IrkutskMedia, 21 ноября. В 2025 году, по мнению рекрутеров, мужчины стали чаще выбирать профессии из традиционно "женских" сфер деятельности по сравнению с прошлым годом. По данным сервиса вакансий HeadHunter (18+), в Приангарье мужчины стали чаще откликаться на "женские" вакансии — за год доля таких резюме выросла в среднем на 2%. Действительно ли в регионе формируется тренд на гендерное смещение на рынке труда рассказала ИА IrkutskMedia руководитель иркутского филиала Кадрового центра "Работа России" Приангарья Дарья Сорвачева.
Так, например, специалисты сервиса по подбору вакансий отмечают, что на должность воспитателя в 2025 году мужчины подают 3,5% от всех резюме, тогда как в 2024 году этот показатель составлял 3%. На должности косметолога, по данным hh.ru, приходится 4% мужских резюме (в 2024 году их было 3%). На позицию медсестры/медбрата, по данным HH.ru, в 2025 году приходится 11% мужских резюме, против 9% в 2024 году.
Кроме того, на 2% увеличилось количество соискателей-мужчин на позицию учителя. В 2025 году доля мужских резюме в этой сфере составила 19%, а в прошлом году их было 17%. Доля соискателей мужского пола на вакансии HR-специалиста или менеджера по работе с персоналом увеличилось на 3% — в этом году доля резюме составила 15%, а в прошлом году работу в этой сфере искали лишь 12% представителей сильного пола.
За этот год самое большое увеличение числа соискателей-мужчин на вакансию повара, пекаря, кондитера. В этой сфере прирост количества вакансий составил 5% — с 34% до 39%.
А вот количество кандидатов-мужчин на позиции швеи, портного и закройщика в Иркутской области, по данным сервиса по поиску работы, наоборот снизилось на 1%. В 2025 году число мужских резюме в этой сфере составило 13%.
Список профессий, наиболее популярных у мужчин в Иркутской облсти выглядит так: водитель; разнорабочий; менеджер по продажам, менеджер по работе с клиентами; грузчик; упаковщик, комплектовщик; курьер; охранник; машинист; официант, бармен, бариста; программист, разработчик; сервисный инженер, инженер-механик; инженер-конструктор, инженер-проектировщик; электромонтажник; сварщик; начальник смены, мастер участка.
Руководитель иркутского филиала Кадрового центра "Работа России" Приангарья Дарья Сорвачева рассказала редакции, как часто мужчины в регионе выбирают "женские" вакансии.
"Прямо заявить о массовом переходе мужчин в традиционно женские профессии в Приангарье было бы преувеличением. Можно сказать скорее об отдельных случаях. Мужчины работают офис-менеджерами и кондитерами. В индустрии красоты эксперт отмечает настоящий бум среди молодых людей, которые активно устраиваются на работу барбершоперами, хотя работодатели привыкли, что парикмахер — это больше женская профессия" — рассказала Дарья Сорвачева.
Что касается вакансий кондитеров или швей, то здесь, по словам специалиста, ситуация точечная. В отличие от поваров, где гендерное распределение более ровное, мужчин-кондитеров лишь единицы. А вот мужчины-швеи — это, как правило, штучные специалисты.
Специалист отмечает, что несмотря на законодательный запрет на подбор персонала по гендерному признаку, на практике работодатель подвержен менталитету и сложившимся стереотипам, которые всё ещё сильны в обществе.
Дарья Сорвачева отмечает, что в Иркутской области только 3% мужчин сознательно выбирают "женские" специальности. Поэтому говорить о том, что в регионе формируется тренд на гендерное смещение на рынке труда не приходится. Эксперт отмечает, что у работодателей есть некоторые стереотипы.
"Например, руководитель горнодобывающего предприятия, ищущий маркшейдера, может внутренне быть настроен на кандидата-мужчину и будет ждать его, несмотря на поток резюме от женщин. Здесь и субъективные и объективные факторы. Возможно, руководитель компании считает, что в регионе с суровым климатом мужчина лучше справится с физическими и бытовыми трудностями вахтовой жизни. Однако стереотипы постепенно меняются. Яркий пример гендерного прорыва — компания РЖД, где сформированы целые бригады женщин-помощников машинистов. Хотя прежде — это была сугубо "мужская" профессия. Или возьмем "Иркутскгортранс": женщины за рулем троллейбусов и трамваев уже никого не удивляют", — рассказала Дарья Сорвачева.
Руководитель кадрового центра отмечает, что вакансии, а также обучение профессиям швеи или кондитера, как правило, не пользуются популярностью у представителей сильного пола. Исключение составляет профессия учителя, но эксперт подчёркивает, что мужской интерес к традиционно "женским сферам деятельности" скорее редкость.
"В то же время обратный процесс — интеграция женщин в "мужские" профессии — это уже не отдельные случаи, а выраженный тренд", — поделилась Дарья Сорвачева.
По словам эксперта, женщины уверенно занимают позиции водителей-дальнобойщиков, машинистов крана, помощников машиниста на железной дороге. На крупных промышленных предприятиях можно встретить женщину-газоэлектросварщицу.
Самым показательным примером, по мнению Дарьей Сорвачевой, является профессия машиниста мостового крана, где женщины не просто присутствуют, а составляют большинство. Например, на горно-обогатительном комбинате в Бодайбинском районе женщины-машинисты мостового крана там стандартная практика.
Ранее агентство сообщало, что за первые шесть месяцев 2025 года в службе занятости населения Иркутской области зарегистрировали 4,3 тысячи безработных, что на 30% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Уровень зарегистрированной безработицы в регионе составляет 0,4%.