Ликвидация и реорганизация не грозят САПЭУ в Иркутске

Приемную кампанию успешно проводит Академия
Ректор САПЭУ Борис Виноградов
Фото: предоставлена Борисом Виноградовым

14 июля 2014. Набор студентов успешно проходит в Сибирской академии права, экономики и управления в Иркутске. Ликвидации или реорганизации не подлежит Академия. Та полемика, которая сейчас ведется вокруг вузов по поводу мониторинга их деятельности, для значительной части абитуриентов не имеет значения. Вуз сохранил лицензию и продолжает выдавать дипломы государственного образца. Об этом в интервью корр. РИА IrkutskMedia рассказали ректор САПЭУ Борис Виноградов и проректор по рекламе и связям с общественностью Владислав Шиндяев

- Борис Юрьевич, расскажите, пожалуйста, чем грозят Академии результаты мониторинга вузов?


Ректор САПЭУ Борис Виноградов, Фото с места события из других источников. Автор фото: предоставлена Борисом Виноградовым

Борис Виноградов: Сейчас мы наблюдаем такую картину: против нашего вуза другой вуз ведет своего рода информационную войну, пользуясь тем, что его ректор - не просто ректор, а председатель Совета ректоров области (прим. ред. ректор БГУЭП Михаил Винокуров). Речь о мониторинге деятельности вузов, не эффективности, а деятельности вузов. Потому что именно так сейчас этот мониторинг называется. Председателем Совета ректоров, я считаю, сознательно искажаются многие факты, сознательно передергиваются многие понятия, потому что в настоящее время идет активная стадия набора абитуриентов. Видимо, каждый вуз, каждый конкурент считает, что в этой борьбе можно переходить любые границы. А для абитуриентов, вчерашних выпускников, многие понятия не знакомы – аттестация, аккредитация, эффективность. Для них все это смешивается в одно представление о вузе.

В частности, с большим удивлением из уст Михаила Алексеевича слышу понятие "эффективность", потому что в этом году министерство образования и науки РФ сознательно отказалось от использования этого термина применительно к мониторингу. Это во-первых. Во-вторых, министерство также отказалось от принятия решений о закрытии или реорганизации образовательных учреждений по результатам мониторинга. Я как учредитель не получал никаких рекомендаций министерства образования.

Есть понятие "лицензирование", есть понятие "аккредитация", вуз ведет набор на основе лицензии. Сейчас совершенно нет таких понятий как "аттестация вуза", "вуз, прошедший аккредитацию". В настоящее время вуз проходит аккредитацию по каждой отдельно взятой укрупненной группе специальностей.  И совершенно не соответствуют действительности те слова Михаила Алексеевича, что на основе мониторинга будут отозваны лицензии, и вузы не будут выдавать дипломы государственного образца -это просто передергивание фактов.

- Что касается показателей Академии по мониторингу, поясните, пожалуйста.

Борис Виноградов: Разница отклонения по нашему вузу несущественная. Показатель образовательной деятельности – это показатель среднего бала ЕГЭ. Сколько раз говорим, что винить вузы за средний бал ЕГЭ – это камень в чужой огород. Мы получаем продукт школы. По научной деятельности у нас все хорошо. По международной деятельности: у нас на момент предыдущего мониторинга обучалось 14 иностранных студентов, на момент следующего мониторинга их уже 36. Если министерство запрашивало данные не у вуза, а у соответствующего регионально ведомства, то вот им и пришел такой ответ. Здесь произошла ошибка.

По финансово-экономической деятельности отклонение составляет 67 тысяч.  Разница небольшая. По инфраструктуре министерство изменило пороговые значения уже в процессе между мониторингами. Если по предыдущем мониторингу порог был 11 кв. метров на студента, у академии 13,6 кв. метра. Понимаете, входим мы в учебный год с требуемым показателем в 11 кв.метров, а выходим с другим в 14,5 кв. метров. Итого у нас получилось отставание на 0,8 кв. метра. Ну и по трудоустройству, мы совершенно не можем понять, как министерство рассчитывает этот показатель, потому что Академия тоже проводит свой мониторинг трудоустройства своих выпускников. Я могу почти про каждого сказать, где он работает. У министерства появляются совершенно другие показатели, по которым мы ниже порога на 9,3. Тоже несущественные отклонения.

