19 февраля 2014. Более корректно нужно подавать информацию об итогах проверок бюджетополучателей Контрольно-счетной палатой Иркутской области на сайте КСП. Так считают руководитель аппарата губернатора Иркутской области Владимир Дорофеев и депутаты Законодательного собрания. Об этом они заявили сегодня, 18 февраля, на заседании комитета по бюджету областного парламента. Председатель комитета Наталья Дикусарова отметила, что критерии эффективности и неэффективности расходования бюджетных средств в законодательстве нужно пересмотреть. Об этом сообщает РИА IrkutskMedia.
Владимир Дорофеев подчеркнул, что благодарен за ту работу, которую проводила КСП в рамках проверки аппарата губернатора по двум программам.
"Но есть вопрос: насколько, как вы считаете, совершенной ту систему оценки эффективности и в вашем понимании отвечает ли она сегодняшним требованиям времени? Пример по реализации программы по поддержке НКО - из 46 млн рублей, которые освоили за два года, в пресс-релизе, который выдала КСП на сайте было написано о 42 млн использованных неэффективно в рамках того, что по ним несвоевременно представлены отчеты. В этом случае, как у известного классика: с одной стороны – формально все правильно, а по сути – издевательство. Эффективность или неэффективность для обывателя, читающего пресс-релиз КСП, понимается так, что 42 из 46 млн рублей потрачены не туда куда надо, либо украдены", - подчеркнул Владимир Дорофеев.
Председатель Контрольно-счетной палаты Иркутской области Ирина Морохоева подчеркнула, что КСП принцип эффективности оценивает в отношении финансовых операций, а не в отношении деятельности того или иного органа.
"КСП оценивает эффективность использования именно в ходе финансовой операции. А сам критерий эффективности бюджетных средств заложен в бюджетном кодексе и говорит о том, что финансовая операция считается эффективной, когда при наименьшем объеме бюджетных средств достигнут результат. Это основа ст. 34 Бюджетного кодекса. Высший арбитражный суд говорит о том, когда устанавливается нарушение принципа эффективности бюджетных средств. И в этом случае ВАС говорит о том, что субъект должен доказать, что операция была допущена, при использовании бюджетных средств не был достигнут результат", - отметила Ирина Морохоева.
Владимир Дорофеев подчеркнул, что благодарен КСП за целенаправленную, скрупулезную хорошую работу.
"Но вопрос в том, считаете ли вы эту систему эффективной? И сама подача в пресс-релизе вызывает недоумение, с актом, представленным КСП, я согласен, я претензий к нему не имею. Но такая подача материала в виде выжимки для простого человека на сайте вызывает некоторые вопросы. Более того, я попросил, если НКО не могут сами готовить отчеты как надо, надо им помочь, в том числе специалистам КСП. Но подача в стиле "все украли" для простого человека на сайте вызывает недоумение", - подчеркнул Владимир Дорофеев.
Точку зрения Владимира Дорофеева поддержали депутаты ЗС. Депутат Александр Битаров дал высокую оценку работе КСП.
"Считаю, что аудиторы абсолютно принципиальны, но депутатский корпус и работники правительства разбираются, что такое неэффективное расходование средств, что такое нецелевое использование и т.д. А когда это заключение в публичную среду выходит и простой человек читает, что 42 млн рублей израсходовано неэффективно, мнение у этого человека, который не разбирается в этом, что "все стырили". Когда заключения выставляются на всеобщее обозрение, тогда они должны корректироваться в обязательном порядке руководителем и не должны вызывать потом необоснованных вопросов у населения", - отметил Александр Битаров.
Ирина Морохоева пообещала, что в рабочем порядке изучит сайт КСП.
"У нас заметка, которая идет, как пресс-релиз на сайте согласовывается с аудитором. И все выводы строятся только на акте", - отметила Ирина Морохоева.
Владимир Дорофеев подчеркнул, что никаких претензий к аудиторам не предъявляет.
"Но преподнесение материалов немного должно быть другим, ведь с акта можно взять выжимки и все это будет смотреться немного не так. А в сокращенном виде в пресс-релизе ситуация сконцентрирована", - подчеркнул руководитель аппарата губернатора.
Не совсем объективный характер, считает депутат Павел Сумароков, носит оценка эффективности использования средств, из-за того, что снижение или увеличение стоимости расходной части тех или иных проектов могут быть как оправданны, так и доказаны в силу ряда причин.
"Во-первых, инспекторы и аудиторы должны быть одновременно и энергетиками, и строителями, и механиками, и экономистами, финансистами в одном лице. Вся эта оценка должна предусматривать, что сегодняшнее решение по расходам должны рассматриваться не в абсолютных цифрах (эффективно или неэффективно), а с учетом тех эксплуатационных затрат, которые могут повлечься за счет снижения или увеличения средств. Поэтому здесь очень сложно дать объективную оценку. И руководствоваться только статьями расхода: больше израсходовали или меньше не всегда, на мой взгляд, правильно", - почеркнул Павел Сумароков.
Легче предупреждать нарушения, а не карать за них, считает председатель комитета по бюджету, налогам и ценообразованию Законодательного собрания Наталья Дикусарова.
"Я не сторонник того, чтобы были какие-то действия карательного характера, прежде всего, мы должны предварять все темы, которые есть, то есть проще научить, чем потом какие-то карательные меры использовать. Сейчас такое мнение, что лучше изначально провести процедуры предварительного рассмотрения, например, бюджета, лучше дать предварительную оценку и таким образом предотвратить какие-то нарушения. Потому что мы понимаем, что глав администраций или мэров никто специально не учил бюджетному законодательству, их выбирает население. Потом они бюджетное законодательство реализуют и надо им, наверное, помогать, чтобы не карать потом за нарушения, а научить тому, чтобы этих нарушений не было. В этом я поддерживаю точку зрения Владимира Дорофеева, потому что действительно люди понимают по разному что такое "неэффективно". И поэтому нужно еще и критерии пересмотреть, что такое не эффективность и с законодательной точки зрения посмотреть, потому что я точно знаю, что денежные средства до адресатов доходят. Поэтому и критерии, и подходы нужно посмотреть", - подытожила Наталья Дикусарова.
Напомним, свои проверки расходования бюджетных средств Контрольно-счетная палата Иркутской области проводят с запозданием. КСП представила отчет за 2013 год, а проверки проводились за 2011-2012 годы. Это отметил депутат Законодательного собрания Олег Тюменев 14 февраля, на заседании комиссии порегламенту, депутатской этике ЗС. Его коллега Андрей Лабыгин предложил КСП от констатации факта нарушения переходить к ответственности.
Эффективность расходования бюджетных средств самой палатой региона теперь тоже стала одним из главных условий работы счетного органа. Аудиторы будут считать средства, затраченные на проведение проверки и ее результатом. Такой сигнал "услышали" в КСП в послании президента России Владимира Путина и губернатора региона Сергея Ерощенко. По информации источника в "сером доме", "сигнал" об усилении эффективности, поступил еще в конце прошлого года. Эффективнее оправдывать свое содержание будет теперь Контрольно-счетная палата Иркутской области. Расходы на собственное содержание будут соотносить аудиторы со средствами, возращенными в бюджет благодаря своим проверкам. И штатная численность палаты будет сокращена, соответственно уменьшаться расходы на ее содержание.