16 декабря 2013. Более сбалансированный в политическом плане избран в этом году созыв Законодательного собрания Иркутской области. Так считает президент фонда имени Юрия Ножикова Юрий Курин. В областном парламенте есть и левые (КПРФ), и центр (ЕР), и правые (ГП) партии. Регион не дрейфует дальше в сторону "красного пояса". О своем видении политической ситуации в Иркутской области Юрий Курин рассказал в интервью корреспонденту РИА IrkutskMedia.
- Что вы подразумеваете под словами "более сбалансированный в политическом плане созыв Законодательного собрания"?
- Мне как человеку праволиберальных взглядов, создававшему Иркутскую областную организацию партии СПС, члену федерального политсовета в 1999-2004 годах и депутату Госдумы РФ от этой партии, отрадно видеть, что впервые с 2005 года в Законодательном собрании Иркутской области появилась партия, стоящая на такой идеологической платформе. Я говорю о "Гражданской платформе", которая и по программе, и по своей деятельности, и по духу является, по сути, преемницей "Союза правых сил". В нынешнем созыве Законодательного собрания создана фракция "Гражданской платформы", а ведь еще совсем недавно – в прошлом созыве регионального парламента – не было ни одного депутата, который публично бы признавался в приверженности праволиберальной идеологии.
Влияние КПРФ в региональной политике осталось на прежнем уровне, фракция не приросла. Меня это радует. Я не являюсь сторонником коммунистической идеологии, хотя у меня конструктивные отношения с Сергеем Левченко – это опытный политик и порядочный человек.
Еще одно обстоятельство, о котором я бы хотел сказать. Во время кризиса совершенно естественным образом происходит переток электората от одних политических сил к другим. В Иркутской области 8 сентября это также произошло. Но протест не приобрел маргинальный характер (о чем свидетельствует не возросший уровень электоральных симпатий к ЛДПР), а принял конструктивную форму – многие "несогласные" проголосовали за ГП.
- Юрий Геннадьевич, с высоты Вашего опыта, как Вы оцениваете нынешнюю политическую ситуацию в стране и Иркутской области?
- Что касается политической ситуации в стране, чтобы давать квалифицированный ответ на этот вопрос, нужно быть включенным в общефедеральные процессы или хотя бы наблюдать их непосредственно – своими глазами. Мне кажется смешным, нелепым и безответственным, когда люди, не состоявшие в управлении политическими партиями, никогда не участвовавшие в процессе федерального государственного управления, комментируют события федерального или даже международного масштаба. Получается местечковый взгляд на глобальные вопросы. Политическим "стебом" такие люди могут заниматься, но не более.
В региональной политической ситуации я считаю произошедшие в последние полтора года изменения, безусловно, позитивными. Во-первых, впервые за долгий период регион возглавляет губернатор – урожденный житель Иркутской области. Во-вторых, избранный 8 сентября новый созыв Законодательного собрания в политическом плане более сбалансирован, чем предыдущий. В-третьих, во время выборов обошлось без грязных технологий. Конечно, были отдельные моменты, вызывающие вопросы. Но в целом кампания прошла намного чище, чем это бывало в 90-е – начале 2000-х годов в Иркутской области. В немалой степени это определялось позицией фактического политического монополиста – "Единой России", поскольку именно он задавал тон кампании.
- Вы сказали, что политическая ситуация стала более благоприятной, чем в конце 90-х – начале 2000-х. Что тогда было не так?
- Тогда и представители исполнительной власти, и правоохранительные органы на региональном уровне жестко подавляли оппозицию, о свободе СМИ и речи не было. Я знаю множество таких фактов. Но скажу лишь об одном, причем из личного опыта. В 1997 году я с единомышленниками создал информационное агентство "Сибтранспресс" и газету "Честное слово". Они были очень неудобны региональной власти и федеральным олигархам, растаскивавшим экономику региона. Агентство и газета успешно стартовали, динамично развивались, но были уничтожены правоохранительными органами: выемки, обыски, допросы. Я не смог отстоять их, хотя был в Госдуме РФ заместителем председателя комитета по безопасности. Нынешняя региональная власть более демократична, это очевидно. Мне, как президенту Фонда сохранения наследия первого губернатора Иркутской области Юрия Ножикова, это отрадно, потому что Юрий Абрамович придерживался демократических взглядов.