- Сейчас вузы борются за будущих студентов. Почва для этой конкуренции какая?


Проректор САПЭУ Владислав Шиндяев, Фото с места события из других источников. Автор фото: Предоставлена Владиславом Шиндяевым

Владислав Шиндяев: Дело в том, что в последние годы государство выставило определенные нормативы, согласно которым установлены минимальные цены для обучения на бюджете. По этим же ценам набирают остальных студентов на коммерческой основе. Получается, если для бюджетников стоимость образования установили в 63 тысячи рублей, то коммерческих студентов вуз набирает тоже по 63-68 тысяч рублей. Ни один государственный вуз шаг вправо, шаг влево сделать не может.

А мы стараемся выстроить оптимальные цены для тех, кого набираем.  БГУЭП задевает, что наши цены гораздо ниже, чем у них. Вся причина в борьбе за малое количество студентов. Когда возникает вопрос о том, что детей мало, видимо, некоторые считают, что все методы конкурентной борьбы хороши. Мы до последнего старались не реагировать, мы предоставляли всю объективную информацию.

- Владислав Васильевич, расскажите, как проходили проверки вуза?


Лицензия САПЭУ, Инфографика. Автор фото: скриншот сайта https://sibacademia.ru/articles.php?article_id=87

Владислав Шиндяев: Позитивным моментов явилось то, что в действительности в прошлом году нас проверили все, кому только можно. В апреле к нам приехала колоссальная лицензионная проверка, которая просмотрела все, начиная от вахты и кадрового состава, заканчивая каждой бумагой, включая финансово-экономическую деятельность и приемную комиссию. Без каких-либо критических замечаний мы подтвердили право на лицензию, согласно которой можем вести образовательную деятельность. Буквально через месяц к нам приехала аккредитационная комиссия, которая проверяла основные укрепленные группы направлений по Иркутску и Ангарску. Причем они проверяли не только то, что мы им предоставляли, комиссия в обязательном порядке общается со студентами и проверяет их знания. Эта проверка также прошла без каких-либо замечаний. Мы подтвердили свое право на выдачу государственных дипломов.


Свидетельство САПЭУ, Инфографика. Автор фото: скриншот сайта https://sibacademia.ru/articles.php?article_id=86

- Почему разнятся показатели по трудоустройству студентов Академии и Минобрнауки?

Владислав Шиндяев: Мы заинтересованы в том, чтобы студенты после первой же практики были интегрированы в профессию. Не трудоустраивается только тот, кто не желает это делать, потому что самое главное в жизни – это обрести себя в профессии. Построение карьеры подразумевает размещение резюме в различных кадровых агентствах, постоянный поиск и улучшение работы. Если мы свои детям говорим о том, что они должны размещать 40-70 резюме, и из них уже выбирать, то выпускники будут хорошо трудоустроены. Но по показателю трудоустройства наш совет прилетает камнем обратно. Нам говорят, что ребята не трудоустроены. Нет, они работают, но постоянно в поиске. Любой человек до какого-то периода профессионального роста ищет себя.

- С каждым годом процедуру проведения ЕГЭ ужесточают, соответственно перспективных студентов становится меньше. В связи с этим число вузов будет также сокращаться? Выразите свое мнение по этому поводу.

Борис Виноградов: Мониторинг – это эффективное воздействие на государственные вузы. Мы в этом убедились, когда по щелчку потеряли два вуза, которые нужны региону. Это ВСГАО и ИГЛУ. Правовых последствий для негосударственного вуза мониторинг никаких не несет. Единственное, что Минобрнауки может сделает – это направить запрос в Рособрнадзор, для того чтобы провести проверку вуза.

- Как в настоящее время протекает приемная кампания?

Владислав Шиндяев: Она идет в обычном режиме, согласно законодательству. Та полемика, которая сейчас ведется вокруг вузов, для значительной части абитуриентов не имеет значения. Есть определенные порядок: любой родитель пытается сначала ребенка провести на бюджетную основу, далее, если абитуриент не проходит, то идет на коммерческую основу в вуз, который выберет. Чего в принципе боятся очень наши конкуренты. По набору на коммерческую основу у нас есть преимущество очень серьезное, которое мы из года в год выдерживаем.

- Как я понимаю, речь идет о более низкой стоимости обучения. Приведи, пожалуйста, цифры.

Владислав Шиндяев: Обучение за год по теоретическим направлениям стоит около 40 тысяч рублей. Это направления, которые не требуют специальных дополнительных особенностей при обучении. Это юриспруденция, это менеджмент, это экономика. Выше практически в два раза стоимость только на обучение в Институте культуры и искусств, что связано непосредственно с затратами. Потому что обучение идет на индивидуальной основе, на каждого студента отдельный педагог по пению.

- Известны ли Вам цены в других вузах?

Владислав Шиндяев: Есть вузы, где стоимость примерно такая же. А в основном в районе 63 тысяч рублей. Тем временем, где требуются дополнительно лаборатории, технические средства и так далее, стоимость 112 тысяч рублей. Эти нормативы также установлены государством. У нас одно из направлений, которое требует материально-техническую базу, это деревообработка. Мы туда традиционно набираем специалистов на заочное обучение, которые у нас в регионе в этой сфере уже работают. Они с удовольствием получают высшее образование.

- Как меняется количество абитуриентов в Иркутской области из года в год?

Владислав Шиндяев: В среднем оно варьируется, то поднимается, то снижается. В последние два года это число выпускников 11-х классов в районе 12-15-ти тысяч. 

- Ранее Вы говорили об информационной атаке в сторону САПЭУ. Как часто ведутся такие атаки в Вашу строну?

Борис Виноградов: Можно сказать, что мы к этому привыкли. То один повод, где можно что-то передернуть, то другой повод. В этот раз эта атака получилась наиболее неприкрытая и откровенная. 

Владислав Шиндяев: Могу привести простой пример прошлого года. Во время приемной кампании на нас была совершена другая атака – в течение лета раз 10 специально рушили сайт, где была размещена вся информация по поступлению. После восстановления буквально дня два-три сайт работает, а потом опять обваливается. Все это прекратилось только в сентябре.

- Расскажите о своих планах на этот год.

Владислав Шиндяев: Традиционно набор выпускников 11-х классов определяет то, как они сдали ЕГЭ. Большинство школьников сдали экзамен по обществознанию, соответственно они могут поступать к нам на экономику, менеджмент, в последние годы популярным стало управление персоналом. Также у нас развивается Юридический институт и держит большой набор. При этом в Институт стали обращаться сотрудники правоохранительных органов, которые не имеют профильного образования. Для них специально сейчас вводится новая форма – дистанционное обучение. Эта форма по всей России развивается, в настоящий момент мы работаем с информационными системами, учебно-методическими комплексами, все дисциплины переводим в электронный вариант.

В рамках Инженерно-технологического института остается востребованным направление защиты информации, потому что специалистов колоссально не хватает. Они востребованы в самых различных сферах, не только правоохранительной деятельности, но и банковских ресурсах и другое. В последнее время все больше набирает популярность направление "Прикладная информатика". Каждому из нас более удобно становится покупать все в интернете, заказывать через интернет, работать в сети. Все переходит в информационную сферу. Менеджеры, экономисты, юристы - все стараются изучить прикладную информатику в экономике.

Кроме того, мы стараемся поддерживать в рамках региональной политики направление "Деревообработка". Ориентируемся с точки зрения поданных заявлений, потому что спрос специфический. То есть направление не закрываем, но исходим из потребностей. Здесь сложности в том, что очень мало школьников сдают географию и те предметы, которые необходимы для поступления на это направление. Очень актуальным в последние годы является направление "Землеустройство и кадастры". Как правило, детей приводят родители, которые понимают, что это такое, и что за этим стоит, какая именно деятельность.

