У хорошего директора школы нет проблем с зарплатой персонала - Минобр Иркутской области

О стимулирующем фонде, вознаграждении за классное руководство, работе с профсоюзами рассказала в интервью РИА IrkutskMedia Елена Осипова
Елена Осипова
Фото: Мария Оленникова, IrkutskMedia

29 мая 2014. Система оплаты труда работников образования делает вопросы повышения качества образовательных услуг и повышения заработной платы работников образования взаимозависимыми. Соотношение базовой части и стимулирующей части оплаты труда вызывает споры в сфере образования.  Иногда споры пытаются решить с помощью крайних мер – пикетов.  О том, как и кто начисляет стимулирующие выплаты, почему у хорошего директора нет недовольных, как вознаграждается и как должно оцениваться классное руководство, а также о взаимодействии с профсоюзами работников образования рассказала в интервью РИА IrkutskMedia министр образования Иркутской области Елена Осипова.

Напомним, все вопросы, касающиеся зарплат работников образования, не попадающих под "майские" указы президента РФ, классных руководителей и уменьшения штата образовательных учреждений в связи с введением нового федерального стандарта, попытались решить разом педагоги на пикете, организованном Иркутской областной организацией профсоюза работников образования и науки РФ в Иркутске 21 мая.

Елена Александровна, прежде чем начать детальный разговор о точках взаимодействия с профсоюзами работников образования, давайте начнем с общего. Как обстоят дела с финансированием дошкольного образования в других регионах?

Если сравнивать картину с другими регионами, хотя это делать не совсем корректно, то наши работники и дошкольного, и общего образования находятся в гораздо более лучших условиях. Отмечу, что проблема по минимальному размеру оплаты труда – общефедеральная. 

Но я хочу отметить, что у доброго руководителя нет таких проблем с оплатой труда обслуживающего персонала.  Есть стимулирующие выплаты. Так, хозяйственный руководитель, считающий каждую копейку, он всегда найдет средства, чтобы поддержать обслуживающий персонал. Но если руководитель придерживается линии, чтобы содержать административно-управленческий персонал в маленькой сельской школе на 170 учащихся и 20 учителей, где директор с зарплатой минимум 43 тысячи рублей, заместитель директора с такой же зарплатой и главный бухгалтер при отсутствии бухгалтерии тоже с зарплатой минимум 43 тысячи рублей. И это, все это, заметьте, в сельской школе. Эту позицию мы высказывали профсоюзам.

В чьей компетенции составление штатного расписания?

Полномочия распределения штатного расписания в соответствии с законом об образовании – это уровень образовательной организации.

То есть директора?

В принципе, да. Когда затевались все реформы по модернизации образования, одной из ключевых позиций было развитие государственно-общественного управления.  По идее, должен быть еще и управляющий совет или совет родителей, родительский комитет, которые должны регулировать эти вопросы.  К сожалению, этот механизм не работает в полной мере. И когда нерационально распределены региональные средства, естественно,  на местах получается что сначала идет административно-управленческий персонал, потом педагоги, потому что нужно указы выполнять, а потом что останется, тратится на обслуживающий персонал.

Что вы в таких случаях делаете?

Мы можем только рекомендовать, что не может быть больше или меньше такого-то количества ставок по данной категории персонала. Если мы рекомендуем, что не больше одной ставки дворника на определенное количество учащихся, а в школе этих дворников три при этом количестве, то соответственно, вот и "справедливое" распределение фонда оплаты труда – он ведь не увеличивается.  

Денег будет столько, сколько учится детей. И мастерство руководителя вместе с государственно-общественным управлением – грамотно распорядиться этим фондом.

А руководители могут отдавать на аутсорсинг такие функции, как уборка территории или помещений – то есть функции уборщицы или дворника?

Мы неоднократно это озвучивали и руководителям, и профсоюзам, что это хорошее предложение, и в некоторых субъектах это работает. У нас в учреждениях культуры такая схема работает, когда мы выводим за штат обслуживающий персонал. Но тогда этим должен заниматься муниципальный уровень управления. И мы на региональном  уровне еще частично отрабатываем содержание персонала, который должен оплачивать муниципалитет. Его заводят в штатное расписание и оплачивают из региональной субвенции, которая должна идти только на развитие образовательной программы.

