звучанием "Мураками" — в нашем материале.

— В прошлом году вы давали концерт в Иркутске в юбилейный для группы год. Рады ли вернуться к нам снова?

— У меня так много радостных событий, связанных с Иркутском, столько воспоминаний. И, как ни странно, они связаны не только с концертом, хотя выступление всегда оставляет после себя очень теплое ощущение. Особенно показательно другое: когда приезжаешь в город и не думаешь, как бы побыстрее уехать. С Иркутском у меня именно так. Мы даже окончание тура однажды праздновали в Иркутске. И каждый раз, приезжая к вам, возникает ощущение какой-то нехватки вашего города. Вашей природы, еды, прогулок. В Иркутске ведь здорово гулять даже при минус 30℃. У нас при таких температурах на улицу выйти нельзя, потому что вздохнуть невозможно.

И куда же без Байкала! Если есть хоть малейшая возможность поздороваться с великим озером, всегда ею пользуемся. При встрече с ним ощущаешь невероятную мощь, даже когда наступает межсезонье, холодно и очень сильные ветра, Байкал еще не замерз, а вокруг грязно. Как мне сказали местные, это время, когда дедушка-Байкал переодевается.

Помню одну из поездок — так холодно, что к берегу можно выйти максимум на 2 минуты, ледяной ветер буквально до боли пронизывает. А я стою и думаю: "Боже, ну как хорошо!" Столько эмоций, их очень сложно передать. А сейчас Байкал покрыт льдом, и его красота изменилась до неузнаваемости. Я не могла сдержать слез, рассматривая великолепие пейзажей, когда однажды мы путешествовали на воздушной подушке по этому удивительному льду.

Иркутск — один из тех городов, в которые мне действительно нравится возвращаться. А если говорить о концертах, главное — это люди, с которыми мы вместе можем наслаждаться вечером и петь.

— Чем будет отличаться новый концерт от прошлогоднего выступления?

— Во-первых, "Я буду петь" — новая программа, совсем иная, с песнями, которые ранее мы не играли вживую. У "Мураками" много альбомов за спиной, и всякий раз после концертов поступают вопросы, почему не было той или иной песни. Стараемся исправляться (улыбается).

Мы всегда готовим что-то интересное для зрителей. Новая песня "Oldboy" (12+), которая еще вообще нигде не звучала (только на радио) прозвучит со сцены. Эта композиция, сыгранная с группой "СЛОТ", для нас отдельная любовь — получилась очень интересная работа. Конечно, мы стараемся радовать свою публику и старыми хитами, такими как "Бред" (12+), "Нулевой километр" (6+) — они всегда звучат у нас в программе. Стихи в выступление я добавляю в зависимости от настроения — это тоже уже некая традиция.

Живое ощущение концерта, когда артист на расстоянии вытянутой руки, готов беседовать и быть откровенным, рассказывать о том, что здесь и сейчас происходит — это незабываемый опыт. Если прошлый концерт — это больше история про группу "Мураками", то новая программа — о том, как мы пишем и мечтаем и на что сподвигаем наших поклонников. Название "Я буду петь" говорит само за себя, каждый словно заявляет об этом от своего имени.

Я буду петь, и город Иркутск будет петь со мной.

— Кто или что вдохновляет вас на написание текстов и мелодий? 

— Таких факторов множество, и все они разные. Например, сегодня ночью я писала песню, потому что мне не спалось после возвращения с концерта. Артист-писатель во мне пробуждается, когда "засыпает" мама — дети уложены, дом спит, а поэт во мне начинает выплескивать, что наболело. Я размышляю о том, чем бы хотела поделиться и что меня в данный момент заботит. К примеру, недавно я посмотрела нашумевший фильм, который вызвал у меня определенные эмоции, ими я поделилась со своими друзьями и близкими. И в итоге написала песню — на удивление противоположную фильму, абсолютно не связанную ни с ним, ни с переживаниями и разговорами, которые были им вызваны. Но именно благодаря тем разговорам я словно споткнулась о свою собственную мысль.

