11 июля. Авито Работа рассказала об особенностях трудоустройства молодежи в дайджесте по итогам второго квартала этого года на рынке труда. Эксперты определили ключевые поведенческие паттерны в процессе трудоустройства и занятости среди молодых специалистов, в числе которых релокация в другие регионы страны. Специалисты связывают это с ростом трудовой активности молодежи в летний период и заметными сдвигами в сторону увеличения вовлеченности молодежи в рынок труда, связанными с макротрендами, сообщает пресс-служба Авито Работа.
Во II квартале 2025 года сохраняется рост активности соискателей, который наметился с начала текущего года — по данным Авито Работы, количество контактов по вакансиям растет быстрее, чем размещение новых предложений со стороны работодателей. Это говорит о повышенном интересе к поиску работы. При этом уровень безработицы остается стабильным, а обеспеченность работодателей персоналом — низкой. Такая динамика указывает изменение структуры мотивации, основанной не на вынужденном поиске, а на стремлении исследовать рынок и возможности для улучшения условий труда.
Активность молодежи на рынке труда проявляется не только в поиске работы по месту жительства, но и в готовности к переезду по стране. 63% опрошенных рассматривают переезд в другие города России для работы и жизни, причем каждый пятый (21%) уже имеет такой опыт и открыт к новым предложениям.
Среди ключевых факторов, влияющих на решение о переезде: достойная зарплата или бонус за релокацию (41%), предоставление жилья или компенсация аренды (28%), четкие карьерные перспективы (27%), а также возможность гибкой или удалённой занятости и оплату переезда до места работы (по 25%). При этом 21% опрошенных уже имели опыт переезда и не исключают повторной смены региона. В топ-3 популярных для переезда регионов вошли Москва (35%), Санкт-Петербург (29%) и Краснодарский край (17%).
Молодежь активнее выходит на рынок труда. По данным Авито Работы, за первое полугодие 2025 года число резюме молодых соискателей (18–24 года), откликающихся на объявления, выросло на 44% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Тренд подтверждается и на макроуровне: после нескольких лет спада вовлеченность молодёжи (20–24 года) в рынок труда начала расти в 2024 году и достигла 54,1%.
Уровень заработной платы в вакансиях, на которые откликаются молодые специалисты 18–24 лет, составил 79 тысяч рублей в месяц, а работодатели готовы предложить таким кандидатам 68 тысяч рублей в месяц. Именно среди молодежи ожидания по зарплате наибольшим образом схожи с реальностью.
Однако динамика роста зарплат заметно снизилась: если за II квартал 2024 года зарплатные предложения выросли на 26% в годовом сопоставлении, то за тот же период 2025 года прирост составил лишь 7%. Это говорит о стабилизации рынка после прошлогоднего скачка и более сдержанной политике работодателей в условиях экономической неопределенности.
По данным исследования, молодежь в возрасте 16-24 лет решается на смену основной работы из-за того, что их не устраивает размер зарплаты (43% ответивших), отсутствуют перспективы карьерного роста (32%), в целом хочется более спокойную работу (31%) или отмечают снижение интереса к выполняемой работе — эмоциональное выгорание, усталость (27% ответивших). При поиске постоянной работы молодые специалисты 16-24 лет в первую очередь обращают внимание на требуемый в вакансии стаж (40%) и формат занятости (39%), причём всё больше кандидатов ценит возможность удаленной или гибридной работы.
"Рынок труда продолжает трансформироваться: мы видим, что молодые специалисты стали более мобильными. Готовность 63% соискателей к релокации — это важный сигнал для компаний, испытывающих кадровый голод. Однако сохраняется разрыв между зарплатными ожиданиями молодежи и реальными предложениями работодателей. Сегодня недостаточно просто предложить вакансию — важно прорабатывать комплекс условий: прозрачные карьерные перспективы, поддержку при переезде, гибкие форматы работы. Особенно это касается регионов, конкурирующих за таланты с Москвой и Петербургом.
Еще один тренд — рост "пассивного поиска": соискатели стали чаще мониторить рынок, не увольняясь с текущего места. Это значит, что работодателям нужно активнее привлекать кандидатов сильным брендом и быстрыми процессами подбора.
В ближайшие месяцы мы ожидаем, что компании, готовые адаптироваться к этим запросам, смогут эффективнее закрывать вакансии, а остальным придется столкнуться с еще большей конкуренцией за кадры", — отметил управляющий директор Авито Работы Дмитрий Пучков.