Зачем заводить в штатное расписание школы дворника, который может работать, допустим, в управляющей компании, обслуживающей соседний дом, а школа может просто оплачивать услуги этой управляющей компании?

У вас правильное понимание с точки зрения рачительности использования бюджета. Получается, мы еще и невольно выполняем функцию трудоустройства населения, особенно в селе.  Допустим, бухгалтера со ставкой 43 тысячи рублей. Получается, тысяча евро за 20 педагогов и 20 человек персонала. Наверное, еще и неполный рабочий день.

Неплохая ставка.

Да, особенно в сельской местности.

А вопрос по финансированию двух ставок воспитателей в детских садах с 12-часовым пребыванием, который ставят профсоюзы? О чем здесь идет речь?

Мы исходим из того, что для воспитателей продолжительность рабочего дня считается  из расчета 36 часов в неделю. Методика расчета региональных нормативов исходит именно из этой формулы. И поэтому больше, чем 6,7 часа или 1,67 ставки не получается. Кроме этого, мы все равно проиндексировали заработную плату до уровня ставки 1,83. Эти позитивные изменения не всегда берутся во внимание. Отмечу, что выполняются все обязательства по заработной плате, с 2015 года норматив на учебные расходы составит 1230 рублей – то, чего не было ранее, и это серьезный шаг вперед по оснащению школ. Нужно также отметить, что впервые в нашем регионе, по сравнению с соседними, по 500 рублей на ребенка выделяется на учебные расходы в дошкольном образовании. Хотелось бы, чтобы профсоюзы признали тот факт, что когда наш регион принимал дошкольное образование, взял все категории работников, за исключением персонала по обслуживанию зданий – это уже совсем полномочия муниципалитета. В других регионах приняли только педагогических работников под региональный бюджет, все остальное оставили муниципальным бюджетам.

То есть фактически вы облегчили жизнь муниципалитетам?

Да. Наша задача как министерства было обеспечение гарантированной заработной платы всем работникам в непростых условиях, и в этом нас поддержал губернатор. Муниципальные бюджеты, вы сами понимаете, они разные.

Когда в редакцию поступали звонки из муниципалитетов по поводу покупки учебников, родители и некоторые учителя делились секретами начисления зарплаты некоторых директоров школ. Например, когда директор еще ведет уроки, является классными руководителем и начисляет себе стимулирующие выплаты.  Такие истории имеют место в действительности?

Как я уже говорила, заработная плата директора – минимум 43 тысячи. В штатных расписаниях,  которые мы видим, это 60 тысяч, плюс классное руководство, плюс доплаты "за кабинет", как делают некоторые, плюс  часы – например 9 часов, а это половина ставки, плюс коэффициент и надбавка. Получается очень приличная заработная плата, а она идет из одного и того же фонда оплаты труда.

Так какие же деньги нужно иметь, чтобы исполнить все желания руководителей, устроить на работу всех желающих и обеспечить тот уровень заработной платы, который видится нашим профессиональным союзам?   Мы прекрасно понимаем те проблемы, которые есть, и не отстраняемся от них.

 Да, действительно, есть малооплачиваемые работы.  Но мы посмотрели и обнаружили, что минимальная заработная плата обслуживающего персонала, которую получают на руки – это 8, не 6 тысяч рублей, как транслируют профсоюзы. И когда называют такую цифру, лукавят, имея в виду оклад без надбавок. А ведь каждому достается еще часть стимулирующего фонда.

Вопрос по стимулирующему фонду.  В каком виде и размере он остался, кем и как распределяется?

Есть реплики о том, что стимулирующий фонд урезали. Сразу отмечу, что министерство ничего не урезало. Базовая часть и стимулирующая часть должны соотноситься 75 к 25% соответственно. Новая система оплаты труда вводится не первый год. С 2010 года она вводится в экспериментальном, с 2011 года – в полномасштабном режиме. Что получилось? В школах посмотрели и поняли, что для того, чтобы получать выплаты из стимулирующего фонда, нужно работать более интенсивно и показывать результаты.  И на местах пришли к решению внести все в базовую часть – выплаты за грамоты, звания, стаж, квалификационную категорию, кабинет и даже за классное руководство. Хотя доплата за классное руководство производится согласно нацпроекту "Образование" - доплата составляет 1 тысячу рублей за руководство классом более 25 человек. Эта выплата не должна входить в базовую часть, на нее не должны считаться надбавки. Под давлением профсоюзов базовая часть увеличилась до предела, соответственно, стимулирующая часть сократилась до минимума. Теперь наши педагоги задают вопрос: "Почему нет стимулирующих выплат?".  В ответ можно сказать: "Вы хотели обеспечить стабильность? Вы практически всю стимулирующую часть внесли в базовую".