— Можно сказать, что большинство ваших песен автобиографичны?

—Разумеется. Мое творчество напоминает мне дневник. К сожалению, в детстве я не вела его, а когда пыталась, то мои записи превращались либо в песни, либо в рисунки. Когда я создаю музыку и записываю свои мысли, я изливаю все, что меня гнетет, словно заново переживаю тот момент и после продолжаю двигаться вперед.

— А если бы вы написали песню про Байкал, какой бы она была? 

— Наверное, я бы писала о дедушке-Байкале. В моем воображении он предстает как старый, добрый и очень мудрый человек, у которого есть чему поучиться, с которым есть, о чем поговорить, а порой и просто помолчать, что тоже немаловажно. У Байкала своя уникальная энергия, которая не сравнима ни с чем другим! Ни одно место на Земле, где я побывала, не имело хотя бы сколько-то похожей атмосферы. Я — человек, который сильно ощущает природную энергию и людей вокруг. Для меня очень важно переживать нечто подлинное и масштабное.

— Как бы вы охарактеризовали музыкальный стиль "Мураками" и себя как солистки, если выйти за рамки привычных жанров и сравнить описание, например, с образами в архитектуре или живописи?

— Если говорить о живописи, то пусть это будет что-то ближе к Фриде Кало. Фрида — про любовь и боль, которые она испытывала, про жизнерадостность, которая была ей присуща. Она же действительно была невероятная, с этими яркими цветами и буйством красок.

Архитектура "Мураками" — это Гауди, потому что у него нет острых углов. В коллективе мы относимся друг к другу с максимальным уважением и стараемся избегать конфликтов, используя юмор, чтобы сохранить целостность нашей команды.

Каждый из нас уникален, у каждого свои предпочтения, интересы, любимые писатели и даже фобии. Но эти различия требуют объединения, поскольку, несмотря на нашу разность, мы много времени проводим вместе. Наша микровселенная должна быть уютной, особенно во время туров, когда есть только мы, автобус и мелькающие за окном города.

Так же с нашей музыкой. Мы создаем её и обрамляем. Поедет она или сломается, подобно автобусу? Моя задача как фронтвумен — найти подход к каждому из этих мужчин, ведь я — тот человек, который больше всех говорит и поет. А как женщина, я стараюсь привнести в мир любовь. Несмотря на все испытания, через которые мы прошли, наш коллектив в прошлом году отметил 20-летие, и это подтверждает, что мы на правильном пути.

Группа несколько раз распадалась, менялся состав, но я всегда находила силы и желание идти вперед. Музыка — это жизнь моя. Я даже не могу представить, чтобы у меня не было музыки, не было сцены, ведь это одно целое.

 — Какие исполнители, музыканты и просто творческие люди вас вдохновляют? Или, может быть, у вас есть наставник?

— У меня нет конкретного наставника, хотя есть музыканты, которые вдохновляют и поддерживают. Один из таких — наш друг Лев Трофимов, с которым мы уже работали над тремя альбомами. Он действительно выступает в роли музыкального наставника, постоянно приходит на наши концерты и дает обратную связь. Для нас его мнение бесценно, ведь Лёва — потрясающий музыкант с удивительным слухом. Если говорить о других известных личностях, у меня есть друзья, но назвать их наставниками было бы не совсем правильно.

Есть люди, которым я отправляю свои песни и с которыми обсуждаю свои музыкальные идеи. Но это, скорее, коллеги, иногда даже из совершенно разных жанров. Например, у меня есть подруга Виктория Гиссон, которую я называю Буба. Мы дружим почти 20 лет, и наша дружба крепка, несмотря на то, что мы работаем в разных жанрах. Сейчас она выступает в стиле шансона, а я остаюсь в роке. Но это не мешает нам общаться и искать точки соприкосновения. 

