Лариса Забродская: Иркутская область наладила конструктивный диалог с федеральным центром

Иркутская область смогла всего за пару лет в несколько раз увеличить свое участие в федеральных программах и получать значительные средства
Лариса Забродская: Федеральный центр стал слышать Иркутскую область
Фото: Оленникова Мария, IrkutskMedia

8 августа 2014. Федеральный центр стал слышать власти Приангарья. Это отмечает заместитель губернатора Иркутской области Лариса Забродская. За последние два года правительству региона удалось выстроить конструктивные отношения с федеральными министерствами и ведомствами. Благодаря чему  Иркутская область увеличила свое участие в федеральных программах и смогла получить значительную финансовую поддержку. О том, что сможет сделать регион на федеральные средства и о том, какую работу ведет правительство в сфере охраны Байкала, земельных отношений и о многом другом рассказала в интервью РИА IrkutskMedia Лариса Забродская.  

- Лариса Иннокентьевна, за последние годы Иркутская область значительно увеличила свое участие в федеральных программах. В скольких и каких программах участвует регион? Какую сумму из федерального бюджет Приангарье получило на реализацию этих программ в 2012 и в 2013 годах, сколько планируем в 2014 году?

- Губернатор очень жестко поставил задачу: регион должен стать и позиционироваться как опорный регион России. Для этого нужно изменить формат работы с федеральным центром. Еще несколько лет назад "Иркутская область (это почти цитата заместителя руководителя одного из министерств РФ) заявлялась в ФЦП на миллиарды, подтверждала и представляла обоснования на копейки, которые ездили защищать вторые помощники третьих советников". В результате региона в федеральных программах практически не было. При этом в прошлые годы всего 10% объема заявок шли на капительные вложения, то есть на развитие. Теперь ситуация изменилась.  Очень много делает сам губернатор, но мы сейчас выстроили систему, которая позволяет отрабатывать все договоренности и решения, достигнутые им на встречах с федеральным центром.

Например, в прошлом году в уже действующую федеральную целевую программу по охране озера Байкал Иркутская область вошла 17 мероприятиями: четыре КОСа (канализационно-очистные сооружения - прим.ред.), полигоны ТБО (твердые бытовые отходы - прим.ред.), КНС (канализационно-насосные станции - прим.ред.). По этой программе в 2014 году будет введено четыре объекта две: КНС в Байкальске, КНС в микрорайоне Березовый в Свирске и КОС в Шелехове.

По строительству социальных объектов, в областном бюджете было всего четыре школы. И поскольку это был только областной бюджет, то финансирование было до 2018 года. Благодаря замещению средств за счет федерального бюджета мы смогли заложить строительство шести школ до 2015-2016 года. И еще в несколько раз увеличили объемы строительства фельдшерско-акушерских пунктов и физкультурно-оздоровительных комплексов.   

- В реализации каких программ есть наибольший прогресс и польза для региона?

- В 2013 году правительством Иркутской области активно проводилась работа по отработке механизма более эффективного привлечения средств из федерального бюджета в рамках ФЦП. 

Так, изначально нами планировалось участие в госпрограмаме "Социально- экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 год", в которую были включены объекты Иркутской области в сфере здравоохранения, образования, культуры, социальной сферы, инженерной инфраструктуры. Но по факту получилось, что механизмом реализации этой госпрограммы стала целевая программа с аналогичным названием, в которую включены всего два объекта Иркутской области. Реконструкция автомобильной дороги Иркутск - Листвянка и строительство дороги Тайшет - Чуна - Братск.

Выйти из сложившейся ситуации по строительству объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры помогло участие Иркутской области в двух целевых программах. Первая это - "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года". В нее удалось включить строительство школ, 267 фельдшерско-акушерских пунктов, спортивных площадок, строительство локальных водопроводов, а также газификацию сельской территории на сумму 1,3 млрд рублей до 2020 года из федерального бюджета. А также ФЦП "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы". В нее удалось заложить строительство канализационных очистных сооружений, полигонов, мусороперерабатывающих заводов на сумму 12,4 млрд рублей до 2020 года из госказны. 

Знаковым моментом правильности выстроенной системы является участие Иркутской области в новой ФЦП "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России". Программа Иркутской области "Укрепление гражданского единства Российской нации и этнокультурное развитие народов Иркутской области" на 2014-2020 годы была признана Минрегионом России одной из лучших региональных программ, из Сибирского федерального округа только два субъекта, в том числе мы прошли этот конкурс отбора.

- Вы курируете вопросы землепользования и имущественных отношений. Что в этой сфере удается сделать, чтобы пополнить областной бюджет?

- В 2013 года поступления в консолидированный бюджет Иркутской области от арендной платы за земельные участки увеличились в 2,6 раза по сравнению с 2011 годом.  Например, по годам динамика поступлений в консолидированный бюджет Иркутской области от аренды земельных участков такова:

 Такой рост достигнут за счет того, что в 2012 году разработано постановление правительства Иркутской области "О перечне случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах". Оно было принято для повышения прозрачности процедур предоставления участков и увеличения поступлений в консолидированный бюджет Иркутской области.

Кроме того, в прошлом году, по сравнению с 2012 годом, на 11,3 млн рублей увеличились поступления в бюджет Иркутской области от аренды объектов недвижимости.

Это обусловлено, прежде всего, заключением договоров аренды с федеральными структурами, ранее занимавшими объекты государственной собственности Иркутской области на безвозмездной основе. А также с тем, что Минимущества активизировало претензионно-исковую работу и погашением арендаторами задолженности прошлых периодов. Кроме того, была изменена арендная плата на рынке недвижимости, договоры аренды заключаются по рыночным ставкам.

На постоянную основу с 2012 года поставлена работа по приватизации объектов, необходимость в которых при реализации полномочий Иркутской области отсутствует. Разработаны и утверждены прогнозные планы приватизации имущества на 2013 и на 2014 годы, которые позволяют реализовать незадействованное имущество, получить доходы в бюджет Иркутской области. До этого прогнозный план приватизации не принимался с 2010 года. В 2013 году доход бюджета Иркутской области от продажи государственного имущества составил 24,5 млн рублей, тогда как в 2012 году из-за в отсутствие плана всего около 1,9 млн рублей. В этом году Минимущества планирует обеспечить доходы от приватизации имущества в размере 60,2 млн рублей.

Всего в 2013 году министерством обеспечены поступления в консолидированный бюджет Иркутской области в размере более 921 млн рублей, из них в бюджет Иркутской области - 678 млн рублей.

- Губернатор Сергей Ерощенко в своем послании Законодательному собранию обозначил задачу по оптимизации сети бюджетных учреждений. Как ведется эта работа?  

- Мы не ведем оптимизацию ради оптимизации. Мы стараемся сделать все обоснованно, чтобы сократить расходы бюджета и при этом не снизить качество государственных услуг. В областной государственной собственности числится 103 органа государственной власти и 587 областных государственных учреждений различных сфер. За это время мы провели анализ в отношении всей действующей сети учреждений. Сейчас идет кропотливая работа по принятию унифицированных критериев оценки необходимости, эффективности, развития учреждений и предприятий. Утверждаются единые требования, положения, вводятся жесткая отчетность по эффективности использования областной собственностью. В этом году уже приняты распоряжения правительства Иркутской области о реорганизации 16 областных государственных учреждений. А в следующем году предлагается реорганизовать 50 учреждений, в 2016 – 60.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость