Бизнес-сообществу в Иркутской области не с кем строить диалог – Олег Яценко

Для развития хорошего делового климата необходимо ввести мораторий на перестановки чиновников, считает руководитель ИРО "Деловая Россия"
Бизнес-сообществу в Иркутской области не с кем строить диалог – Олег Яценко
Фото: Фото предоставлено Олегом Яценко

29 июля 2013. О проблемах и особенностях предпринимательства в Иркутской области, разрозненности бизнес-сообщества, а также о назначении бизнес-обмудсмена и взаимодействии с органами власти рассказал в интервью РИА IrkutskMedia руководитель регионального отделения общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Олег Яценко. По его мнению, для слаженной работы предпринимателям нужно создать благоприятный деловой климат.


Бизнес-сообществу в Иркутской области не с кем строить диалог – Олег Яценко, Фото с места события из других источников. Автор фото: Фото предоставлено Олегом Яценко

- Когда появилась Ваша организация? Каковы ее цели и задачи?

- "Деловая Россия" является общероссийской общественной организацией. Региональное представительство появилось в Иркутской области в 2005 году. В то время Приангарью было важно включиться в это движение, потому что тогда в регионе появился класс так называемых средних предпринимателей и пришло время объединятся для диалога с властью. Конечно же, к сформировавшемуся в Иркутской области к середине нулевых годов среднему классу  предпринимателей по нашим  региональным меркам можно отнести тех, чей штат сотрудников составляет приблизительно от 15 до 100 человек, а годовой оборот средств от 30 до 100 млн рублей и выше. В федеральных масштабах к среднему классу относят куда более крупные предприятия.

При этом стоит отметить, что в "Деловую Россию " в Иркутской области входят прежде всего средние региональные предприятия несырьевой направленности. Это обусловлено тем, что предприятия, связанные с ресурсами в России так или иначе объединены вокруг олигархических структур и завязаны на федеральные структуры, то есть, если можно так сказать, находятся ближе к власти.

Если говорить о среднем портрете предпринимателя, состоящего в "Деловой России", то это люди примерно 30-40 лет, начавшие свой бизнес приблизительно 10 лет назад, как правило, с нуля. По отраслевой принадлежности выделить,  кого-то из наших рядов довольно сложно. Среди  нас есть и строители, и производители, и представители торговли, и представители сферы услуг. На мой взгляд, члены "Деловой России" являют собой современное лицо бизнеса, именно на этих людей страна должна сделать сегодня упор. 

- Какую миссию выполняет "Деловая Россия"?   

- Миссией нашей организации является улучшение делового климата в регионе для того, чтобы таким предприятиям, которые я обозначил, работалось комфортно, просто и эффективно. Для этого, во-первых, необходимо обеспечить безопасность в ведении бизнеса. Ни для кого не секрет, что предприниматели подвергаются и давлению со стороны власти, и рейдерским атакам, и коррупции. 

Во-вторых, для того, чтобы предпринимателям работалось просто и эффективно, мы видим перед собой целью снижение административных барьеров и уменьшение степени бюрократизации отношений между властью и бизнесом.

В-третьих, мы стремимся к выстраиванию доверительного климата между властью, обществом и бизнесом. Иными словами, основной целью нашей организации является выстраивание продуктивной коммуникации между этими тремя институтами.  Для этого мы, где-то доказываем и обосновываем власти наши интересы, а где-то напрямую лоббируем, в хорошем смысле слова, интересы бизнеса. "Деловая Россия" участвует в различных экспертных советах при прокуратуре, ФАС, налоговой службе. Мы везде пытаемся найти точку соприкосновения интересов. Наша общественная организация  высказывает свое мнение по разработке тех или иных документов. Таким образом, происходит обратная связь между ведомствами и нами.

- Какие основные проблемы предпринимательства можно выделить в Иркутской области?

- Сейчас бизнес-сообщество оказалось разрозненным.

Предприниматели не верят в выборы и никак не взаимодействуют с властью. Они считаю, что в бизнесе следует рассчитывать только на свои силы. Как правило, такие бизнесмены не выстраивают длинные производственные цепочки – в их среде не хватает доверия.

 Приангарье является одним из богатейших регионов России. У нас есть природные ресурсы, довольно хороший человеческий капитал. В Иркутске много активных людей, которые продвигают свои идеи. У предпринимателей есть внутренний потенциал. Но основная наша проблема – это разрозненность. 

- В чем, по Вашему мнению, состоит причина разобщенности бизнес-сообщества?

- Предприниматели не умеют вести совместную деятельность, договариваться между собой, с властью и обществом. Зачастую у нас возникают ситуации, когда все идут против всех. Это означает, что люди не обсуждают каких-то долгосрочных целей. Бизнесмены пытаются заработать сегодня и, возможно, даже уехать из региона. Я вижу что ситуация во многих регионах обстоит иначе. Предприниматели даже из самых маленьких регионов-реципиентов пытаются договариваться и получать дотации из федерального бюджета. Они целенаправленно получают деньги на развитие своего дела,  потому что видят в этом единственный выход. Нашему бизнес-сообществу этого очень не хватает. 