- Каковы, на ваш взгляд, перспективы работы губернатора Сергея Ерощенко и его правительства, его взаимодействия с политическими партиями, с депутатами Законодательного собрания?
- Я уже сказал о том, что впервые за долгий период область возглавил ее укорененный житель. Сергей Ерощенко в целом знает территорию региона, основные проблемы большинства муниципальных образований. У меня вызывало раздражение, когда некоторые из прежних губернаторов даже не могли правильно поставить ударение в названиях городов и районов. Они просто не знали таких слов, что же говорить о знании проблем и, как следствие, об эффективности принимаемых управленческих решений? Надеюсь, период "иноземных губернаторов" для Иркутской области завершен.
Что касается взаимоотношений губернатора и политических партий, депутатов Законодательного собрания, конечно, глава региона в Законодательном собрании будет опираться на фракцию "Единой России". Однако это не единственная партия, с которой он может работать. Будет правильно, если в Законодательном собрании он будет стоять на двух ногах, а не на одной (я говорю о тех политических силах, которые будут реально работать, а не о политическом балласте, а работать из четырех победивших партий будут всего три, две из которых – с губернатором и одна – против).
Теперь о перспективах губернатора и его команды. "Прорывная" работа может начаться только после избрания губернатора на всеобщих, равных и открытых выборах. До этого момента формирование уникально качественной команды проблематично, поскольку нет определенности, на какой период приглашаются работать люди. Сейчас Сергею Ерощенко удалось привлечь в команду серьезных специалистов из сферы госвласти либо госкомпаний (Виктор Игнатенко, Лариса Забродская и другие), но из бизнеса столь же масштабных людей он не сможет привлечь до своего избрания на выборах.
- Недавно губернатор Сергей Ерощенко озвучил, что собирается менять структуру правительства Иркутской области. Что в этом направлении, на ваш взгляд, нужно было бы сделать?
- Необходимо разделить должности, функции губернатора и председателя регионального правительства. При сегодняшнем положении, когда обе должности возложены на одного человека, он оказывается в режиме постоянной информационной, психологической и даже физической перегрузки. В большей степени график работы ему навязывают федеральные органы – администрация президента, правительство, министерства и ведомства, сибирский полпред, вызывая на бесконечные совещания. Жизнь проходит в самолете – Москва, Новосибирск, Чита и т.д. А ведь надо еще и по области ездить. Он вынужден решать и стратегические, и тактические задачи. На мой взгляд, губернатор должен быть аналитиком, мыслителем, стратегом. А повседневная распорядительная деятельность должна осуществляться председателем правительства. Но все это нужно делать только после выборов губернатора и внесения изменений в Устав области.
На мой взгляд, на областном уровне требуется серьезное изменение структуры исполнительных органов государственной власти. После ухода в отставку губернатора Юрия Ножикова в 1997 году был упразднен пост заместителя губернатора по государственно-правовым вопросам, ликвидированы государственно-правовой комитет и Институт регионального законодательства. А я всегда был уверен и убежден, что первая задача губернатора – государственно-правовые вопросы! Ведь область – субъект государства.
Должны разрабатываться и осуществляться областные программы по обеспечению правопорядка, законности, борьбе с коррупцией. Не будет на территории гарантирован режим безопасности, не будет никакого развития бизнеса и повышения инвестиционной активности. Соответственно, не будет социальных успехов. Поэтому в исполнительной власти должно быть не два блока – экономический и социальный, а три (эти два плюс государственно-правовой блок). Так было раньше и к этому надо вернуться. В связи с этим я считаю перспективным недавнее подписание Сергеем Ерощенко указа о создании министерства юстиции Иркутской области.
В 90-е годы Иркутская область была лидером в государственно-правовом развитии, опережала другие регионы по уровню законодательной работы. Виктор Игнатенко в тот период возглавлял Областной Совет – орган, выполнявший функции нынешнего регионального парламента, я был заместителем губернатора по правовым вопросам. Мы привлекали лучшие юридические умы к разработке регионального законодательства, которое впоследствии использовалось в качестве модельного в других регионах и даже на федеральном уровне. Для этого мы создали Институт регионального законодательства. Сейчас же Иркутская область серьезно отстает. За примерами далеко ходить не надо: у нас, в отличие от других субъектов РФ, до сих пор нет Уставного суда, тогда как право создавать такие суды уже несколько лет как предоставлено не только республикам, входящим в состав Российской Федерации, но и областям, и краям. Многие уже создали, а в Иркутской области даже Уставную палату ликвидировали.
Думаю, имеет смысл еще раз на федеральном уровне поднять вопрос об объединении некоторых территориальных органов исполнительной власти РФ и области. Это позволит сократить численность чиновников, конфликты, рассогласованность, бумажную волокиту. У губернатора в его начинаниях в этой сфере есть потенциальный союзник в Законодательном собрании – спикер Людмила Берлина. Она много лет проработала на руководящих должностях и в прокуратуре, и в мэрии, и в парламенте. Проблемы и решения знает хорошо.
- Сейчас одна из острейших тем, связанных с Иркутской областью, это закрытие БЦБК. Как, на ваш взгляд, решать проблемы города после того, как предприятие будет полностью ликвидировано?
- В свое время я подготовил аналитическую записку о необходимости банкротства БЦБК. Эта записка была передана владельцам Альфа-банка, после чего банк начал в отношении Байкальского комбината процедуру банкротства. Долгое время бытовало мнение, что до тех пор, пока не будут созданы альтернативные производства, закрывать БЦБК нельзя. Это – ошибочное суждение, экономически необоснованное и преступное по отношению к Байкалу. О каких замещающих бизнесах могла идти речь при работающем вредном химическом производстве?
Сейчас, когда на предприятии проходит завершающая стадия банкротства – конкурсное производство, было бы целесообразно со стороны компании "ВЭБ – Инжиниринг" провести гласный конкурс на разработку стратегии развития территории, на которой сейчас размещается БЦБК.
В ноябре по инициативе Фонда Юрия Ножикова на площадке в социальной сети "Facebook" была проведена интернет-конференция "Байкал без БЦБК". В ее работе приняли участие многие активные люди, которым небезразлична судьба Байкала – депутат Госдумы Сергей Тен, председатель комитета по экономической политике города Иркутска – заместитель мэра Алексей Альмухамедов, сопредседатель экологической организации "Байкальская экологическая волна" Марина Рихванова, известный московский политолог Григорий Трофимчук, серьезные бизнесмены – Владимир Пятаков, Роман Ищенко, Анатолий Казакевич, Андрей Чернышев, Константин Волков, представители общественности, в том числе творческой – Петр Немой, Любовь Можаева и другие.
Прозвучал целый ряд инициатив, которые Фонд Ножикова поддержит.
В частности, представитель общественности из Республики Бурятия Баир Цыбиков справедливо заметил, что вырубку леса на территориях, прилегающих к Байкалу, нужно полностью прекратить. И не только на словах, но и на деле. Мы считаем, что допустимы только санитарные рубки – для предотвращения лесных пожаров. Кроме того, требуется ужесточение ответственности юридических и физических лиц за вред, причиняемый экосистеме озера. Здесь стандартными штрафами не обойдешься. Загрязнять Байкал должно быть невыгодно! А тех, кто этого не понимает, надо бить по карману.
Прозвучало предложение признать Байкальскую природную территорию Байкальским оздоровительным заповедником. Я уже слышал ряд возражений по этому поводу, в частности, что подобный статус не предусмотрен законом. Напомню: региональные власти обладают широкими правотворческими полномочиями, и в тех вопросах, в которых отсутствует федеральное регулирование, регионы могут сами устанавливать правила.
Сергей Тен предложил провести Байкальский экологический форум, его многие поддержали и экологи, и общественность, и наука. При этом, я думаю, нам было бы интересно затронуть тему экологии не только в рамках Байкальского региона или даже России, но в рамках Евразийства. По теме Евразийства, заявленной московским политологом Григорием Трофимчуком, нужно поработать отдельно. Это очень перспективное направление, в том числе в плане брендирования Байкала. Ведь именно наше "Славное море" находится в центре Евразии.
На конференции были подняты вопросы, прояснения в которых мы бы хотели получить от власти. Это ситуация с землями на прилегающих к Байкалу территориях и реализация проектов создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа на Байкале. Поработаем по темам еще, пока все не выясним. Интернет-конференции будут регулярными.
Владимир Пятаков поднял одну из больных тем для Байкала - отсутствие современных (а еще чаще - не то что современных, но хоть каких-нибудь) канализационных очистных сооружений в населенных пунктах, расположенных на берегах Байкала.
Еще одна важная тема антропогенной нагрузки на Байкал (и на наши с вами кошельки, к слову) – этоТЭЦ в Байкальске, которая раньше обеспечивала энергией БЦБК, а попутно отдавалатепло городу. Сейчас туда закачиваются миллионы бюджетных рублей и они вылетают в трубу в буквальном смысле! Для города нужен эффективный и современный теплоисточник. Власть еще не приняла решение по этому вопросу, но уже бы пора.
По теме Байкала нам предстоит большая системная работа, и уже очевидно, что для этого нужна специальная структура. Я предложил участникам конференции войти в состав Комитета по Байкалу, который будет создан в ближайшее время в Фонде Ножикова. Эта идея нашла поддержку, так что теперь мы разрабатываем положение о комитете и план работ. Считаю, что наша первоочередная задача – предложить концепцию развития площадки БЦБК.
- Какими проектами и инициативами, помимо Комитета по Байкалу, сейчас занимается Фонд Ножикова?
- Нам предстоит большая работа по целому ряду направлений. Во-первых, по увековечиванию памяти о Юрии Ножикове. Мы намерены ходатайствовать о признании 2014 года годом его памяти. Это связано с 80-летием со дня его рождения. В течение года мы хотим провести комплекс юбилейных мероприятий. Началась разработка документации для учреждения общественного знака памяти Юрия Ножикова. Учредители Фонда предлагают присвоить его имя Иркутскому энергоколледжу ИрГТУ, переименовать Цесовскую набережную в городе Иркутске в набережную Юрия Ножикова. Совместно с мэрией и Думой города Иркутска мы хотим провести общественный конкурс на дизайнерское оформление сквера, прилегающего к памятнику Юрия Ножикова.
Запланирован большой блок просветительской деятельности. В частности, совместно с организациями – партнерами Фонда – проведение ежегодных Ножиковских чтений в день рождения Юрия Ножикова на тему "Политическое, правовое, экономическое и социальное проектирование и планирование развития региона". Кроме того, в течение года пройдут круглые столы, лектории, конференции по целому ряду актуальных вопросов. Еще в наших планах - учредить Школу региональных, муниципальных и корпоративных лидеров. Работу Школы планируем начать в феврале 2014 года.
Часть тем уже в проработке, например, создание в Национальном исследовательском Иркутском государственном техническом университете кафедры энергетического права.
С 2014 года мы планируем проводить периодический рейтинг открытости органов государственной власти, муниципального управления, бизнеса, политических партий на основе опроса представителей СМИ.
Запланировали блок работы с молодежью, в том числе, учреждение именных стипендий лучшим студентам энергетического факультета НИ ИрГТУ, сибирско-американского факультета ИГУ, факультета государственного и муниципального управления БГУЭП, отделения "Политология" исторического факультета ИГУ. Почему мы выбирали именно эти специальности? Юрий Ножиков был по профессии энергетиком, по призванию – политиком, управленцем. Первые стипендиаты, мы рассчитываем, появятся в феврале 2014 года.
Важное направление нашей работы – это издательская деятельность. Мы планируем подготовить и издать серию книг "Ножиковская библиотека". Это будут книги о региональных политических, экономических и общественных процессах в Байкальской Сибири. В серии мы также переиздадим уже издававшиеся ранее книги о Юрии Ножикове и мемуары или книги о тех, чья профессиональная и общественная деятельность была связана с губернатором (Владимир Яковенко, Юрий Тен, Виктор Игнатенко, Ольга Баталина и другие).