Недавно у Виктории был дебютный концерт, и я, конечно, прокомментировала, как вижу его со своей колокольни. Она также всегда приходит на мои выступления и делится фидбэком. Иногда так забавно, когда она говорит: "Так нельзя! Не стоит издеваться над своим телом, когда выступаешь на сцене!" Или наоборот, "Это было гениально! Вот эта песня всегда впереди всей планеты!" Такие комментарии меня вдохновляют.

Иногда я черпаю вдохновение от артистов, которые даже не знают обо мне. Я могу подписаться на кого-то в соцсетях или следить за ними в телеграм-каналах (18+). Есть такие исполнители, которые абсолютно не известны, у них может быть максимум 500 подписчиков, но я нахожу в их творчестве что-то особенное. Я искренне радуюсь, когда у них выходит новый трек. А когда мои друзья говорят: "Кто это? Как ты это нашла?", — всегда объясняю, что это совершенно особенная история, когда я открываю для себя чью-то музыку и наслаждаюсь ею.

Иногда случается, что некоторые из этих артистов становятся популярными. Например, я открыла для себя Сироткина, когда он только начинал свою карьеру, и это было более 10 лет назад. Я помню, как впервые увидела его выступление и была в восторге. Я мечтала, чтобы он снял для меня клип, хотя потом поняла, что это намного сложнее, чем мне тогда казалось.

А еще я недавно наткнулась на трек под названием "Диляра" (12+). Он был выпущен пару лет назад, и гитарную партию в нем играл замечательный музыкант, который также играет у других исполнителей. А когда я послушала эту песню, то узнала, что она обо мне! Я была так счастлива! Я даже написала ребятам, спросив, кто за этим стоит, потому что мне было интересно, откуда возникла идея. Эта песня наполняет меня теплом и любовью, и когда мне грустно, я включаю её. Словно кто-то обнимает меня, и я чувствую себя намного лучше.

— Вы ориентируетесь в своем творчестве на то, что точно понравится вашим поклонникам, пытаетесь ли под них подстроиться?

— Раньше я часто углублялась в такие размышления и, наверное, старалась соответствовать ожиданиям. Пытаюсь быть честной с собой, отвечая на этот вопрос. Однако сейчас нет никакого стремления угодить окружающим — просто нет на это времени. Когда ты молод и полон амбиций, у тебя много мыслей о том, как привлечь внимание, как понравиться людям. Но сейчас во мне живет другое чувство: желание просто наслаждаться жизнью и делиться своим опытом с окружающими.

Если тебе нравится группа "Мураками", если ты приходишь на наши концерты не впервые и не во второй раз, значит, мы действительно на одной волне. И это самое главное. 

Семья для меня состоит из множества переплетенных традиций, каждая из которых вытекает из предыдущей. В "Мураками" это особенно заметно: традиции тесно связаны между собой и создают атмосферу искренней любви. 

Недавно я гуляла по базару и подумала, как важно делиться своими переживаниями с нашими поклонниками. Чтобы показать, чем живет артист и что для него важно. Мне вот, например, было бы интересно узнать, чем питаются те артисты, которые мне нравятся. Я сама стараюсь обращать внимание на продукты, которые покупаю — это для меня важно. Быть может, кто-то из поклонников увидит что-то в моей корзине и тоже станет этим интересоваться. Мы ведь делимся не только фактами из нашей жизни, но и своими мыслями, радостями, трудными моментами.


Мое творчество напоминает мне дневник. Личный архив группы "Мураками"

Когда мы возвращаемся домой, у нас появляется желание поделиться тем, что произошло. Все это искренно и без какого-либо фальшивого налета. И это нельзя переоценить, потому что, к сожалению, в нашем современном мире с распространением социальных сетей многие люди из реальных личностей превратились просто в красивую картинку. 

— В какие моменты вы особенно ощущаете эту эмоциональную связь с вашими слушателями? 

Когда я нахожусь на сцене, хотя физически я обращаюсь к зрителям, по своей сути я остаюсь в каком-то отдельном внутреннем пространстве. Это словно моя молитва. Я когда-то решила, что так будет правильно: искренне переживая за людей в зале, я вспоминаю какие-то важные моменты из своей жизни и стараюсь не отвлекаться. Конечно, бывает, что в больших или наоборот в маленьких залах зрители ведут себя по-разному, и я их не осуждаю. Однако иногда важно находиться в неком внутреннем куполе, который помогает сосредоточиться.

Если бы я не создала для себя это состояние, возможно, я давно бы уже потерялась. Входить в это особое настроение всегда непросто. Что касается того, как я чувствую отклик от поклонников, то чаще всего это происходит после концертов, когда начинается переписка в социальных сетях. Или когда появляются те самые преданные фанаты, которые готовы отдать буквально последнюю толику своей любви. Каждый раз, когда они приезжают, я это ощущаю. И я вижу, что в этом городе действительно есть любовь.

Эти флешмобы, которые они организуют — это же просто удивительно! Поклонники вырезают сердечки, делают фонарики и прочие сюрпризы. Когда я выхожу на сцену, особенно во время первой песни, я всегда радуюсь этому. Например, питерские слушатели постоянно придумывают новые идеи и организуют по два-три флешмоба за концерт. Они понимают, как порадовать артистов, и стараются сделать что-то запоминающееся.

Кстати, связь с поклонниками проявляется и в подарках. Я помню, как мне однажды преподнесли трёхлитровую банку солёной капусты. Это было безумно мило — они знали, что я отправлюсь в поезд, и решили, что мы сможем вместе насладиться таким гостинцем в дороге.

Такие моменты, казалось бы, мелкие, но именно они остаются в памяти навсегда и действительно трогают. Это нечто удивительное и теплое, что делает наше взаимодействие с поклонниками творчества "Мураками" особенным.

— У "Мураками" огромная армия поклонников, и нельзя не отметить, что возраст очень разнится: от совсем юных до уже таких себе ветеранов. Это дорогого стоит, не каждая группа может похвастаться подобным.

— Большое спасибо, что обратили на это внимание, потому что для нас это действительно важно. Мы стараемся стабильно выпускать новые песни и альбомы, стремимся радовать наших поклонников и не останавливаться, несмотря на все обстоятельства. При таком количестве концертов — а мы гастролируем довольно активно, примерно около двухсот выступлений в год — мы по-прежнему продолжаем создавать новую музыку и выпускать её. Многие наши коллеги считают, что мы сумасшедшие, но у нас есть еще много сил и идей, чтобы продолжать быть такими активными.

Благодаря этому, у нас действительно широкая аудитория. У нас есть поклонницы девяти— и десятилетнего возраста, которые регулярно приходят на наши концерты, а также более старшие поклонники, которые уже выросли. Я иногда вижу огромного парня, который в два раза больше меня, и он говорит, что слушает нас уже больше 20 лет. Я только и могу ответить: "Спасибо, что напомнил, что мне уже не 20" (смеется).

— За всю вашу такую долгую и насыщенную музыкальную карьеру были ли какие-то моменты, которые хотелось бы исправить?

— То есть поступила бы иначе? Конечно, да. Но есть разница между тем, что происходит в жизни, и тем, как это выглядит на работе или в отношениях. Когда ты молод, полон амбиций и страсти, ты по-иному воспринимаешь определенные ситуации. Я бы иначе расставалась с некоторыми музыкантами, вела себя по-другому с некоторыми нашими директорами и давала бы интервью по-другому. Вспоминая все это, я понимаю, что было много моментов, которые сейчас стоят передо мной как уроки. Хотя иногда оглядываешься и думаешь: "Эх, хорошо бы было сделать иначе". Но, в конечном итоге, всё в нашей жизни — опыт. Без него не было бы того, что мы имеем сейчас. На самом деле, не стоит слишком углубляться в философию, ведь изменить все равно ничего нельзя

— Есть ли у группы планы на ближайшие 5−10 лет или вы предпочитаете так далеко не планировать?