А как и кем распределяется стимулирующая часть?

Формирование положений об оплате труда – это функционал образовательных организаций. Они это делают по согласованию с муниципальным органом управления образования.  На стимулирующую часть они сами разрабатывают систему критериев, рассчитывают систему баллов. Например, если педагог получил 30 баллов, а в школе балл стоит 35 рублей, умножьте и получится стимулирующая часть. В вопросе начисления стимулирующих выплат  важна роль органов государственно-общественного управления. В конце отчетного периода – раз в квартал или раз в полгода  – на каждого учителя составляются листы. Сначала должен быть самоанализ по критериям, который делает педагог. Учитель представляет документы и обосновывает каждый пункт. При совете образовательной организации управляющий совет или контрольная группа рассматривает экспертные листы, заместитель директора подтверждает факты: вот это сделано, мероприятия действительно проведены. Таким образом, информация согласовывается и производятся выплаты. Но так происходит не везде. Большая часть школ действует по старой схеме, когда стимулирующие надбавки распределялись директором. Какие-то критерии были, но распределение баллов делалось субъективно. Конечно, директора школ и обслуживающему персоналу баллами компенсируют недостаток заработной платы. Те цифры, которые называются профсоюзами – это заработная плата без стимулирования, а иногда стимулирование составляет почти 100%.

Вопрос по двум ставкам для воспитателей лежит в этой же плоскости?

В этом вопросе у каждой из сторон также свои расчеты. Для увеличения МРОТ только на 10%  в год, по нашим расчетам, нужно 720 млн рублей.  Если мы переходим с 1,67 на две ставки, необходимо порядка 900 млн, профсоюзы же считают, что нужно гораздо меньше средств.

В прошлом году мы финансировали 11,2 тысячи педагогических работников дошкольного образования, но при этом при переходе на финансирование из регионального бюджета средств заложили на 12 тысяч работников с учетом открытия новых детских садов и определенного люфта для страховки резких скачков повышения заработной платы.

То есть средств в бюджете хватает?

Да, все обеспечены сполна. Формула методики показывает, что если в группе списочного состава, не  тех, кто реально ходит, а списочного – 25,4 человека в группе в среднем, – то тогда две ставки на воспитателя выходит автоматически. Но для того, чтобы списочная численность была такой, надо поработать с плотностью групп.  В памяти воспитателей остались еще времена, когда было мало детей в группах, а сейчас демографический взрыв – и это хорошо, что у нас много детей, но мы, наверное, и не вернемся к небольшому составу групп. Воспоминания остались, и уплотнения групп воспринимаются отрицательно. Так что в вопросе двух ставок идет некое передергивание.   Профсоюзы поставили эту позицию на старте: ставите две – мы согласуем.

Где истина в вопросе с классным руководством?

В этом вопросе информация подается тоже не совсем верно.  В этом году федерация отказалась оплачивать классное руководство и передала эти выплаты на уровень субъекта. Большинство регионов пошли по той же формуле. 1 тысяча рублей за 25 учеников, если учеников меньше, сумма индексируется.  У нас это заложено в базовой части со всеми надбавками и помимо этого наши педагоги получают еще ту же самую 1 тысячу рублей.

На чем настаивают представители профсоюзов?

Они настаивают на том, чтобы доплату 1,7 тысячи рублей за классное руководство мы также поместили в базовую часть, и эта сумма индексировалась вместе с базовой частью, которая будет расти постоянно в соответствии с указами президента. Контролирующие органы признали это финансовым нарушением.

В расчетах профсоюзов присутствуют 15 и 20% надбавки за классное руководство.  Откуда взялись эти проценты и чем обусловлена разница? Это проценты от среднего оклада?

Да, они взяты от среднего оклада, округленные приблизительные цифры. Как производятся расчеты? Я, например, Мария Ивановна, установила своим учителям надбавку 15%. А Мария Васильевна, директор другой школы, установила надбавку 20%. 