Фонд Ножикова намерен активно влиться в правотворческую деятельность в Иркутской области. Это одна из наших миссий. Мы намерены проводить периодические Ножиковские чтения на тему "Какие законы нам нужны?" совместно с нашими организациями — партнерами, а также областными отделениями непарламентских партий (Справедливая Россия, Яблоко, Патриоты России, Альянс Зеленых и др.). Это важно: мы намерены стать площадкой для диалога системных и внесистемных партий. Закон, принятый в Иркутской области и разрешающий народную правотворческую инициативу, очень демократичен. Он должен работать, но за три года существования была лишь одна неквалифицированная попытка его применить. Сколько можно сетовать на плохие законы? Сейчас можно инициировать свои, хорошие. И мы готовы помогать в этом направлении всем вменяемым политическим и общественным силам. Такой позиции всегда придерживался Юрий Абрамович Ножиков и мы намерены продолжать эту традицию.
Как сообщало РИА IrkutskMedia, Законодательное Собрание Иркутской области успешно преодолело стартовую черту новой пятилетки на установочной сессии, которая состоялась 25 сентября. Депутаты получили то, зачем стремились – "корочки", кресла и должности. Неожиданностей не произошло - все кулуарные переговоры прошли загодя. Договоренности выполнили как представители партии власти, так и системная оппозиция, а губернатор в итоге получил лояльный парламент
Напомним, Виктор Игнатенко 23 октября был назначен на должность заместителя губернатора Иркутской области. По словам Виктора Игнатенко, в этой должности он будет заниматься координацией вопросов правового обеспечения работы правительства и губернатора Приангарья.
Заместитель главы Иркутской области по внутренней политике должен выстраивать диалог между властью и обществом. Кремль, задавая новые ориентиры регионам, пытается расширить социальную базу власти и создать другой интерфейс взаимодействия с обществом, считает профессор, заведующий кафедрой конституционного права Юринститута ИГУ Сергей Шишкин.
Инвестиции увеличились почти в три раза по городу Байкальску Иркутской области. В Слюдянском районе инвесторы за девять месяцев 2013 года начали вкладывать капитала на 50% больше, чем раньше. Об этом заявил губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко в рамках встречи с журналистами и редакторами федеральных СМИ в Москве 12 декабря. По словам главы региона, уже сейчас ощущается всплеск деловой и инвестиционной активности, растет количество новых инвесторов, желающих реализовывать проекты в Слюдянском районе.
Напомним, БЦБК начали разбирать на металлолом в Иркутской области. Официальное закрытие комбината состоится 25 декабря. В Центр занятости Слюдянского района уже обратилось около 200 бывших сотрудников БЦБК.
Тем временем, главной экологической победой этого года назвал решение о закрытии Байкальского целлюлозно-бумажного комбината министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской на заседании Общественного совета при Минприроды России. Реабилитация Байкальской природной территории и ее очистка от последствий производственной деятельности комбината станет "пилотным" проектом в ликвидации прошлого эковреда.
После закрытия комбината на компенсацию затрат выделено около 1 млрд рублей. Это задача федерального уровня. В регионе в бюджете региона имеется порядка 50-60 млн рублей, которые будут направлены на пособия, переподготовку кадров и создание рабочих мест.
СПРАВКА
Курин Юрий Геннадьевич – заслуженный юрист России, почетный адвокат РФ, президент Фонда им. Ю.А. Ножикова. Ранее – прокурор Центрального района города Братска, заместитель губернатора Иркутской области (1992-1997 гг.), участник Конституционного совещания РФ 1993 года, председатель Восточно-Сибирской межтерриториальной коллегии адвокатов "СибЮрЦентр", депутат Государственной Думы РФ третьего созыва, президент Национальной гильдии арбитражных управляющих, вице-президент ООО "Мой Банк" по Сибирскому федеральному округу.