3 февраля 2015. Инвестиции компании на развитие ВСЖД в 2015 году увеличены вдвое по сравнению с прошлым годом и предварительно составляет 58 млрд рублей. Большая часть средств будет направлена на модернизацию Байкало-Амурской магистрали. Кроме того, в текущем году ВСЖД предстоит существенно обновить железнодорожный путь. Об этом, а также о проделанной работе в ушедшем году в интервью корр. ИА IrkutskMedia рассказал начальник ВСЖД Василий Фролов.
Василий Фролов, Фото с места события собственное. Автор фото: Дарья Долгова, IrkutskMedia
- Василий Федорович, расскажите, пожалуйста, какие задачи были поставлены перед железной дорогой в 2014 году?
- Безусловно, задача номер один — это совершенствование структуры управления на региональном уровне. Считаю, что с восстановлением Иркутского центра территориального управления завершено формирование структуры управления Восточно-Сибирской железной дорогой. Сбалансированы границы между предприятиями и территориальными центрами управления на технической и технологической основе. Создан центр оперативного управления на базе центра управления перевозками и центра управления содержанием инфраструктуры.
Были и еще отдельные выполненные задачи, что, собственно, и позволило ВСЖД в 2014 году на хорошем уровне справиться с ключевыми показателями и получить весомый эффект. Например, освоен грузооборот, возросший на 5% к аналогичному периоду 2013 года. При этом производительность труда составила 113%. Как я уже сказал, все параметры эксплуатационной работы по качеству и по объему были выполнены.
Второй задачей, над которой мы работали, стало выполнение производственных объемов. Здесь спектр очень широк: от технологий любого подразделения ВСЖД — маленькой станции, небольшого предприятия (хотя это деление не по значимости: любое маленькое предприятие — это очень весомое звено в цепочке эксплуатационной работы всей железной дороги) до масштабных проектов. Я имею в виду, прежде всего, модернизацию Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей.
Третья задача связана с транспортным обслуживанием грузоотправителей. Мы формировали систему удовлетворенности наших клиентов предоставляемыми услугами. К примеру, ВСЖД по надежности доставки грузов является одним из лидеров на сети российских железных дорог: надежность составляет более 95%. За период 2014 года проведено более тысячи грузовых поездов по твердым ниткам расписания. То есть, это соразмерно графику движения пассажирских поездов, когда не допускаются никакие сбои. В 2014 году я не получил от наших партнеров-грузовладельцев ни одной жалобы.
Четвертая задача, над которой мы работаем постоянно, — социальная. Должен сказать, что все условия коллективного договора в 2014 году были выполнены, но, к сожалению — и об этом тоже нужно говорить, — реальная заработная плата снизилась на 2,2%. Об этом президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин докладывал президенту РФ Владимиру Путину, и глава государства отнесся к этому негативно. Предпосылкой для снижения зарплаты стало, в том числе, обнуление тарифов по грузовым перевозкам, которое произвело правительство РФ, в 2014 году.
- Сколько налогов выплатила ВСЖД в 2014 году?
- ВСЖД для регионов присутствия имеет большое экономическое социальное значение, являясь при этом крупнейшим налогоплательщиком. Примерно каждый восьмой рубль в консолидированный бюджет Иркутской области приносит железная дорога.
За 2014 год в бюджет и государственные внебюджетные фонды было перечислено в общей сложности почти 15 млрд рублей. Из них более 12 млрд поступило в казну Иркутской области, 1,8 млрд — в бюджет Республики Бурятия.
- Расскажите, пожалуйста, более подробно о модернизации Байкало-Амурской магистрали. Что уже сделано?
- Знаменательно, что начало модернизации БАМа совпало с 40-летием начала строительства самой магистрали. 8 июля 2014 года при проведении телемоста между Москвой и Тындой президент страны Владимир Путин дал команду уложить серебряное звено на вторых путях БАМа и тем самым положил начало этой грандиозной стройки. На модернизацию планируется выделить 562 млрд рублей. В пределах ВСЖД в 2014 году на эти цели выделено и освоено 16 млрд рублей.
Одним из самых значимых объектов является Байкальский тоннель, расположенный буквально на границе Иркутской области и Республики Бурятия. "Отмашку" мы дали 31 октября 2014 года, и хочу проинформировать, что на сегодняшний день уже пройдено 450 метров тоннеля. Это одно из узких мест, которое было на БАМе, и к 2017 году мы получим там максимальные пропускные способности. В целом, во рамках этой программы будут модернизированы 127 объектов инфраструктуры.
В текущем году нам предстоит освоить серьезные инвестиции, на модернизацию объектов БАМа запланировано более 53 млрд рублей. Продолжится строительство разъездов, вторых путей, реконструкция станций. В планах железной дороги открыть движение на первых участках БАМа после модернизации во второй половине года.
- Какие у ВСЖД планы по погрузке на 2015 год?
- Уровень погрузки на 2015 год установлен на уровне прошлого года — 68,4 млн тонн грузов. Мы планируем некоторый рост по следующим номенклатурам: лес, строительные материалы, перевозка товаров в контейнерах. При этом видим, что придется восполнять потери, которые мы ожидаем по отгрузке сырой нефти на станции Зуй в адрес Хабаровского нефтеперерабатывающего завода. Это связано только с тем, что запущен в эксплуатацию трубопровод между магистральным трубопроводом "Восточная Сибирь — Тихий океан" и самим заводом. Потери существенны: мы рассчитываем уход груза в объеме 2,5 млн тонн. По остальным позициям прогноз позитивный, и я считаю, что мы справимся с заданием нашей компании. В текущем году ожидаем активизацию погрузки угля, так как теплоэлектростанциям предстоит восполнять недостающие генерирующие мощности электростанций Иркутской области из-за обмеления Байкала.
- Потребует ли реализация проекта "Сила Сибири" от ВСЖД особых усилий и готова ли к этому дорога?
- Сегодня для транспортного обеспечения строительства магистрального газопровода "Сила Сибири", который станет важнейшим элементом создаваемой на Востоке страны системы газоснабжения, активно используются погрузочно-разгрузочные мощности станции Лена. В прошлом году для строительства магистрального газопровода на станцию поступило 1,2 тысячи вагонов. Этот объем был освоен совместно с нашими партнерами и грузополучателями. В этом году эта цифра вырастет до 4 тысяч вагонов согласно сформированным заявкам от грузоотправителей.
Чтобы обеспечить потребности строительства, на станции Лена заблаговременно были проведены работы по увеличению пропускной и перерабатывающей способности. В частности, весной прошлого года завершилась реконструкция маневрового района "Портовая", инвестиции составили 388 млн рублей. Мы уложили новые стрелки и пути, удлинили тупики для производства маневровой работы, модернизировали контактную сеть, устройства сигнализации, централизации и блокировки.
Созданный на Ленском транспортном узле логистический центр дороги обеспечивает взаимодействие с диспетчерским центром "Газпрома", речным портом и судовладельцами, что позволяет заблаговременно подготовить суда до подхода железнодорожных маршрутов. Этим достигается ритмичность перевозок, оптимальное использование складских площадей, подвижного состава и речного флота.
На сегодняшний день можно сказать, что железная дорога готова к проекту "Сила Сибири", при условии, что не будут превышены заявленные объемы груза.
- В какие, на ваш взгляд, наиболее интересные проекты ВСЖД вкладывала деньги в 2014 году?
- Главным образом железная дорога направляет средства на модернизацию существующей инфраструктуры и техническое перевооружение устройств в различных хозяйствах магистрали. С этим и связаны основные инвестиционные проекты.
Значительная часть средств – порядка 7 млрд рублей — была израсходована на реконструкцию пути. В итоге дорога получила более 312-ти км обновленного бесстыкового пути. Это позволило увеличить скоростной режим движения пассажирских поездов на участках дороги общей протяженностью 166 км, грузовых – 114 км. Это серьезные показатели и отличные результаты.
В хозяйстве электрификации ведется серьезное техническое перевооружение устройств контактной сети участка Забитуй — Черемхово, на эти цели было направлено более 230 млн рублей, и работы будут продолжены.
В 2014 году значительно преобразился локомотивный парк дороги: к нам поступило 26 единиц нового подвижного состав, в том числе 14 электровозов серии 3ЭС5к "Ермак" и два локомотива 2ЭС5 "Скиф" с асинхронными тяговыми двигателями пятого поколения, которые мощнее "Ермака" на 20%. Мы возлагаем на них большие надежды по вождению тяжеловесных поездов на участках БАМа.
В целом инвестиционная программа в 2014 году была увеличена на 40% к аналогичному периоду 2013 года и составила более 26 млрд рублей. В 2015 году мы также отмечаем прирост плановых инвестиций до 58 млрд рублей, из которых, как я уже отмечал, 53 млрд будут направлены на модернизацию БАМа и Транссиба.
- Какова ситуация с безопасностью на железнодорожных переездах?
- Если обратиться к статистике, то в 2013 году произошло девять ДТП, в 2014 году – 11 ДТП, из них девять – непосредственно на переездах, а два – вблизи них. Соответственно можно говорить о том, что мы избежали роста дорожно-транспортных происшествий на переездах. А вот снижения добиться не удалось. Все это не дает оснований для спокойного отношения к ситуации.
Все аварии произошли по вине недисциплинированности водителей. Мы понимаем, что это может серьезно повлиять в целом на безопасность движения поездов, и принимаем меры по техническому оздоровлению переездов.
Дорога тратит значительные финансовые средства на капитальный и текущий ремонт железнодорожных переездов. Так, в 2014 году в ремонт переездов было инвестировано 38 млн рублей, их текущее содержание обошлось более чем в 200 млн рублей. Примерно те же цифры формируются на 2015 год.
Конечно, много раз уже обсуждалось, что единственным гарантированным решением проблемы обеспечения безопасности движения на переездах и снижения заторов является строительство путепроводов. Органы власти различного уровня озабочены вместе с нами этой проблемой, данный процесс требует огромных временных и финансовых затрат.
Мы должны работать над этим и закрывать опасные переезды, как это было сделано на перегоне Ангасолка — Слюдянка. Закрытие переезда в Култуке с торжественным завязыванием красной ленточки явилось поистине историческим событием.
В стадии согласования закрытие еще трех переездов: на станции Нижнеудинск, перегонах Курят — Нижнеудинск и Тайшет — Байроновка.
- Не менее важен для руководства ВСЖД и вопрос непроизводственного травматизма. На станции Половина в Черемховском районе из-за постоянного потока грузовых поездов и их длительной стоянки на станции людям приходится, рискуя жизнью, пересекать пути различными способами, ведь на станции нет пешеходного моста через пути. Планирует ли ВСЖД принять какие-либо меры по обеспечению безопасности людей на этой станции?
- Вопрос действительно очень сложный и наболевший. Начиная с 2010 года на станции Половина произошло 12 несчастных случаев. Отмечу, что пешеходный переход на Половине есть, он находится в горловине станции. Это, так называемый, переход в одном уровне, то есть расположен непосредственно на железнодорожном пути. И все местные жители о нем знают. Да, требуется дополнительное время, чтобы дойти до него, однако, люди, рискуя жизнью, предпочитают лезть под вагонами.
И у нас, и у правительства Иркутской области есть потребность в строительстве пешеходного путепровода. Ведь гибнут люди. Сложность состоит в том, что компания может законно, подчеркиваю законно, инвестировать финансовые средства в строительство пешеходного перехода в разных уровнях лишь при условии, что на данной станции интенсивность движения поездов более 200 пар в сутки и пешеходов более 600 человек/час. На станции же Половина проход 103 поезда/сутки и 40 человек/час. Сами понимаете, что строительство пешеходного путепровода силами компании просто невозможно.
Мы прекрасно понимаем, что статистика травмирования граждан говорит о необходимости возведения объекта. В наших силах оказать помощь правительству Иркутской области в части выдачи технических условий на строительство, предоставлении "окон" в графике движения поездов для проведения строительных работ, а в дальнейшем, мы готовы взять объект на баланс дороги и осуществлять постоянное обслуживание.
В ст. 10, части 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" сказано о том, что проектирование, строительство, реконструкция, и содержание объектов железнодорожного транспорта, имеющих региональное и местное значение, в том числе железнодорожных вокзалов, пешеходных мостов, пассажирских платформ и т.д. осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средствбюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных не запрещенных законом источников.
Как видите, закон говорит о том, что на станции Половина строительство моста возможно и за счет регионального и местного бюджетов. Таким образом, мы видим решение этой проблемы только совместно с субъектом Федерации и муниципальным образованием, ждем оценки ситуации и предложений от правительства Иркутской области.