- В чем еще заключаются особенности ведения бизнеса в регионе?

- Можно еще упомянуть географическую удаленность от центра, плохую транспортную доступность, слабое развитие инфраструктуры. Однако по этим параметрам у нас далеко не самый худший регион. Например, Иркутск по многим критериям опережает другие города.

Действительно отметить нужно то, что на протяжении нескольких последних лет на территории Приангарья наблюдается нестабильность власти и политической обстановки - меняются чиновники, министры, губернаторы. В связи с этим бизнес-сообществу просто не с кем даже разговаривать: только договорились о принципах взаимодействия с одним, пришел другой и тут же начались отмены предыдущих решений и поиск новых.

 В результате происходит чехарда, например, как с особой туристической экономической зоной. Власти постоянно "играют" с предпринимательством, "тусуют" его из стороны в сторону. Причем это происходит и по объективным причинам – из-за политической конъюнктуры – и вследствие субъективных факторов, которые создают проблемы для бизнеса. 

Для предпринимательской среды лучше всего любой стабильный климат, пусть даже где-то не совсем хороший. В нем человек может просчитать перспективу, поставить цели на некоторое время вперед. В связи с этим, по мнению нашей организации, возникает необходимость введения моратория на любые изменения, касающиеся бизнеса, например, на перестановки чиновников. Нужно дать возможность бизнесу выстроиться, спланироваться. То же самое касается и систем, выстроенных властью, которые начинают давить на предпринимательство, не дав ему толком развиться. У многих бизнесменов вообще после таких решений пропадает желание работать. При этом для развития предпринимательского сектора в Иркутской области есть много рынков и ресурсов, однако в этой среде присутствует нестабильность. Она порождает остальные проблемы, которые предприниматели смогут решить, если научатся договариваться. 

- Какие просчеты и ошибки, совершенные федеральной властью наиболее сильно навредили предпринимательству?

- Например, страховые взносы в ПФР.

Происходит вредительство недальновидных  чиновников и политиканов, которые увидели недостачу в Пенсионном фонде из-за своих просчетов и решили компенсировать ее за счет бизнеса. Вместо того, чтобы сделать это так, как предлагала  "Деловая Россия", за счет обложения дополнительными налогами крупных ресурсных структур, налога на роскошь и так далее.

 Тут власть снова просто забрала импульс для развития предпринимательства. Микробизнес только-только поднимается, начинает зарабатывать, как тут же его обкладывают налогами и взносами. Тут же государство получило ответ в виде сотен тысяч ликвидированных предприятий.

- А существуют ли какие-то властные решения, оказывающие реальную поддержку бизнесу? 

- Безусловно. Прорывным шагом является внедрение региональных инвестиционных стандартов. Эта система с помощью предусмотренных в ней около полутора десятков конкретных мероприятий  позволит улучшить деловой климат в регионе. Самые ценные идеи общественных организаций и предпринимателей были услышаны и теперь воплощаются в жизнь. Стоит отметить, что внедрение инвестиционных стандартов не предусматривает никаких изменений в налоговом законодательстве, то есть не предусматривается никаких льгот, денег никто не теряет, при этом стандарты уже показали себя в некоторых регионах с очень хорошей стороны. Это очень правильный шаг, по моему мнению. Кроме того, "Деловая Россия" принимала непосредственное участие в разработке этих стандартов и сейчас совместно с другими общественными организациями приступает к их внедрению. А вот что касается введения льгот для отдельных отраслей, то думаю, что это является мерой неправильной, так как это снова может привести к перекосам и нестабильности в бизнесе. Если говорить о мерах государственной поддержки, считаю, что сейчас российское предпринимательство необходимо защищать, особенно после вхождения в ВТО.

- Результативно ли, по Вашему мнению, проделали свою работу депутаты первого созыва Заксобрания Иркутской области в отношении бизнеса, насколько слаженным было взаимодействие?

- Я считаю, что работа проделана недостаточная. В Законодательном собрании Иркутской области, на мой взгляд, должны появиться новые лица, которые будут говорить на языке бизнеса и будут компетентны в этом вопросе. К сожалению, таких людей я там, не наблюдал, и пока предпосылок, что они там появятся, тоже нет. Депутатам не следует быть просто политиканами и "азартными игроками" от политики.  Очень мало депутатов первого созыва Заксобрания вообще участвовали в дискуссии по поводу предпринимательского сектора. Одно дело выбить льготы из бюджета на курируемую ими отрасль или предприятие, другое – сделать систему, которая бы развивалась.  

Да, создали совет по малому бизнесу, но он был организован формально, и за последние два года не собирался ни разу. На малое и среднее предпринимательство обращается очень мало внимания. Очень жаль, что депутатам не интересно мнение бизнеса об отраслях и территориях, за которые они отвечают. Это как раз и есть показатель разрозненности, к которой мы в очередной раз возвращаемся.

