6 марта. С начала 2022 года Иркутская область, как и вся Россия, столкнулась с массовым уходом иностранных компаний, включая крупные бренды в ретейле, автопроме и производстве. Причиной стали санкции, введенные в связи с началом специальной военной операции. Эти компании оставили после себя пустующие объекты недвижимости, склады и заводы, часть из которых уже перепрофилирована или передана местным операторам. Однако спустя 3 года ситуация может измениться на фоне отголосков потепления отношений между Россией и США. Помимо обсуждений урегулирования украинского конфликта, все чаще звучат разговоры о возвращении крупных западных компаний на российский рынок. Но возникает вопрос: а найдется ли место этим компаниям в регионах России? За 3 года экономика России доказала свою устойчивость: многие ушедшие бренды и товары были замещены отечественной продукцией или импортированы из дружественных стран, таких как Китай, Индия и Казахстан. Что произошло с активами, оставшимися после ухода иностранных компаний, и какие условия могут стать ключевыми для их возвращения, в том числе в Иркутской области — в материале ИА IrkutskMedia.
Большое количество иностранных компаний и компаний с иностранным капиталом покинули территорию Российской Федерации после февраля 2022 года в связи с огромным общественным резонансом в западном сообществе после начала СВО. Множество брендов, таких как Lego или Carlsberg, поддались на давление политиков и полностью прекратили свою деятельность, но не все были так решительны — те, что вложили миллиарды в заводы и логистику, предпочли сохранить мосты для возвращения. Например, компания Hyundai, продавая завод в Санкт-Петербурге, заложила в договор опцион на обратный выкуп.
Третьи и вовсе решили остаться, лишь слегка замаскировавшись. Франшизы KFC и Burger King теперь управляются российскими партнерами, а Leroy Merlin сменил вывеску на "Лемана Про", сохранив ассортимент.
В Иркутской области же ситуация с ушедшими брендами оказалась не такой критичной. Наоборот, если судить по данным от УФНС России по Иркутской области, то количество иностранных и международных организаций, а также дипломатических представительств, зарегистрированных на территории региона за 3 года, не только не уменьшилось, а наоборот — увеличилось. Так, на 1 января 2022 года было зарегистрировано 102 иностранные организации, состоящих на учете в налоговых органах на территории Иркутской области, на 1 января 2023 — 102 и на 1 января 2024 — 104. По самым актуальным данным, на начало марта 2025 года в области зарегистрировано 114 иностранных организаций (в том числе на обрабатывающие производства приходится 95 предприятий, на добычу полезных ископаемых — 12, водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов — три, обеспечение электрической энергией — одна).
Когда модные гиганты, такие как Zara и H&M, покинули российский рынок, многие могли бы подумать, что их магазины останутся пустыми и заброшенными. Однако реальность оказалась иной: торговые площади быстро перешли под управление российских операторов, которые с готовностью заняли освободившиеся ниши. Например, польский бренд Reserved трансформировался в Re, а Cropp стал известен как CR. Даже японский Uniqlo, который, казалось бы, навсегда покинул Россию, частично вернулся через маркетплейсы и локальные сети.
Но изменения затронули не только мир моды, в других сферах ретейла также произошли значительные трансформации. Бренд "Леруа Мерлен" провел ребрендинг и теперь называется "Лемана Про", сохранив прежний ассортимент. Однако не всем новым игрокам удалось удержаться на плаву: бренд Just Clothes, который пытался занять нишу Uniqlo, уже закрывает часть своих точек из-за убытков.
Ситуация с промышленными активами выглядит несколько иначе. Заводы таких автомобильных гигантов, как Nissan, Hyundai и Volkswagen, которые когда-то выпускали сотни тысяч автомобилей в год, теперь либо законсервированы, либо перепрофилированы. Например, калужский завод Volkswagen теперь управляется AGR Automotive Group — российской компанией, занимающейся производством и продажей автомобилей и запасных частей на территории РФ, которая наладила сборку китайских автомобилей Haval и Changan.
Аналогичные процессы происходят и в других отраслях. Заводы Coca-Cola и PepsiCo, которые когда-то производили миллионы литров газированных напитков, теперь выпускают продукцию под брендами "Добрый" и "Любимый". Бывшие помещения IKEA, которая так и не добралась до Иркутской области, переоборудованы под коворкинги и выставочные пространства. Интерес к оставшимся объектам проявляют как местные предприниматели, так и компании из "дружественных" стран. Китайские бренды, такие как Chery, Haval и Great Wall, активно арендуют автосалоны и заводы ушедших европейских производителей.
Среди таких значимых предприятий Иркутской области — пивоварня "Байкал".
Она начала работу в 1984 году и с 2005 года по август 2023 находилась в составе российского бизнеса концерна Heineken. В связи с санкциями компания перешла к российскому собственнику и вошла в группу компаний "Арнест" как иркутский филиал ООО "Объединенные Пивоварни". По информации от министерства экономического развития и промышленности Иркутской области, смена собственника не отразилась на работе компании: у руководства много планов по развитию предприятия, так, ООО "Объединенные пивоварни — Холдинг" вошло в федеральный кластер производителей упаковки и напитков, утвержденный Минпромторгом России. Сейчас иркутский филиал компании "Объединенные Пивоварни" продолжает производить широкую линейку напитков, включающих пиво, сладкие газированные напитки и прочее, он относится к одним из крупнейших региональных игроков пищевой отрасли.
Корейские компании, похоже, находятся на пороге возвращения на российский рынок. Hyundai Motor Group, владеющая такими брендами, как Hyundai, Kia и Genesis, уже сделала важный шаг в этом направлении. В декабре 2023 года, продавая свой завод в Санкт-Петербурге, автогигант включил в соглашение пункт об обратном выкупе в течение 2 лет. Это значит, что до конца 2025 года Hyundai может вновь занять свои позиции в России. Не отстают и другие корейские бренды: Samsung и LG, хотя формально приостановили поставки, сохраняют присутствие через параллельный импорт и также рассматривают возможность полноценного возвращения.
Американские компании могут стать главными "возвращенцами" в случае нормализации отношений между Россией и США. Среди потенциальных кандидатов на возвращение — Coca-Cola и PepsiCo, которые сохранили свою производственную базу в России, что значительно упрощает процесс. Сети быстрого питания McDonald’s и KFC, переименованные во "Вкусно — и точка" и Rostic’s, могут без особых трудностей вернуться к своим оригинальным брендам. Хотя ребрендинг потребует определенных вложений, но это вполне осуществимо. Одним из самых обсуждаемых сценариев является возвращение платежных систем Visa и Mastercard.
С европейскими компаниями ситуация выглядит более сложной. Многие из них, такие как Lego, Carlsberg и IKEA, пока не проявляют интереса к возвращению. Однако есть и исключения. Например, французский автопроизводитель Renault, уходя из "АвтоВАЗа", предусмотрел возможность своего возвращения, что делает его одним из главных кандидатов на камбэк. Испанский холдинг Inditex, владеющий брендами Zara и Bershka, уже, по слухам, ведет неофициальные переговоры о возвращении. Магазины могут вновь открыться под старыми вывесками, но с учетом новых рыночных реалий.
По словам представителя министерства экономического развития и промышленности Иркутской области, сегодня вектор развития российской промышленности ориентирован на укрепление технологического суверенитета, где ключевыми драйверами роста выступают перерабатывающие производства. Перед страной и регионами стоят амбициозные задачи: создание высокотехнологичных импортозамещающих производств, увеличение глубины переработки сырья и повышение добавленной стоимости конечной продукции.
В связи с этим наиболее перспективными отраслями для инвестиций — как российских, так и иностранных — становятся машиностроение, химическая и фармацевтическая промышленность, а также легкая и пищевая отрасли.
Мы спросили у директора Байкальской международной бизнес-школы ИГУ Надежды Грошевой, как регион адаптировался к новым реалиям и есть ли место для возвращения западных компаний. По мнению эксперта, рынок не просто выжил — он перестроился, создав новые правила игры.
"Говорить о том, что мы скучаем по Kia или Hyundai, уже нельзя. Автодилеры перепрофилировались, сервисы адаптировались, а клиенты переключились на китайские Chery и Geely. Корейцы конкурируют с ними только в низком и среднем сегментах, но при равной цене китайцы предлагают больше комфорта — подогрев руля, умные системы. Доверие к ним уже сформировалось", — подчёркивает Надежда Грошева.
По словам эксперта, яркий пример — компания GotAuto, где раньше продавали Kia. Они полностью перестроили цепочку: от поставок китайских машин до постпродажного обслуживания. Теперь их механики учатся в Шанхае, а клиенты хвалят Changan. В премиум-сегменте правила иные: если человек мечтал о Jaguar, купит его через посредников. Но это капля в море. Основная битва — за масс-маркет, и китайцы её выиграли.
Фастфуд достаточно гибкая ниша, считает эксперт. В Иркутске McDonald’s никогда не было, но появилась “Вкусно и точка”, которая уже успела завоевать доверие местного потребителя. Так что в случае возвращения фастфудного гиганта из Америки, уже не случится такого ажиотажа как было при открытии его российского аналога. Но если "Вкусно и Точка" и Rostic"s решат, что оригинальные бренды принесут им больше денег, то они сменят вывески при первой же возможности.