- В наступившем 2015 году исполняется 110 лет КБЖД. Это достояние отрасли, региона и всей России – золотая пряжка Транссиба. Какое будущее ждет этот уникальный памятник?
- Кругобайкальская железная дорога – уникальный памятник русского инженерного искусства, одно из самых живописных мест на южном Байкале, а потому имеет громадный туристический потенциал. Например, по количеству и сложности инженерных сооружений КБЖД не знает себе равных в России – десятки тоннелей, мостов, виадуков, галерей, подпорных стенок. Всего более 800 объектов культурного наследия.
В меру возможностей дорога использует этот потенциал. В частности, здесь находятся шесть баз отдыха, многие из которых хорошо известны туристам. Для них разрабатываются и внедряются уникальные маршруты, во время которых можно вдоволь полюбоваться зимним Байкалом на снегоходах, насладиться красивейшими летними пейзажами самого глубокого озера планеты, просто подышать морским воздухом вдали от городской суеты. Только одним туристическим агентством "Кругобайкальский экспресс", которое сотрудничает с ВСЖД, в прошлом году было перевезено более 185 тысяч пассажиров.
В этом году туристический поток на знаменитую Кругобайкалку планируется существенно увеличить. К решению этой задачи уже подключились Федеральная пассажирская компания и в, частности, ООО "РЖД Тур" в тесном взаимодействии с Восточно-Сибирской железной дорогой. Совместными усилиями планируется обеспечить устойчивый поток туристов из центральных районов России, Урала, Западной Сибири. Путешествие по Кругобайкальской дороге они будут совершать в так называемых ретропоездах, во главе которых будут находиться паровозы.
Интерес к КБЖД проявляют и соседние страны. Уже имеется ряд обращений из КНР и Монголии, они тоже хотели бы организовать маршруты на Кругобайкальскую железную дорогу.
Инфраструктура Кругобайкальской железной дороги готова к наплыву отечественных и зарубежных туристов. Здесь ежегодно ремонтируется путь, укрепляются скальные участки, расчищаются русла рек, выполняются другие необходимые мероприятия. Только за минувшие четыре года затраты на содержание КБЖД составили более 310 млн руб. И это при том, что грузового движения здесь нет.
Ранее ИА IrkutskMedia публиковало несколько материалов об отмене электричек в Бурятии. В Республике в первом чтении принят был бюджет, в котором, как и в 2013 году, на пригородные перевозки было заложено 0 рублей. Негативную реакцию вызвало решение властей республики Бурятия об отмене электропоездов на участке Выдрино – Мысовая с 15 ноября.
Между тем менее 1% от расходов региона на транспорт и дорожное хозяйство в целом закладывают на содержание электричек регионы России и в том числе Иркутская область. 41 из 73 субъектов РФ компенсируют не более 50% выпадающих доходов перевозчиков, в том числе пять регионов компенсаций на 2014 год не предусмотрели вообще.
Напомним, договоры на транспортное обслуживание в 2015 году на территории Иркутской области и Республики Бурятия в настоящее время находятся на стадии заключения. Информации о прекращении движения электропоездов на сегодня нет. Однако известно, что правительство Иркутской области продолжит оптимизацию размеров движения. БППК ведет переговоры с руководством субъектов и ищет пути сохранения пригородного движения. Изменения расписания возможны в связи с планируемым увеличением скорости движения пригородных поездов.
Ранее ИА IrkutskMedia публиковало несколько материалов об отмене электричек в Бурятии. В Республике в первом чтении принят был бюджет, в котором, как и в 2013 году, на пригородные перевозки было заложено 0 рублей. Негативную реакцию вызвало решение властей республики Бурятия об отмене электропоездов на участке Выдрино – Мысовая с 15 ноября.
Между тем менее 1% от расходов региона на транспорт и дорожное хозяйство в целом закладывают на содержание электричек регионы России и в том числе Иркутская область. 41 из 73 субъектов РФ компенсируют не более 50% выпадающих доходов перевозчиков, в том числе пять регионов компенсаций на 2014 год не предусмотрели вообще.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Менее 1% от своих расходов закладывает на содержание электричек Иркутская область
Электричка между Иркутской областью и Бурятией вновь будет ходить ежедневно
На стадии заключения находятся договоры на пригородные ж/д перевозки по Иркутской области