29 мая 2014. Решение губернатора Иркутской области о введении только прямых всенародных выборов мэров и депутатов городов и районов удивило многих политических экспертов. Как сильный, взвешенный, правильный ход главы Приангарья оценивают политологи это решение. Свою точкой зрения на такой вариант муниципальной реформы они высказали РИА IrkutskMedia.
Удивил так удивил…
- Губернатор удивил. Уже это можно приветствовать. Скучные, предсказуемые, люди без возможности к маневру, не нужны. Наш президент – человек непредсказуемый и поэтому у него высокий рейтинг. Я думаю, что иркутский губернатор учится непосредственно у него. Решение о прямых выборах совершенно правильное. Оно открывает характер убеждений самого губернатора, который с уважением относится к праву населения выбирать главу столицы субъекта. И который прекрасно знает, что согласно проводимым сегодня опросам в городах и столицах регионов большая часть респондентов высказывается за прямые выборы мэров, - считает руководитель "Политической экспертной группы", политический консультант Константин Калачев.
Это редкий ход, по мнению руководителя КХ "Минченко Консалт" Евгения Минченко, потому что обычно губернаторы стараются максимально усилить свое на территории. Это подтверждает то, что по всей стране прошла тема с повальной "сити-менеджеризацией".
Прямые и правильные
То, что губернатор оставил прямые выборы мэров, что нельзя не приветствовать, считает профессор, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ, заведующий кафедрой, конституционного права ЮИ ИГУ Сергей Шишкин. По мнению правоведа, принято правильное, взвешенное решение, которое оставляет идею муниципальной автономии в первозданном виде.
- То есть выборность сохранена. Но это только часть повестки дня по реформе. Все-таки большая часть – это полномочия. Поэтому я считаю, что над этим надо работать в ближайшие полгода. Нужно воспользоваться возможностью и хорошо нашим законодателям освоить эту тематику, которую несет новая редакция 131-го закона. Для города Иркутска это означает, что нужно готовиться к выборам, в спокойном рабочем режиме их проводить. Как выборы 2014 года, так и 2015 года.
Даже руководитель Иркутского отделения партии "Демократический выбор" Сергей Беспалов на своей странице в социальной сети "Фейсбук" отметил, что "не думал, что Ерощенко решится на такое".
"Уж больно много у нас желающих рулить муниципалитетами в силу сговора местных элит. В данном случае Ерощенко молодец!", - написал Сергей Беспалов.
Руководитель Иркутского представительства федерального журнала "Регионы России" Андрей Южаков считает, что губернатор в условиях непростой ситуации в крупнейших муниципалитетах Приангарья, принял единственно правильное решение.
- Будь оно другим, ситуация могла бы развернуться совершенно по-другому. В Иркутской области есть "печальный" опыт системы управления через сити-менеджмент - Ангарское муниципальное образование, города Братск, Усолье-Сибирское. Везде есть сити-менеджер, везде - серьезные конфликты и резкое ухудшение эффективности муниципальной власти. Кстати, стоит отметить, что в этих муниципалитетах "новая" система с назначением сити-менеджера была очень жестко навязана именно со стороны областной власти еще в бытность губернатором Дмитрия Мезенцева. И тогда многие признали эту систему порочной и не оправдавшей себя. А разделение крупных городов на мелкие районы, по 100 депутатов в думах еще больше бы усугубили ситуацию на уровне муниципалитетов. Понимая это, и невозможность в короткие сроки привести все местные уставы в соответствие с какой-либо другой схемой, и вынудили региональное правительство пойти именно на такой шаг, - отмечает Андрей Южаков.
Профессор Сергей Шишкин при этом отмечает, что свои недостатки и достоинства есть как у сити-менеджмента, так и у системы прямых выборов первых лиц муниципалитетов.
- Но, с моей точки зрения, желательно, чтобы прямые выборы мэров сохранялись, потому что максимальный уровень легитимности первого должностного лица муниципалитета открывает возможность для более содержательного диалога с региональными властями от имени муниципалитета для такого мэра, нежели, если он продукт думы. Потому что многие муниципалитеты дотационные и в значительной степени зависят от региональных дотаций. И когда за спиной мэра сотни тысяч людей, его голос более слышен и взвешен. И это сужается полигон для игры амбиций разных должностных лиц с сопоставимым правовым статусом – мэров и сити-менеджеров, - подчеркивает эксперт.
На прямые выборы мэров, по мнению политического консультанта Марии Минчевой, есть общественный запрос. И последние выборы в Законодательное собрание Иркутской области показали, что люди не против участвовать в принятии таких решений.
Сергей Ерощенко, считает Константин Калачев, вынес то решение, которое согласуется с мнением большинства.
- И я думаю, что это ему зачтется. Конечно, он таким образом усложняет себе жизнь. Но только слабые губернаторы стремятся избавиться от выбранных мэров, потому что не способны на эти процессы влиять. Сильный губернатор этого не боится.
Вариант системы местного самоуправления с районными думами и сити-менеджерами достаточно распространен для городов-милионников, отмечают эксперты. В Иркутской области таких городов нет, соответственно для Иркутска районный уровень не целесообразен.
- Но прямые выборы мэра для конкретного губернатора – это очень сильный ход по той причине, что всенародные выборы мэра всегда более демократичны, более либеральны, чем назначение узким составом всенародно избранных депутатов какого-то представителя и сити-менеджера. Это по большому счету, прямое участие граждан в выборе своих представителей. Мне кажется, оставление прямых выборов мэров для Ерощенко – это очень сильный ход, - считает Мария Минчева.
Все еще может измениться
Тем не менее один из источников, близких к Законодательному собранию, на условиях анонимности рассказал, что не факт, что прямые выборы глав и мэров сохраняться повсеместно. "Ведь еще совсем недавно мы были свидетелями того, как фракция "Единой России" практически единогласно давала одобрения куда более жестким поправкам в федеральный закон. Поэтому, если правительству области не удастся полностью администрировать предвыборные кампании нынешней осени и в случае провала "своих" кандидатов, не исключено, что схема может измениться", - считает источник.
Братск остается в повестке дня
По мнению Марии Минчевой, решение губернатора в большей степени связано с тем, что в ряде городов Иркутской области после принятия системы сити-менеджмента, например, в Братске, ситуация связанная с муниципальным управлением очень усложнилась.
- И жители Братска от решения о прямых выборах выиграют. Я надеюсь, что все депутаты эту инициативу поддержат. Мне кажется, Иркутская область от этого выиграет, поскольку города, где институт сити-менеджмента потерпел провал, смогут получить всенародно избранную власть, и по большому счету народный протест сможет быть нивелирован, - считает Мария Минчева.
Доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ Сергей Шишкин отмечает, что пока в Братске остается система не прямых выборов мэра.
- Но правовая возможность прямых выборов мэра в Братске сохраняется. Это в новой редакции 131-го закона обозначено. Это к сегодняшней повестке дня не относится, но я думаю, что есть повод поговорить на тему формулы власти в Братске. С моей точки зрения, действительно, надо вернуть прямые выборы мэра, и провести голосование. Это должны сделать депутаты, которые выберутся, изменят устав и откроют правовую возможность прямых выборов мэра. Когда это будет по срокам, можно посмотреть. Но то, что на территории Иркутской области остался в рабочем состоянии принцип всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании, говорит о том, что принципы демократии соблюдаются нынешним руководством области. И этот факт весьма отраден, - подытожил Сергей Шишкин.
Напомним, система прямых выборов в Иркутской области наиболее функциональна и результативна. Об этом рассказал первый заместитель председателя правительства региона Виктор Игнатенко 29 мая на заседании комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Законодательного собрания. Губернатор внес законопроект "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области". В соответствии с ним все мэры городов и районов, депутаты местных дум будут избираться только при прямом и всенародном голосовании. Главы сельских поселений будут одновременно и председателями дум.
Прямые всенародные выборы мэра Братска Иркутской области могут пройти уже 14 сентября 2014 года. Правовая возможность провести тайное голосование в городе металлургов есть. Эту возможность и предоставила новая редакция закона о местном самоуправлении.
Информацию о том, что выборы в органы местного самоуправления будут проходить с помощью прямого голосования, подтвердили в правительстве Иркутской области. Законопроекты об этом рассмотрят депутаты регионального парламента на ближайшей сессии 30 мая. В случае принятия документов, в единый день голосования в сентябре выборы пройдут по предложенной схеме.
Ранее первый зампред правительства уже отмечал, что прямые выборы мэров всех городов и районов, а также депутатов Дум муниципалитетов Иркутской области – это шаг смелый, но необходимый.
"Перезагрузка" местного самоуправления идет в Иркутской области: отставки мэров и глав администраций, роспуски дум, уголовные дела в отношении чиновников. Однако кажущиеся хаотичными процессы отчасти управляемы, в том числе губернатором и правительством региона. Так считают федеральные и иркутские эксперты-политологи.
президент коммуникационного холдинга "Минченко консалтинг"
Автор фото: Взято в соцсетях Евгения Минченко
Это, как минимум, говорит об уверенности губернатора в своих силах, о том, что у него достаточно авторитета, рейтинга, политических, экономических, финансовых возможностей для того, чтобы с одной стороны поддержать тех кандидатов, которые имеют реальный шанс выиграть. Или даже справляться с избранными наперекор ему главами городов, иметь возможность с ними договариваться, выстраивать коммуникации. Я считаю, что это достаточное смелое и неординарное решение.