— Разумеется, нет! Тут бы на год хотя бы запланировать, ведь мир вокруг постоянно меняется. Однако некоторые планы неизменны: писать музыку, работать, петь, давать концерты, встречаться с поклонниками — нам действительно это нравится. Главное, сохранить такой состав группы "Мураками", который у нас сейчас, еще лет на 10. Вот это было бы классно.

— Какое бы вы хотели оставить послание для своих поклонников и в принципе для людей от себя?

— Каждый раз, когда я писала песни, я об этом думала, особенно после появления сына. С дочерью, когда она была маленькой, всё было проще — я просто творила, не задумываясь о последствиях. Однако после рождения сына и взросления дочери, когда она вдруг стала петь песни "Мураками", это стало важным для меня. Я бы хотела, чтобы она стремилась к хорошей жизни и светлому будущему, чтобы мы вместе делали мир лучше. Помню, мы ехали в машине, дочь и сын начали петь "это наш страх, это наш страх", и во мне словно что-то щелкнуло. Я осознала, что если мы пишем драйвовые песни — они помогают поднимать дух и верить в лучшее. Возможно, это не совсем типично для рок-музыки, но для нас — важно. По крайней мере, для меня. И за последние четыре года наши песни действительно изменились.


За последние четыре года наши песни действительно изменились.. Личный архив группы "Мураками"

— А вы сами что слушаете? Какой музыкальный жанр вам близок?

— Честно говоря, я стараюсь слушать что-то новое и нестандартное, хотя моя семья не всегда поддерживает такие предпочтения. В то же время мне очень нравится классическая музыка. Например, каждый год я пытаюсь посетить спектакль "Щелкунчик" (6+), ведь музыка Чайковского приносит мне огромное удовольствие и создает особое новогоднее настроение. По дороге на дачу в лес я включаю "Щелкунчика", и дети с удовольствием подхватывают эту атмосферу. Мне нравится, что классическая музыка не отвлекает от общения, ведь в ней нет слов, и вместе с тем она довольно сложная для глубокого анализа, так что я не всегда могу понять, кто на каком инструменте играет. Я стараюсь обращать внимание на отдельные инструменты, например, говоря детям о арфе или скрипках, но полного разбора партий мне не хватает.

Кроме того, я стремлюсь следить за тем, что звучит на НАШЕм радио (16+), и изучать творчество коллег, которые выпускают новые работы. Это помогает мне оставаться в курсе музыкальных новинок и находить интересное как в нашей стране, так и за границей.

— Вопросы из какой категории вы никогда не освещаете и не собираетесь этого делать?

— Я не очень люблю вопросы по личной жизни, это же моя история. Хотя всем, наверное, это интересно. 

 — Напротив, есть определенный пласт слушателей, фанатов, которые как раз не стремятся узнавать об артисте что-то кроме творческой его стороны. Сознательно не хотят развенчать образ, который сложился.

— Согласна. У меня есть хорошая знакомая, которая безумно влюблена в одного артиста, и это вызывает у меня чувство ревности. Мне важно, чтобы меня любили так же сильно, как она любит своего кумира! Я постоянно задумываюсь о том, насколько ей важно знать всё о её любимом исполнителе и какой он для неё. Но она говорит: "Там артист, а ты — это родное. Есть чёткая грань, я не хочу знать больше, иначе я потеряю своего кумира". То есть она не хочет потерять ту волшебную нить восхищения, которую она чувствует. Свою привязанность она сохраняет, не желая видеть за пределами того образа, который создала в своём сознании. А я остаюсь другом.

Смотрите полную версию на сайте >>>

вступай в группу ИА IrkutskMedia во "ВКонтакте"

Актуальные новости региона в Telegram