23 декабря 2016. Виктор Лучкин. Тренд на самостоятельность каждой ветви власти с опозданием, но пришел в Иркутскую область, считает генеральный директор коммуникационного агентства "Актор" Дмитрий Еловский. Меняется политическая и экономическая ситуации в регионе, стране, мире, меняются и запросы на формирование конфигурации властных институтов. Возросшая в последнем квартале 2016 года активность депутатов Законодательного собрания привлекла внимание экспертного сообщества. Заметная роль областного парламента в компромиссном исходе "межбюджетной войны", усиление депутатского контроля и доселе невиданная медийная активность парламентариев ведет к формированию самостоятельной ветви власти, которая в ближайшем будущем может обрести соразмерное власти главы региона влияние. С вариантом развития теории "борьбы кремлевских башен" на региональном уровне предлагает познакомиться ИА IrkutskMedia.
Справка: Борьба кремлевских башен – профессиональная политологическая пословица: "У Кремля много башен". Суть ее в том, что нельзя думать о политической элите как о едином, монолитном организме, которым управляет один человек и ему все подчиняется.
Политолог Сергей Шмидт полагает, что активизация Законодательного собрания и в первую очередь Сергея Брилки в последнем квартале года весьма бросается в глаза. У эксперта создалось впечатление, что в период думских выборов Заксобрание делало вид, что ничего вообще не происходит, но то, что начало твориться после выборов, не поддается объяснению.
— Парламент активизировался, и его роль в политических процессах Иркутской области стала более заметна. Признаться, я считал, что Сергей Брилка – штатный политик, но в последние три месяца он превратился в самостоятельную политическую единицу. Сравнялся с Берлиной, если можно так выразиться. Он часто выступает в роли примирителя и коммуникатора. Доказательством этого служит компромисс по межбюджетке – это, на мой взгляд, лучшее политическое событие года. Это образцовый компромисс, потому что, как известно, город хотел большего, но удалось добиться переговорной дисциплины. Я не могу сказать, что роль Заксобрания определяющая, но, безусловно, очень серьезная, – считает Сергей Шмидт.
Роль Законодательного собрания в межбюджетном "вопросе" не очевидна. Так, генеральный директор коммуникационного агентства "Актор" Дмитрий Еловский, напротив, считает, что роль регионального парламента в "межбюджетной войне", скорее, пассивная, так как парламент был не единственной площадкой обсуждения вопроса.
— Роль ЗС в решении межбюджетного вопроса я бы оценил как пассивную. Повестку формировали мэрия Иркутска и правительство области. ЗС стало одной из площадок борьбы: часть депутатов, насколько я помню, встала на сторону главы города. Но даже то, что Заксобрание было не единственной площадкой, говорит о том, что его роль сейчас не соответствует позиции второй ветви власти, – заявил Дмитрий Еловский.
Срединную позицию занял руководитель "Политической экспертной группы" Константин Калачев. Он отметил, что во время "межбюджетной войны" депутаты Заксобрания заняли взвешенную позицию, которая вылилась в усиление парламентского контроля. Также эксперт указал на тот удивительный факт, что Заксобрание единогласно проголосовало за бюджет региона в этом году – 37 голосов "за" из 37-ми присутствовавших.
Напомним, ранее принятие бюджета Приангарья сопровождалось еще и пикетами, которые ежегодно организовывали профсоюзы образования. Впервые принятие бюджета Иркутской области не сопровождалось выступлениями профсоюзов в 2014 году, но тогда "за" принятие главного финансового документа региона высказалось 33 депутата, против – семь, еще один воздержался. Стоит отметить, что вечной оппозицией ежегодно выступала фракция КПРФ, чью оппозиционность нивелировали результаты выборов. Для понимания позиции "оппозиционеров" в "докоммунистический" период развития области приведем цитату.
"Очень хотелось бы поддержать бюджет, но не могу. Фракция КПРФ не нашла в этом бюджете новую индустриализацию, поэтому голосует против", – заявил депутат ЗС от КПРФ Сергей Бренюк, комментируя принятие бюджета 2015 года.
Видимо, в бюджете 2017 года новая индустриализация нашла отражение.
То же самое можно сказать и о степени удовлетворенности бюджетом следующего года главного представителя спортивно-финансового лобби, а по совместительству вечного завсегдатая малых фракций регионального парламента Владимира Матиенко, смиренно отдавшего свой голос в копилку большинства при принятии главного финансового документа.
Обратим внимание, что при принятии бюджета 2015 депутат Законодательного собрания региона, председатель комиссии по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями Владимир Матиенко заметил, что на развитие спорта в области тратят миллионы, в то время как в Красноярском крае на эти цели идет 3,5 млрд рублей. Тогда депутат, видимо, не учел того, что в 2019 году в Красноярском крае пройдет Универсиада. Владимиру Матиенко напомнил об этом губернатор Иркутской области, призвав не подменять понятия и фактически повторил слова президента РФ Владимира Путина, сказанные 9 октября на заседании совета по развитию физической культуры и спорта. "Бизнес, участвовавший в развитии спортивных объектов, во всей России становится федеральным трендом. В Приангарье уже реализуются проекты с крупными предприятиями".
— За бюджет области ЗС проголосовало единогласно. Во время споров Иркутска и области по теме межбюджетных отношений, депутаты заняли взвешенную позицию. Председатель ЗС Брилка демонстрирует желание поднять авторитет регионального парламента. Это выразилось и в развитии депутатского контроля за освоением выделенных бюджетных средств и реализацией федеральных программ, – сказал Константин Калачев.
Депутатское "око" в деле
Депутатский контроль в обычном режиме – в условиях отсутствия оппозиционных течений и элитных конфликтов, в которых Иркутская область, наверное, никогда в новейшей истории не существовала – выглядит дежурным мероприятием. В условиях жесткой вертикали власти, которая выстраивалась во время управления областью Сергеем Ерощенко, депутатский контроль не то чтобы не требовался в той мере, в которой это происходит сейчас, но за муниципалитетами осуществлялся жесткий правительственный контроль – период 2012-2015 годов, возможно, войдет в новейшую историю как период муниципальной "перезагрузки" в Иркутской области. Менялись мэры, составы дум, но роль этого периода оценят историки и политологи позже.
По мнению Дмитрия Еловского, депутатский контроль – не основная задача парламентариев, возможно, они делают работу "за того дядю".
— Политическая самостоятельность депутатов Заксобрания может выражаться только в самостоятельном инициировании законопроектов и самостоятельной позиции по принципиальным вопросам. Непосредственным контролем расходования бюджетных средств много кто занимается: и КСП, и прокуратура. Если депутаты начинают кататься по районам и проверять на месте расходование бюджетных средств, то либо уполномоченные органы не справляются со своей работой, либо депутаты чем-то не тем занимаются, – прокомментировал Дмитрий Еловский.
Сергей Шмидт считает, что депутатский контроль можно только приветствовать, потому что отношения между муниципалитетами и областной властью пока не налажены. То, что депутаты взяли на себя функцию выстраивания отношений между областью и территориями, – это полезно по определению, считает политолог.
— Депутаты видят область, собирают и обрабатывают информацию. Учитывая непростые отношения между муниципалитетами и правительством, Заксобрание выполняет функцию между сторонами. В последние месяцы оно ведет себя просто на "пятерку с плюсом", чего раньше не демонстрировало, – отметил Сергей Шмидт.
Сам председатель Заксобрания Сергей Брилка отметил, что депутаты уделяют большое внимание парламентскому контролю. В 2016 году в рамках рабочих поездок парламентарии посетили Качугский район, где прошла выездная сессия, а также Черемховский район и город Братск. Спикер подчеркнул, что такая практика будет продолжена депутатским корпусом, поскольку для эффективного распределения средств и определения приоритетов депутаты должны своими глазами увидеть существующие в территориях проблемы. Также спикер ЗС поделился планами на будущее. Депутаты, уверен он, решили проконтролировать работу не кого-нибудь, а региональных министерств.
— В 2017 году мы будем проводить наши проверки в рамках парламентского контроля и направим на главных распорядителей бюджетных средств – региональных министерств и ведомств. Складывается ощущение, что наши руководители не до конца видят проблематику. В течение года мы планируем проверить все министерства. Эта работа связана не столько прямым контролем, сколько рационализацией, – рассказал Сергей Брилка.
Новое время – новая вертикаль
Константин Калачев отметил, что при нынешнем губернаторе региональный парламент демонстрирует желание увеличить свою роль и превратиться в самостоятельную силу. Для парламентариев и для председателя ЗС ситуация необходимости взаимодействия с внешними стейкхолдерами: "красным" губернатором, "коалиционным" правительством, муниципалитетами и мэрией столицы субъекта, в частности, осложняется необходимостью выстраивания системы учета внутренних интересов в самих "башнях": "ангарской" и "иркутской" группировок, "бунтующих" и "договорившихся" мэров, сотрудников иркутской мэрии, пришедших из "жесткой" вертикали и не собирающихся "сдаваться". И если областных депутатов жизнь и время заставили научиться договариваться, то на уровне муниципалитетов стороны только проходят такое "обучение".
— При губернаторе Левченко и председателе правительства Битарове региональный парламент демонстрирует желание увеличить свою роль и пытается из придатка исполнительной власти превратиться в самостоятельную силу, – прокомментировал Константин Калачев.
Той же точки зрения придерживается и Сергей Шмидт. Он отметил, что если при губернаторе Сергее Ерощенко существовала четкая "вертикаль власти", то при Сергее Левченко она распалась на систему "сдержек и противовесов". Тут стоит добавить, что и самому парламентскому большинству в Законодательном собрании вместе с лидером приходится существовать в своей партийной системе сдержек и противовесов, обусловленной внутренней дисциплиной, возможность взывать к которой появилась и у одной из активно конфликтующих "башен иркутского кремля" после неожиданно тихого вступления в партию мэра областного центра Дмитрия Бердникова.
— Политика, которую вел Сергей Ерощенко, называется "вертикалью власти". У нее есть свои плюсы и минусы. Нынешняя власть вертикаль власти не выстраивает, у нее просто нет для этого возможностей. В области установился политический полицентризм. Заксобрание сейчас становится политической силой, соразмерной губернатору, – заявил Сергей Шмидт.
Дмитрий Еловский подчеркнул, что не стал бы говорить о Заксобрании как о едином органе. Это целая ветвь власти, в которой могут и должны быть представлены разные мнения и позиции, считает эксперт.
— Иркутская область, как и любой другой регион, проходит с определенным опозданием путь федерального уровня. Еще три года назад никакой самостоятельной роли у Госдумы не было. Сейчас большинством экспертов и центров сил признается, что беззубая дума дисбалансирует систему. Если дискуссия не идет в стенах Госдумы, она будет идти на улице и не с помощью микрофона и ручки, а посредством более тяжелых предметов. Чтобы взбодрить российский парламент в него даже пришлось отправить одного из самых влиятельных политических игроков в стране Вячеслава Володина. Конечно, нельзя под копирку переносить ситуацию с федерального уровня на региональный. Но усиление роли ЗС – это естественный процесс. Противостояние Левченко и части региональной элиты может подстегнуть этот процесс, но он имеет более глубокие корни, – резюмировал Дмитрий Еловский.
Тем временем "Ведомости" сообщают, что Госдума ищет себе новое место в системе власти. Спикер российского парлмента Вячеслав Володина выступил с инициативой пересмотреть взаимоотношения Госдумы с администрацией президента и правительством.
Сначала совет Думы по инициативе председателя решил ограничить круг присутствующих на заседаниях совета теми, кому такое право дает регламент нижней палаты. Поскольку из кремлевских чиновников там упоминается только представитель президента в Думе, под новые ограничения автоматически подпадали сотрудники кремлевского управления внутренней политики (УВП), которые регулярно ходят на разные думские мероприятия. Комментаторы заговорили о первом столкновении Володина с его кремлевским преемником Сергеем Кириенко, но конфликт был улажен: сотрудники УВП, как говорят в Кремле, "как ходили в Думу, так и ходят", а в Думе уверяют, что выгонять кремлевских чиновников и не собирались.
Затем процедурные разногласия обнаружились у Думы и с Белым домом. Представители всех четырех фракций внесли законопроект, обязывающий правительство готовить проекты необходимых подзаконных актов к третьему чтению соответствующих законопроектов (сейчас они разрабатываются после принятия законов). Но до открытого конфликта снова не дошло. После встречи Володина с премьером Дмитрием Медведевым депутаты решили ограничиться поправками в свой регламент: третье чтение законопроектов, требующих принятия подзаконных актов, будет назначаться лишь после того, как правительство пришлет в Думу их подробное изложение и сообщит о сроках принятия. Также с Белым домом была достигнута договоренность о том, что на заседаниях комитетов при обсуждении правительственных законопроектов будут присутствовать чиновники не ниже замминистра.
В Госдуме настаивают, что конфликт между Думой, Кремлем и правительством "раздут СМИ": на уровне руководителей есть абсолютное взаимопонимание, но ниже иногда появляются проблемы, объясняет человек, близкий к руководству палаты. Оппозицию новый подход тоже в целом устраивает. Отношения с исполнительной властью выстраиваются по-другому: Дума ей не оппонирует, но все предпринятые шаги говорят о том, что у Думы появилась своя позиция, подчеркивает Михаил Емельянов ("Справедливая Россия"). Володин выстраивает вокруг Госдумы крепость, добавляет другой собеседник во фракции эсеров.
"Мы переживаем историческое событие – растущее влияние Госдумы, повышение уровня доверия к ней. Мы получаем новую кристаллизацию системы сдержек и противовесов", – считает депутат от ЛДПР Алексей Диденко.
"Ренессанс парламентаризма": новая властная модель формируется в Приангарье. Фото: РИА PrimaMedia