На вопрос, на каком основании они это делают, выясняется, что каждый это делает, как считает нужным. Разве это не коррупциогенный фактор? Мы наблюдали картину, когда даже внутри одной школы одним учителям устанавливалась надбавка 15%, другим – 20%.


Расчеты выплат за классное руководство, подготовленные профсоюзом, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА IrkutskMedia

То есть вопрос расхождения статистики и расчетов остается актуальным?

Да, абсолютно точная статистика есть в министерстве образования, поскольку только на основании точной статистики мы можем формировать точный бюджет и работать с муниципальными образованиями при перечислении денег. У нас схема простая: норматив на одного ребенка, умножаем на количество детей – это и есть фонд оплаты труда.  То есть деньги идут за ребенком. И поэтому у нас сливаются два вида статистики: первая – это количество обучающихся и количество педагогов, чтобы потом распределять эту заработную плату, вторая – это количество воспитанников дошкольных образовательных организаций и количество воспитателей.

Поскольку ключевыми вопросами финансирования образования являются вопросы, связанные с выполнением "майских" указов президента, а в них персонально обозначены категории педагогических работников, то мы чуть более пристально отслеживаем эту категорию выплат. Мы выполняем свои обязательства на общероссийском уровне.

Есть так называемая дорожная карта по повышению заработной платы на основании постановления правительства РФ от 2012 года. На основании этого документа мы разработали свою дорожную карту в бюджетной сфере Иркутской области. И в соответствии с теми линейками заработной платы, которые есть, мы свои обязательства выполняем в полном объеме.  Так, в этом году на общее образование субвенция была увеличена на 1,3 млрд рублей. Кроме этого в апрельскую сессию почти на 1 млрд было увеличено финансирование дошкольного и среднего образования, чтобы выдерживать указы президента – на уровне средней по экономике заработной платы.  И свои обещания о внесении изменений в региональный бюджет и выплате заработной платы в соответствии с этой линейкой правительство выполняет полностью. Другой вопрос в том, что у профсоюзов своя функция – как это видится нынешнему руководству профсоюзов, у нас – своя. Наша задача – обеспечение качества образования, обеспечение условий, обеспечение выполнения указов президента.

А какова, на ваш взгляд, функция профсоюзов?

Сейчас есть ситуация в Дальнем, где 11 домов сгорели, большая часть – 8 домов – это дома учителей, которые сделали свой моральный выбор. Они видели, что горит их дом, и видели угрозу школе. Они ушли на тушение школы, учителя бегали и эвакуировали учеников. Дома все сгорели дотла.  Они так выполняли свой долг. Когда мы узнали об этом, я позвонила Валентине Геннадьевне (прим.ред. – Федосеевой, председателю Организации профсоюзов работников образования Иркутской области) и предложила объединиться: давайте оказывать помощь вместе.  Вы слышали хоть слово об этом на пикете?

Нет. Но на пикете ведь были представители Нижнеилимского района?

Там была председатель Нижнеилимского комитета, говорившая только о том, что было написано. Мы видим работу,  четко организованную по сценарию.

Я вижу, что профсоюзы должны быть там, где необходимо решать проблемы, юридическая помощь в частных случаях, помощь педагогам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. Профсоюзы – это, прежде всего, эксперты. Они проанализировали постановление, выходят к нам на диалог и говорят: коллеги, давайте сделаем вот так. Мы готовы к диалогу.

Мы будем принимать решения в рамках имеющегося финансирования и нормативного поля. У нас есть различные переговорные площадки, совещания, организованные правительством. Этим не пользуются как площадками для диалога и сразу прибегают к крайним мерам. Напомню, что дело приближается к выборам, которые будут в декабре. Если есть задача составить перечень номинально сделанных дел, то это один подход, если есть задача действительно выполнять свои функции, то это другой подход. У нас есть профсоюзы и в сфере культуры, и в сфере здравоохранения – там тоже есть проблемы, но там идет конструктивный диалог. Да, непростой, но он есть.

А как вообще коммуникации с профсоюзами строится? Извне мы наблюдаем выступления профсоюзов раз в год – обычно митинги проходят в день принятия бюджета области  во втором или третьем чтении, когда уже, в общем-то, поздно влиять на процесс принятия.  По крайней мере, так было два последних года. 

