30 апреля 2016. Каждый житель должен принимать активное участие в решении вопросов, связанных с капитальным ремонтом многоквартирных домов, считает новый руководитель службы Госжилнадзора Иркутской области Денис Воронов. В своем интервью ИА IrkutskMedia он рассказал о своем опыте работы, тарифообразовании, взаимоотношениях с управляющими компаниями и полномочиях муниципалитетов.
— Денис Александрович, вы уже руководили вновь вверенной вам структурой, с каких решений и нововведений вы начнете свою работу?
— Прежде всего усиление и более точное определение направлений работы отдела лицензионного контроля и отдела капремонта. Это достаточно новые отделы, и они пока отлаживаются. Здесь постоянно меняется законодательство, и, соответственно, меняются формы и способы контроля, нарабатывается опыт. Это отстройка механизма, и, естественно, чтобы структура развивалась правильно, ее необходимо постоянно контролировать. Например, как формируется бонсай — отрезают лишнее. Пытаемся формировать так, чтобы механизм развивался в направлении, необходимом жителям.
Я вошел в работу без всякой паузы. Я знаю большую часть работников службы. Они знают, что я хочу, а я знаю, что они могут. Знаю большую часть управляющих компаний, знаю проблемы и структуру рынка. Более того, все подразделения службы работают в том же направлении, что и раньше. Пришел, будто бы и не уходил никуда.
— Понятно, что сфера ЖКХ во многом проблемная. Много возмущенных граждан по поводу тарифов и капремонта. Как вы планируете работать с должниками?
— Я бы хотел прежде всего обратить внимание на то, что у управляющих компаний, кроме обязанности содержать дом, есть обязанность работать с платежами. Компания должна вести работу по претензиям, досудебному и судебному урегулированию взыскания задолженности. Мы направили всем крупнейшим управляющим компаниям напоминания о том, что они обязаны вести эту работу. Это лицензионное требование. Это такая же их обязанность, как белить подъезд.
— Что бы вы могли посоветовать управляющим компаниям в их работе? Какие рычаги влияния вы можете им подсказать для проведения этой работы?
— Работа с неплательщиками — это индивидуальная работа, которую компания решает постоянно, общаясь со своими жителями. ЖКХ — это велосипед. Остановить его ход невозможно — необходимо вести постоянную работу, выяснять, уточнять. В основном население платит хорошо. Есть "идейные неплательщики" — это очень узкая категория. Основную массу долга создают люди, которые не успели, забыли, допустили временный кассовый разрыв. У нас в регионе жители неплохо оплачивают услуги ЖКХ. Надо просто не забывать, что есть неплательщики — муниципальные образования, у которых очень большие долги по платежам. Есть муниципалитеты, которые вообще не платят за капремонт.
— Каким образом планируется работа по обеспечению прозрачности тарифообразования?
— Здесь неизменным остается то, что говорили и пять лет назад, и сейчас. Нужно разделять! Есть тарифы, которые утверждает служба по тарифам, есть тарифы на обслуживание дома, которые утверждают сами жители. На то, что утверждает служба по тарифам, жители повлиять не могут. Есть та часть расходов, которая назначаятся собранием жильцов на содержание дома. Здесь жители могут повлиять активным участием в жизни дома. Если вы вдруг в своей платежке увидели цифры, которые вас не устраивают, то можете посмотреть протокол собрания на сайте управляющей компании.
— Каким образом планируется работа по контролю над подрядчиками, осуществляющими ремонт многоквартирных домов на средства из фонда капитального ремонта?
— Тут мы возвращаемся к тому, что это абсолютно новая организационная схема. 2015 год был первым годом активных капремонтов. До этого была другая схема через 185 ФЗ. В данном случае все опять исходит от жителей. Смета со стоимостью и видами работ утверждается общим собранием жителей — это первое. Ход выполнения работ тоже ведется жителями — это второе. Финальные формы приемки подписывают также уполномоченными жителями — это третье. Контроль за ходом капремонта со стороны жителей заложен на протяжении всего процесса. Что касается Фонда капремонта, там заложены затраты на ведение строительного контроля. Его осуществляют структуры технического университета (ИРНИТУ – прим.ред).
— Есть какие-то проблемы с этой новой организационной схемой?
— В прошлом году был изъян в законодательстве: не было возможности за счет средств на капремонт проводить предпроектные работы. В Заксобрании сейчас лежит инициатива, подготовленная правительством, о том, чтобы можно было проводить углубленные обследования, проектные работы, глубокое осмечивание за счет средств фонда капремонта. Я надеюсь, что Заксобрание рассмотрит эту инициативу до лета. У жителей есть возможность перевести средства на свой спецсчет. Это право подтвержденное Конституционным судом. Набор работ, который осуществляется в рамках капремонта, предусмотрен областным законом. Работы, которых нет в этом перечне, не могут быть выполнены из средств фонда. Очень часто возникает вопрос по панельным домам первых серий. Очевидно, что ремонтировать их сегодня дорого, а если ремонтировать, то доводить их до уровня нынешней сейсмостойкости, а это половина, а то и две трети стоимости возведения нового дома.
— Что касается реестра домов на капремонт. Некоторые дома туда не входят. Также много вопросов у людей старшего возраста, которые могут своей очереди и не дождаться. Как решить этот вопрос наиболее справедливо?
— Во-первых, надо напомнить, что долг по капремонту, который накоплен по дому остается за конкретной квартирой. Собственники могут меняться, а долг остается. Во-вторых, фонд капремонта совместно с муниципалитетами проводят мониторинг и формирует краткосрочную программу по выполнению капитальных ремонтов. Задача максимум — провести ремонт по всему жилому фонду один раз в 25 лет. Задача минимум расписывается краткосрочными программами. По каждому муниципалитету они формируются исходя из данных мониторинга, исходя из участия муниципалитета в платежах. Так что каждый сам кузнец своего счастья. Есть дома, которые выпадают из общего списка и признаются аварийными. В этих домах проводить капремонт просто неразумно. Посмотреть является ли ваш дом аварийным можно на сайте "Реформа ЖКХ".
— Насколько, по вашему мнению, действенно ужесточение мер в отношении управляющих компаний в части повышения штрафов и обсуждаемый вопрос упрощения процедуры их вынесения без суда?
— Для того и щука, чтобы карась не дремал. Управляющие компании — это бизнес, и на сегодняшний день достаточно большой. Период укрупнения компаний прошел. В этом отношении с крупными компаниями проще работать, потому что им есть что терять. Они в состоянии набрать себе квалифицированных субподрядчиков. Основные жалобы жителей возникают из-за того, что у компаний не хватает ресурсов, чтобы отследить работу субподрядчиков и рядовых работников. Самое короткое звено здесь — жители. У них всегда есть возможность фиксировать невыполнение какой-то услуги. Есть возможность связаться с УК, сообщить об этом и потребовать устранить и уменьшить стоимость услуги на время невыполнения услуги.
— Какова роль муниципалитетов в отношениях между управляющими компаниями и Госжилнадзором?
— Муниципалитеты никто не решал права осуществлять свой контроль. У них есть достаточно большие полномочия. Эти полномочия мы в полном объеме установим. Когда-то мы их прорабатывали, здесь очень важна процессуальная часть. Они могут проводить проверки, но не могут брать штрафы, например. Служба проводила и будет проводить обучение муниципалитетов. В части уборки территорий у муниципалитетов обширнейшие возможности. За некачественную уборку они могут оштрафовать компанию. Компании имеют недостатки в работе не по злому умыслу — это недоработки. Муниципалитет может напомнить, и все пойдет правильно. Большинство вопросов жителей относятся к полномочиям муниципалитетов.
— По поводу влияния жителей на деятельность УК. Не многие знают, что человек может прийти и запросить информацию по своему договору о капремонте. Это так?
— Конечно. Все всегда зависит от самого жителя. Он может отслеживать информацию на сайте, запрашивать данные и так далее. Это не сложнее алгебры в средней школе. Каждый может преобразить свой подъезд и двор. Самая активная и хорошая управляющая компания ничего не сможет сделать без обратной связи с населением.
Напомним, Черемхово и Усть-Илимск с 2014 года не провели ни единой оплаты по взносам за капремонт многоквартирных домов. Общая задолженность каждого муниципалитета составляет 15 млн рублей.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Муниципалитеты Черемхова и Усть-Илимска не перечисляют платежи в фонд капремонта