На психологии у нас были различные направления. В последние годы актуальной стала психология менеджмента. Все понимают, что успешное развитие любой организации возможно только при правильно выстроенных отношениях внутри. Буквально несколько лет подряд у нас большой запрос сотрудников для различных правоохранительных структур. Оказывается, психологов начали вводить и в ГУФСИН, и в Следственное управление, и в ГИБДД, и в МЧС. Для этих сфер мы открыли специальность Психология служебной деятельности. 

В Институте культуры и искусств есть два теоретических направления обучения: социально-культурная деятельность, где обучаются заочно очень много тех, кто давно работает в сфере культуры, но хотят получить высшее образование. Это сотрудники домов культуры, художники и другие.  Второе теоретическое направление с практическим уклоном "Дизайн". Приходят ребята, которые рисуют и учатся всем видам графического дизайна, начиная с рисунка, заканчивая самыми сложными формами работы с компьютерной графикой. Ну и непосредственно те направления, которые требуют специальный навыков и знаний. Это хореография – профиль "Искусство балетмейстера". Мы учим не танцевать, мы учим именно балетмейстеров. Еще у нас есть вокальное искусство (профиль "Академическое пение") и музыкальное искусство эстрады. Институт постарался объединить самых лучших преподавателей, есть договоры с театрами, с филармонией.

- Сколько в среднем вузу нужно "новоиспеченных" студентов?

Владислав Шиндяев: Крайние несколько лет набор около тысячи человек.

- Как обстоит ситуация с Ангарским филиалом?

Владислав Шиндяев: В филиале лицензированы направления, востребованные только в Ангарске. У нас есть некая конкуренция направлений, в ее рамках мы создаем удобные условия для обучения тех, кто проживает в районе до Черемхово, чтобы они чисто географически могли обучаться там. Это те же менеджерские, управленческие направления обучения. Так сложилось, что в регионе очень много детей после девятого класса уходят в средне-специальные образовательные учреждения. Для того, чтобы успешно дальше работать, через год-два у них возникает потребность в дальнейшем развитии. Мы стараемся обеспечить эту потребность.

- А что касается показателей мониторинга?

Борис Виноградов: В филиале практически та же ситуация. То есть образовательная деятельность – тот фактор, который не зависит от вуза. По поводу международной деятельности всем понятно, что в филиал иностранные студенты не стремятся ехать учиться. Инфраструктура по все нормативам, которые были в прошлом году, проходила. В целом отставание незначительное, и опять же Ангарский филиал действует как единая составляющая от головного вуза. Этот мониторинг также правовых последствий для деятельности филиала не несет. Мы будем принимать решения по улучшению качества работы филиала.

- Нам известно, что ИГУ разработал программу оптимизации работы Братского филиала, которые пойдет на утверждение в правительство Иркутской области. У Вас будет подобная программа?

Борис Виноградов: Да, конечно.

- И в заключении нашей беседы хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу того, что в этом году впервые филиалы оценивались по тем же показателям, что и головные вузы.

Борис Виноградов: Я считаю, что это неправильно. Если взять международную деятельность, то естественно иностранный студент выберет головной вуз, а не филиал. Тем более Ангарский филиал от головного вуза находится менее чем в 40 км и не является самостоятельным юридическим лицом. Филиал он только в силу того, что находится в другом муниципальном образовании.

Напомним, по результатам мониторинга 2012 года неэффективными в Иркутской области были признаны четыре вуза. Ими стали Восточно-Сибирская государственная академия образования, Иркутская государственная сельскохозяйственная академия, Иркутский государственный лингвистический университет и Иркутский государственный медицинский университет. Позже из списка неэффективных были исключены ИГМУ и ИрГСА. 

Смотрите полную версию на сайте >>>