Наши диалоги напоминают диалоги со стеной. В конце каждой нашей встречи находится человек, задающий сакраментальный вопрос:  "Все, что вы говорили, это хорошо. А с чем я приеду в коллектив?". Когда предлагаешь, как в школе, повторить пройденный материал и спрашиваешь, что из сегодняшней встречи извлекли, тогда говорят: никакой конкретики. Конкретика в понимании профсоюзов, это когда мы приходим и говорим: с 1 июля заработная плата младшего персонала составит столько-то, вот вам классное руководство – распределяйте, как хотите. Им нужно постановление. Возьмем постановление по компенсации затрат на твердое топливо. Благодаря личной позиции губернатора и позиции правительства, мы с профсоюзами находимся в постоянном диалоге, поддерживаем постоянные коммуникации. Тогда в небывало короткие сроки отработали проблему, пошли навстречу учительству, вернули прежнюю схему. Теперь это не берется во внимание как конкретный шаг.

Профсоюзы отчитываются о своей работе таким образом, что все встречи, организованные правительством, оказывается, проведены профсоюзами, согласно их отчетности. Даже выступление на регсовете, куда была приглашена Валентина Геннадьевна, это была инициатива Сергея Владимировича Ерощенко. Мы, несмотря ни на что, всегда открыты. Мы всегда участвуем в пленумах, совещаниях, комитетах. В прошлый раз нам даже не сообщили о пикете. В этот раз мы отрабатывали информацию заранее, выразили свое несогласие. Интригу "тянули" до последнего. На совещании муниципалитетов мы четыре часа работали в диалоге. Отмечу, накануне ЕГЭ есть другая забота. Мы терпеливо объясняли всю ситуацию, после перерыва на обед все равно было вынесено решение пикетировать.

Вам передали спорные расчетные листы? Сколько конкретных случаев вы зафиксировали?

Да, по всем расчетным листам, которые нам поступили, коллеги будут выезжать на места и разбираться с каждым конкретным случаем. Сейчас у нас есть шесть расчетных листов. И две серьезных претензии из Усольского района – это точечные факты. Есть система работы региональная, есть ее реализация на местах.

А вам показывали те 500 обращений педагогов, о которых ведут речь профсоюзы?

Да, показывали. Они к нам приходят пачками. Мы понимаем эту методику.  Выбирается проблемное место, далее идет огромное количество обращений на депутатов, в прокуратуру, во все инстанции. Естественно, их положено отработать.  Иногда эти обращения составлены как "под копирку". Но когда мы выезжаем в муниципалитеты совместно с профсоюзами. Мы уже побывали в 13 проблемных муниципалитетах.

Какие это муниципалитеты?

Заларинский, Иркутский, Зиминский, Усольский, Шелеховский, Казачинско-Ленский  районы, Усолье, Братск, Усть-Кут.

А из отдаленных районов действительно представители  приехали на пикет?

Да, это действительно были представители муниципалитетов. Спорный вопрос следующий. Мы сделали запрос начальникам управлений, за счет каких средств приезжают представители профсоюзов.  Кто оплачивает дорогу? Второй вопрос – это рабочий день, значит, педагогов-участников пикета кто-то замещает, а из каких средств оплачивают замену? Это ведь тот самый общий фонд оплаты труда.

Профсоюзы говорят о том, что в муниципалитетах выплаты за классное руководство не производятся с 1 января 2014 года. Имеется в виду там самая тысяча рублей?

Да, имеется в виду именно это. Постановление о размере выплаты 1700 рублей проходит достаточно сложное согласование в Минфине, в правовом управлении. На сегодня оно уже на подписи в канцелярии. Согласование шло действительно долго. Пока нет постановления, оплачивать по этой схеме пока нельзя, по старой схеме также невозможно производить выплаты, так как прекратила действие старая нормативная база. Поэтому мы направили письма начальникам управлений с просьбой выплачивать тысячу рублей в виде аванса. Когда выйдет постановление, произведем доплату.

Есть какие-то критерии оценки работы классных руководителей?  Кто-то рассказывает истории о том, что им повезло с классным руководителем, но есть мнение у некоторых родителей, что классные руководители нужны только для сбора денег.