Да, создали совет по малому бизнесу, но он был организован формально, и за последние два года не собирался ни разу. На малое и среднее предпринимательство обращается очень мало внимания. Очень жаль, что депутатам не интересно мнение бизнеса об отраслях и территориях, за которые они отвечают. Это как раз и есть показатель разрозненности, к которой мы в очередной раз возвращаемся.

Конечно, я не могу говорить обо всех депутатах, но на примере депутатов от иркутских округов можно сказать, что от них было очень мало помощи с точки зрения экономики города Иркутска. Можно даже сказать, что все те проекты, которые были профинансированы в Иркутске из федерального и областного бюджетов были созданы зачастую не благодаря, а вопреки деятельности депутатов. Поэтому за работу депутатам Заксобрания первого созыва я ставлю слабую тройку и считаю, что накануне выборов бизнес-сообществу, кстати, отличающемуся политической пассивностью, следует задуматься. Хоть мы и не политическая организация, но депутаты регионального парламента должны быть нашими партнерами, коллегами, лоббистами, в конце концов.  

- А что Вы можете отметить в работе правительства региона с предпринимательским сектором?

- По моему мнению, в правительстве можно отметить низкое качество управления, принятие решений постоянно затягивается.

При этом происходит полная фокусировка на фигуре губернатора, никакие решения не принимаются без его визы, эта система неповоротлива и не отвечает современным реалиям. Один человек просто физически не может удержать такой объем информации в своей голове.

Тем не менее кое-что было сделано. В частности, увеличилось федеральное финансирование для бизнеса, произошли сдвиги в общении с предпринимательской общественностью. Кроме того, пришел достаточно молодой и активный министр экономического развития. Министерство экономического развития стало собирать общественные советы, на которых принимаются решения о внедрении тех или иных инноваций. По крайней мере, здесь есть положительные примеры.


руководитель ИРО "Деловая Россия" Олег Яценко, Фото с места события из других источников. Автор фото: Фото предоставлено Олегом Яценко

- Как Вы считаете, принесет ли пользу бизнес-омбудсмен предпринимательству?

- Безусловно. "Деловая Россия" была инициатором создания в 2012 году центра общественных процедур "Бизнес против коррупции", который по своей сути  является одним из рабочих механизмов будущего омбудсмена. Эта должность необходима в первую очередь для того, чтобы бизнес мог доносить четкие сигналы о своей безопасности напрямую до первого лица региона. Это в свою очередь необходимо, чтобы  у руководства имелась четкая картина происходящего, а не расплывчатая информация от иных структур часто заинтересованных в количестве наказаний. Кандидат на должность бизнес-омбудсмена уже определен, и "Деловая Россия" его полностью поддерживает, ему уже пора работать. Также с помощью представителей от бизнеса нужно менять информационный фон, который сложился вокруг предпринимателей. Они сейчас и преступники, и ловкие ребята, и "наживальцы", хотя это не так. Нужно это исправлять, иначе эффективного делового климата у нас не получится. 

- Каким образом вхождение в ВТО отразится на российском бизнес-сообществе?

- Думаю, у нас будут большие проблемы в промышленности и сельском хозяйстве, поскольку там низкая конкурентоспособность. Россия еще не успела развить эти виды бизнеса, так как это сделали другие. Но я считаю вступление неизбежным, и поэтому нам необходимо в ускоренном порядке формировать деловой климат, сосредотачиваться, концентрироваться, строить технопарки, тем самым повышая конкурентоспособность, к сожалению, это сегодня происходит слишком медленно. В целом наш предпринимательский сектор по многим показателям отстает от других стран. Первопричина этого лежит опять же в разрозненности многие решения властные структуры принимают, не посоветовавшись с бизнесом, поэтому они не всегда полезны, а это приводит к потере времени. Как только мы договоримся, процесс повышения конкурентоспособности нашего бизнеса пойдет быстрее.   

- Как Вы считаете, какую отрасль предпринимательства нужно поддерживать в Приангарье в первую очередь?

- Я, возможно, скажу парадоксальную вещь. Необходимо поддерживать не слабых предпринимателей, а точки роста. Ресурсы нужно концентрировать в тех местах, которые позволят раскрутить мотор экономики. Если это получится сделать, то слабые станут сильными и уйдут из экономически невыгодных отраслей. Поддержка должна заключаться в инфраструктурных вещах и правильных законах для всех, а закон рынка выделит сильнейших и заставит работать экономику. Иными словами выделение точек роста, грамотное направление ресурсов и выстраивание эффективных коммуникаций позволит улучить деловой климат и развить предпринимательскую сферу.

СПРАВКА

Общественная общероссийская организация "Деловая Россия" была создана в 2001 году. Ее целью является содействие формированию и реализации экономической политики государства, направленной на создание благоприятных условий для развития предпринимательства, частной инициативы, конкуренции как средства повышения уровня жизни её граждан на основе экономического роста. В настоящее время "Деловая Россия" объединяет предпринимателей из 64 регионов РФ, которые развивают несырьевое отечественное производство.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость