Славный город шахтеров Черемхово: как росла и крепла угольная столица Восточной Сибири

Рассказ о том, как захудалое село на Московском тракте превратилось в энергетическую опору советской Сибири
Массовое жилое строительство в СССР
Фото: Эдгар Брюханенко, pastvu.com

IrkutskMedia, 20 февраля. Черемхово — город-труженик. Его история написана не чернилами, а угольной пылью. И черемховцы не хвастаются собой на глянцевых фасадах, а доказывают мощь и несгибаемый характер в горячих, тёмных шахтах, пробивая себе путь к благополучию кирками и отбойными молотками. История города горняков насчитывает два с лишним века взлетов и падений, тяжелых испытаний и поисков своей роли в хозяйственной системе России.

Как почтовая станция из перевалочного пункта разрослась до известного угольного центра в советской Сибири? Что Черемхову удалось сохранить из следов былого величия, и каких побед достигнуть в современности? ИА IrkutskMedia собрала исторические свидетельства разных лет, чтобы узнать, как возник, пережил индустриальный бум и сумел уцелеть после промышленной депрессии 6-й по численности населения город в Иркутской области. 

Дореволюционная эпоха

Будущий промышленный гигант Сибири зародился в качестве крошечной почтовой станции на Сибирском тракте, который прокладывался в годы царствования Елизаветы Петровны. В 1743 году по указу Иркутской канцелярии "посажен" на Черемховский станец Кабаков, первый русский государственный человек на территории будущего города. В 1772 году по Иркутской губернии проезжал с экспедицией естествоиспытатель, академик Петербургской академии наук Петр Паллас, оставивший одни из первых сохранившихся свидетельств о крае.

"За Белую переправляясь, поехал я далее прекрасными лугами, коих ровное поле пестрело цветами даже до Черемховской станции, в которую я прибыл только к полуночи", — пишет путешественник в книге "Путешествие по Сибири, к Востоку лежащей и до самой Даурии". 

Фундаментальное значение для формирования города в те времена приобрело включение разрастающегося села Черемховское в общероссийскую транспортную систему. Именно это и обеспечило развитие торговли, извоза и первичный приток сельскохозяйственного и ямского населения.

Новый виток развития село получило во второй половине XIX века. Благодаря продвигающейся по Российской империи промышленной революции, все больше обретала актуальность в развитии транспорта, и как следствие в транспортной инфраструктуре и топливной промышленности.

Первые сведения о Черемховском каменноугольном месторождении появились в 1868-1871 годах в геологических отчётах известных исследователей Восточной Сибири — Ивана Черского и Александра Чекановского. В 1895 году горный инженер Шейнцвит заложил здесь первые разведочные шахты. Но уголь был признан негодным к употреблению. Вторую попытку сделал горный техник Витольд Цетнерович, заложивший четыре шахты.


Шахты в 19-м веке. Фото: Kandinsky 5.0 (12+)

"Угольная лихорадка" началась в 1897-1898 годах, когда земля вокруг села была отведена под заявки о разработки полезных ископаемых. В сентябре 1901 года была заложена первая шахта купца 1-й гильдии Петра Щелкунова вблизи железнодорожной станции, где работало 180 горнорабочих, дававшее 20 тысяч тонн угля в год. К 1906 году уже 10 предприятий на 5 тысяч горнорабочих вырабатывали ежегодный 1 млн тонн. На одного рабочего приходилось производство 200 т угля в год. Таких высоких темпов роста угледобычи не знал ни один угольный бассейн страны. За восемь лет она выросла в 53 раза. К 1910-му году, в бассейне было уже порядка двадцати шахт от одиннадцати предприятий.

В память о дореволюционной эпохе города до наших дней сохранилось одно здание — магазина, принадлежащего угольному магнату Щелкунову: теперь это неприметный одноэтажный домик с обширным задним двором на улице Первомайской (по которой до революции проходил Сибирский тракт), теперь ставший мебельным магазином, принадлежащим местному предпринимателю.

Каменная казанская церковь иконы Божией Матери — еще одно знаковое строение, возведенное в последней трети XIX века. Но, к сожалению, не пережившее тяжелых лет становления нового советского уклада, и как многие православные церкви и храмы было уничтожено в 1937 году.