Я полностью согласна, что такие критерии должны быть.  Еще одна позиция, по которой мы идем параллельными дорогами с профсоюзами, к сожалению. Когда вводилась новая система оплаты труда, ключевой целью было обеспечение качества образовательных услуг. И когда мы начинаем говорить о качестве, наши оппоненты начинают нервничать.  Сейчас нормативной базы для создания критериев нет. Но я с вами полностью согласна, что кто-то выкладывается полностью, круглые сутки работает, и это чувствуют и дети, и родители, а кто-то пришел и потребовал доплаты, при этом даже дневники не каждую неделю проверяет и не держит связь с родителями.  А в итоге классные руководители получают одинаковые деньги. Этот вопрос мы пытаемся ставить перед нашими профсоюзами, но пока натыкаемся на глухую стену. Вопрос качества, ответственности за результат не обсуждается вообще.

И еще замечание.

Ситуация с повышением заработной платы работникам образования тянет за собой всю "социалку". Именно поэтому министерство труда Иркутской области рекомендует нам поэтапное повышение.

На одном из последних заседаний президиума профсоюзов мы задали вопрос: какую зарплату, допустим, у дворника или помощника воспитателя вы видите? Они говорят – не менее 10 тысяч.  Далее была встреча с Валентиной Геннадьевной, и она видит не менее 12 тысяч рублей. Вопрос о том, что делать, когда сравняется заработная плата у помощника воспитателя и воспитателя, остается открытым.


Средняя заработная плата по экономике в бюджетной сфере Иркутской области, Инфографика. Автор фото: ЦРТ

И последний вопрос.  В материалах профсоюзов поднимается тема федерального стандарта, согласно которому все педагогические работники дошкольного образования должны быть с педагогическим образованием.

Да, но к 2018 году.

То есть сейчас это не нужно транслировать как проблему? Но есть реплики о том, что средства на повышение квалификации не предусмотрены.

Мы поставили это как перспективную задачу. Есть важный документ – дорожная карта по повышению эффективности образования, утвержденная постановлением правительства Иркутской области, один из показателей которой – как раз процент педагогов, работающих в сфере дошкольного образования, имеющих образование по профилю и далее – высшее образование по профилю.  Но это не сверхзадача, мы работаем над ней пошагово.

Что касается повышения квалификации, то в Иркутской области работают два института, которые по госзаказу получают деньги на повышение квалификации. В этом году выделено 6 млн рублей только на повышение квалификации работников дошкольного образования.

Как направляются педагоги на курсы?

По заявкам муниципалитетов. Заявки носят заявительный характер. Повышением квалификации занимаются два наших подведомственных института, ВСГАО и ИГЛУ.

Как будет строиться диалог с профсоюзами в дальнейшем?

Проблем много. Но наше терпение не на исходе. Мы будем приходить к нашим коллегам, разговаривать, объяснять, потому что они законные представители наших педагогов. Другой вопрос, когда диалога не получается, а есть только параллельные монологи, то признаюсь честно, в таком режиме сложно работать.

Как ранее сообщало РИА IrkutskMedia, единый размер вознаграждения за классное руководство в школах будет установлен с 1 сентября 2014 года в Иркутской области. Сейчас классный руководитель получает доплату в 1 тысячу рублей и 15-20% от оклада, многих учителей это не устраивает, так как оклад у всех разный. Для устранения коррупциогенных факторов при выплате классного руководства в процентном отношении от оклада, в соответствии  с замечаниями контрольно-надзорных органов Иркутской области, с 1 сентября 2014 года будет установлен единый размер вознаграждения.

Напомним, плановая работа по определению этапов увеличения заработной платы работникам обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала в образовательных учреждениях Иркутской области ведется правительством региона. Об этом рассказала министр образования Приангарья Елена Осипова. По словам министра, при грамотном распределении фонда заработной платы в муниципальных образовательных организациях вопросы такого повышения успешно решаются и без привлечения дополнительных источников.

На 125 млн рублей будут увеличены расходы на учебники и учебные пособия, мультимедийное оборудование, игры и игрушки на каждого ученика в Иркутской области в этом году. Об этом сообщил губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко 16 мая, на встрече с членами Областного родительского собрания. С 780 до 1230 рублей в год повышен норматив на учебные расходы по поручению главы региона  на каждого ученика. 

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость