8 февраля 2013. "В случае внештатной ситуации предотвратить попадание отходов в озеро почти невозможно, лигнин может оползнем снести в озеро, если это произойдет, сегодняшние сбрасываемые в Байкал отходы БЦБК будут такой мелочью, о которой никто даже говорить не будет", - рассказал корреспонденту РИА IrkutskMedia заместитель председателя Президиума Иркутского научного центра СО РАН, и.о. директора Института земной коры СО РАН доктор геолого- минералогических наук Дмитрий Гладкочуб. По словам ученого, речь идет о девяти миллионах кубометров. По словам экспертов, предупреждения о наличии такой угрозы выносились неоднократно в 2012 году, когда из-за экстремального количества выпавшего снега возникла угроза схода селевых потоков. В прошлом году все обошлось, и уже летом о проблеме благополучно забыли. Что произойдет этой весной неизвестно, внештатная ситуация может сложиться в любой момент – утверждают эксперты, так как вероятность схода селей зависит не только от количества снега, но и от скорости его таяния.
Хранилища шлам-лигнина, вещества, выделяемого при очистке сточных вод сульфатцеллюлозного производства, находятся в зоне угрозы схода селевых потоков – рассказал Игорь Бычков, председатель Президиума Иркутского научного центра СО РАН, директор Института динамики систем и теории управления СО РАН, доктор технических наук, профессор, академик. В прошлом году, когда выпало экстремальное количество снега, научным центром СО РАН, после того, как были зарегистрированы сели в Утулике, вблизи от мест хранения лигнина, было вынесено предложение о возведению защитных сооружений вокруг хранилищ. Предложения и предупреждения ученых власти проигнорировали, целенаправленные работы по ликвидации угрозы так и не начались, однако, если все обошлось в прошлом году, не факт, что повезет в текущем, – выражают свою обеспокоенность эксперты.
Крупнейшие селевые сходы на юге Байкала происходили в 1934 и в 1971 годах. В первом случае пострадала половина райцентра Слюдянка, были жертвы, во втором были снесены все мосты и повреждено около 150 метров железной дороги. После 1971 года крупных сходов не происходило. За 40 лет накопилось много материала, старые селевые очаги могут сработать, - сообщает РИА IrkutskMedia со ссылкой на Санкт-Петербургское отделение Института геоэкологии РАН.
Вопрос о ликвидации накопившихся в хранилищах отходов, таким образом, должен быть решен как можно быстрее. По словам Игоря Бычкова, в настоящий момент существует два основных подхода к ликвидации запасов лигнина – посыпка отходов золой, выделение воды, очистка ее на сооружениях комбината, захоронение сухого остатка в саркофаге. В таком случае, вопрос утилизации отходов откладывается лет на сорок. Второй подход предполагает сжигание накопившегося лигнина, однако такой вариант крайне дорог, он предполагает возведение огромного количества печей, которые десятилетиями будут сжигать лигнин.
Напомним, что в конкурсе на переработку отходов БЦБК принимают участие пять компаний. Как сообщается на официальном сайте Минприроды РФ, заявки на участие подали ЗАО "Фирма СЭНС", Федеральное бюджетное учреждение "Государственный научно-исследовательский институт промышленной экологии" (ФГУ "ГосНИИЭНП"), ООО "ВЭБ Инжиниринг", ЗАО "Спецгеоэкология", ЗАО "ДАР/ВОДГЕО".
О том, что министерство природных ресурсов РФ объявило конкурс по выбору технологии переработки отходов БЦБК, губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко сообщил в октябре. На ликвидацию около 7 млн. тонн шлам-лигнина, накопленного в прибрежной зоне озера Байкал, запланировано направить 2,9 млрд. рублей.