Надежда Грошева отмечает, что в сегменте напитков ситуация жёстче: Кока-Кола столкнётся с акцизами на сладкую газировку. “Добрый”, “Любимый” и другие аналоги уже захватили полки, а государство вовсю поддерживает местного производителя. Да и спустя 3 года после ухода оригинальной американской газировки его аналог стала выпускать каждая вторая компания и рынок "Колами" уже переполнен. Конечно, в случае возвращения будут и те, кто вернутся к любимому вкусу, но конкуренция все равно будет гораздо выше, чем до её ухода. С пивоварнями, такими как и иркутский филиал "Объединённых пивоварен", ситуация практически идентичная: они выпускают продукцию, идентичную Heineken, но без иностранцев.
Ситуация у ретейлеров, по мнению эксперта, будет получше: покупавшие Zara из-за бренда, вернутся к ней. Но это не значит, что местный бизнес пострадает, наши производители заняли другие ниши: они работают в бюджетном сегменте и уже нашли свою аудиторию.
"Не могу сказать, что иностранные бренды, например, одежды, играли в экономике Иркутской области значительную роль и что они вытеснят с рынка наших производителей", — отмечает Надежда Грошева.
Возвращение иностранных брендов в Иркутскую область — вопрос не экономической целесообразности, а политической воли. Рынок уже перестроился: заводы Renault выпускают китайские авто, а вместо IKEA у нас старая добрая "Шатура”. Нужно ли возвращение брендов региону, где налоговые поступления за 3 года без них выросли в 2,5 раза? Об этом свидетельствуют и данные от налоговой, предоставленные по запросу редакции ИА IrkutskMedia: Если в 2021 году консолидированный бюджет области получил 598,6 млрд рублей, то к 2024-му сумма превысила 754 млрд, несмотря на уход западных компаний.
Иркутская область не слишком пострадала из-за ухода иностранных предприятий. Но даже в этом случае регион адаптировался — доля импорта в ВРП региона составляет 6,4% — это в три раза ниже целевого показателя России на 2030 год (17%). Фармацевтический гигант "Фармасинтез", шелеховский "Сервис ТехноПром", заместивший канадские концентраторы для добычи золота, совместное с Китаем производство новых Электробусов, которое планируют запустить в Усольском районе и новая трикотажная мануфактура с кашемировыми линиями (совместное с Монголией производство) — всё это локальные предприятия, успешно заменившие ушедшие иностранные предприятия. Правительство региона делает ставку на внутренний потенциал. Из 124 инвестиционных проектов, которые курирует Корпорация развития Иркутской области, ни один не связан с иностранным капиталом.
Особая гордость для региона — самолёт МС-21, который собирают в Иркутска. Если раньше он на 60% зависел от импортных компонентов, то сегодня это почти полностью отечественный лайнер. На смену зарубежным двигателям пришли российские ПД-14, а композитное крыло теперь производят на Урале. Даже бортовая кабельная сеть стала местной. Несмотря на санкции и вынужденный сдвиг сроков, в 2022 году МС-21 с российскими комплектующими получил одобрение Росавиации. В 2023-м "Аэрофлот" заказал 52 таких самолёта, а "Уральские авиалинии" планируют получить 38 к 2030 году.
Но не все так гладко с импортозамещением: санкции сильно ударили по логистике многих предприятий, из-за чего даже цена яиц выросла из-за дефицита химии для кормов. Но и с этой проблемой постепенно справляются.
Текущая санкционная политика запада благоприятно сказалась на налаживании партнерских отношений с компаниями из более дружественных стран, а отечественные производители, развивая свою деятельность, смогли не только по качеству производимой продукции догнать ушедшие аналоги, но и во многих аспектах занять выигрышную позицию. Многие потребители будут рады возвращению брендов в пищевой продукции и ретейле, а предприятия смогут вновь наладить логистику, что в теории должно сказаться на снижении стоимости некоторых товаров, но с другой стороны, Иркутская область, как и вся Россия, доказала, что прекрасно справится и без них. Не случилось никакого краха экономики, никаких пустых полок в магазинах и километровых очередей за хлебом, которые предсказывали некоторые иностранные эксперты из недружественных стран. По началу было тяжело, но экономика устояла.
Вряд ли государство вновь подсядет на иглу импорта, а вот самим иностранным брендам будет несладко. Рынок крайне изменился за 3 последних года и брендам придется столкнуться с очень сильной конкуренцией от местных и Китайских производителей. Справятся ли они с этим? Покажет только время.