14 августа 2016. Судьба Международного аэропорта Иркутска остается неизвестной уже в течение полутора лет. На лакомый кусочек претендуют несколько крупнейших компаний, в том числе "Новапорт" и "БазЭл". Однако определенности до сих пор нет, одни только разговоры. В ситуации попыталось разобраться ИА IrkutskMedia.
Шумиха вокруг главного авиаузла региона началась еще в конце 2014 года, когда 31 декабря президент Владимир Путин подписал указ о передаче иркутского аэропорта в собственность региона, и в апреле 2015-го Минимущества Приангарья стало единственным акционером воздушных ворот.
Правительство Приангарья ранее уже заявляло, что после смены собственника аэропорт ждет реконструкция, также шла речь и о строительстве нового комплекса.
Как отмечал врио губернатора Иркутской области Сергей Ерощенко, возведение нового аэропорта, который должен стать крупным логистическим хабом в области, невозможно без реконструкции нынешнего. Более того, это фактически не будет иметь смысла, поскольку речь идет в том числе и об увеличении пассажиро— и грузопотока.
Но не только "серый дом" был заинтересован в модернизации и строительстве нового воздушного узла. Иркутский аэропорт привлек также внимание госкорорации "Ростех" Сергея Чемезова.
"Сегодня мы вместе пытаемся создать большой авиационный комплекс, и я надеюсь, что мы этот комплекс создадим. Он будет не только региональным, но и большим международным", — заявлял ранее Сергей Чемезов.
В 2015 году правительство вместе с "Внешэкономбанком" занималось разработкой предложений для возможных акционеров. В тот момент интерес проявляли компания "Новапорт" Романа Троценко и холдинг "Базовый элемент" ("БазЭл") Олега Дерипаски.
"Кто предоставит лучшие условия, — прогнозов нет", — цитировал и.о. министра экономического развития Руслана Кима ТАСС.
В сентябре 2015-го кресло губернатора занял коммунист Сергей Левченко. Казалось, что с приходом "свежей" крови судьба аэропорта решится. Однако пока только одни разговоры.
Сергей Левченко в конце октября на встрече с журналистами затронул эту тему и заявил о своем намерении обсудить вопрос с "Ростехом" и общественностью.
"Мы уже встречались с руководством "Ростеха" и обсуждали проект, касающийся действующего аэропорта и его модернизации, и договорились о том, что специалисты, которые этот вариант нарабатывали и далеко продвинулись, приедут, и мы постараемся на презентации высказать все то, что есть у жителей Иркутска и Иркутской области, и местных специалистов", — сказал глава региона.
Компания "Ростех" в свою очередь после смены власти отошла в тень. Все активнее стали проявлять интерес "Новапорт" и "БазЭл".
В декабре Сергей Левченко поднял вопрос о реконструкции взлетно-посадочной полосы. И это на сегодняшний день единственное, что действительно удалось довести до конца. "Взлетку" отремонтировали к концу июня 2016 года.
В начале лета в СМИ появилась информация о том, что контрольный пакет (50% плюс одну акцию) авиаузла Приангарья без конкурса получит компания "Новапорт" Романа Троценко. Это подтвердили и в правительстве Иркутской области. Планировалось, что регион и "Новапорт" создадут совместное предприятие, в уставный капитал которого войдут акции и доли 11-ти малых аэропортов Приангарья: Бодайбо, Братска, Ербогачена, Железногорска-Илимского, Жигалово, Казачинского, Качуга, Киренска, Мамы, Усть-Илимска и Усть-Кута. При этом сообщалось, что "Базэл" Олега Дерипаски в дальнейшем не будет настаивать на проведении открытого конкурса.
— Достигнута договоренность с компанией "Новапорт" по 50% и одной акции аэропорта. Что касается компании "Базэл", на прошедшей встрече за закрытыми дверями губернатора с Олегом Дерипаской были найдены точки соприкосновения по вопросу аэропорта, "Базэл" отказался от своих планов, — рассказал источник в облправительстве.
Однако в этот же день "Базовый элемент" ответил на это заявление. В компании пояснили, что "Базэл" подтверждает свой интерес к Международному аэропорту Иркутска, а также выражает озабоченность появившейся информацией о достижении договоренностей по развитию авиаузла между правительством Иркутской области и компанией "Новапорт" без проведения конкурса.
Буквально через две недели губернатор Иркутской области Сергей Левченко заявил, что аэропорт должен оставаться на балансе области и продаже этот объект не подлежит. По его словам, сейчас рассматриваются различные организационные формы управления объектом, в том числе путем создания управляющей компании или в рамках государственно-частного партнерства.
"Это – стратегический объект. У тех, кто интересуется этими активами, несколько другой подход к развитию аэропорта – им интересна именно дальнейшая его продажа. Но тогда не будет гарантии развития аэропорта, которое нужно нам. Область должна влиять на весь процесс модернизации аэропорта и строительства нового", – заявил Сергей Левченко.
После этого сообщения шумиха вокруг иркутского аэропорта утихла, но ненадолго. В середине июля ФАС предупредила правительство Иркутской области о недопустимости передачи компании "Новапорт" права на реализацию проекта модернизации аэропорта без конкурса, чем подлила масла в огонь.
"ФАС России на основании статьи 257 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" предостерегает от совершения планируемых действий в связи с тем, что такое поведение может привести к нарушению статьи 15 и/или 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", — говорится в сообщении ведомства.
На сегодняшний день "БазЭл" готов развивать иркутский аэропорт на условиях государственно-частного партнерства. Группа уже направила сообщение о готовности развивать аэропорты по форме, которую выберут регион и инвестор совместно.
"Компания готова предложить качественное конкурентное решение по комплексному развитию гражданской авиации региона, в рамках которого планируется развитие существующего аэропортового комплекса Иркутска, проектирование, строительство и эксплуатация нового аэропорта, а также развитие малых региональных аэропортов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов в небольших населенных пунктах Иркутской области", — сообщили в компании.
В свою очередь, комментарий в компании "Новапорт" получить не удалось. Еще месяц назад ИА IrkutskMedia направило официальный запрос. Однако ответ до сих пор не получен.
Судьбу авиаузла вновь затронули две недели назад во время визита в Иркутск министра транспорта РФ Максима Соколова. Сергей Левченко тогда заявил, что о продаже иркутского аэропорта речи не идет. Сейчас прорабатываются все возможные варианты по модернизации воздушной гавани. Правительство обратилось ко всем, кто готов инвестировать в совершенствование аэропортов области, отметил губернатор.
"Сейчас они, к сожалению, влачат жалкое существование и их нужно модернизировать и включать в единую диспетчерскую систему. Если какая-то из компаний будет готова на таких условиях инвестировать — мы будем с ними работать. Речь не идет о продаже аэропорта — это совершенно не вяжется с нашими планами", — сказал глава региона.
Максим Соколов подчеркнул, что развитие аэропорта должен обеспечить сам регион. В федеральные же задачи входит создание новой взлетной-посадочной полосы и других объектов.
"Пока это соглашение находится в подзависшем состоянии, но мы рассчитываем, что привлекательность Иркутской области как крупного воздушного узлового аэропорта находится на высоком уровне, и инвесторы сюда придут. Будет это "Новапорт" или какая-то другая компания — решать правительству Иркутской области", — сказал министр.
Таким образом, судьбу главного авиаузла региона обсуждают уже в течение полутора лет. Власть сменилась, крупные компании не раз проявляли интерес к аэропорту. Однако вопрос о том, кому он достанется, по-прежнему остается открытым.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Накал страстей вокруг аэропорта Иркутска нарастает: что ждет главный авиаузел региона