Павел Степанов: Мы хотим внести объективизацию в политический процесс Иркутской области

Интервью с председателем "Клуба Публичной Политики" публикует ИА IrkutskMedia
Павел Степанов
Фото: Из личного архива Павла Степанова

17 марта 2017. "Клуб Публичной Политики" — это одна из немногих площадок в Иркутской области, где активисты на встречах с представителями бизнеса и власти могут открыто обсудить актуальные вопросы. Председатель "Клуба Публичной Политики" Павел Степанов рассказал корр. ИА IrkutskMedia о целях общественной организации, а также о том, как за пять лет удалось преобразовать "университетский" проект в эффективный канал коммуникации между органами власти и общественными структурами для обсуждения ключевых проблем социально-экономического и политического характера.

— Павел Эдуардович, расскажите, с чего все началось? Как пришла идея создать "Клуб Публичной Политики"?

— Мысли о создании возникли около пяти лет назад. В 2013 году мы официально зарегистрировались, до этого еще несколько лет работали. Организаторы – студенты-политологи Иркутского госуниверситета, которые обучались на историческом факультете, то есть мои одногруппники, коллеги. Изначально у нас была приземленная идея – хотели дополнительно обучаться, дискутируя на те или иные вопросы в рамках университета.

— Кто курировал проект?

— Сначала преподаватели. Одно время нас курировал Дмитрий Мясников, который преподает на кафедре политологии, регионоведения и истории ИГУ. Вообще было большое число педагогов, но в 2013-2014 году мы поняли, что не стоит задерживаться на факультете в рамках университетской дискуссии. Решили выйти на городской уровень и привлекать экспертов. Мы хотели обсуждать определенные вопросы, не задумывались о том, что это должно быть каким-то каналом коммуникации или же одним из элементов дополнительного образования. Со временем одно цеплялось за другое, мы стали активно проводить первые мероприятия. Вот уже пять лет у нас действует формат встреч представителей власти и бизнеса. Конечно, на первом этапе приходили городские депутаты, а потом уровень гостей возрастал, проект стал одним из основных. С него и можно отсчитывать известность и популярность "Клуба Публичной Политики". Могу сказать, что на сегодняшний день мы хотим создать независимый, интересный и в первую очередь эффективный канал коммуникации. Сегодня это в дефиците не только в Иркутской области, но и в России, поскольку институты гражданского общества неразвиты. СМИ выполняют эту функцию, но не в той мере, которая необходима для населения, избирателя.

— То есть можно сказать, что желание студентов пополнять и развивать свои знания переросло в глобальный проект?

— Да. Кстати, мы – второй выпуск политологов в ИГУ, до этого не было такого направления. Нам не преподавали как таковые политологи, поэтому был дефицит информации, дискуссий. Мы решили восполнить этот пробел, а со временем поняли, что дефицит есть не только у нас, но и в городе, в общественно-политической среде. Иркутская область – это интересный регион с развитой демократией, поэтому эта проблема здесь сильнее, чем в других субъектах РФ.

— Какие встречи, которые вы проводили, запомнились больше всего?

— Запомнились две персоны, они произвели на меня наибольший эффект и собрали большие залы. В первую очередь это Борис Говорин, который силен не только в своих знаниях, опыте государственного управления, но и в энергетическом плане. Это человек, с которым я себя почувствовал юным мальчишкой, его энергетика сильно влияла на меня. Борис Александрович "держал" зал, на него смотрел каждый присутствующий – и бывалый государственный деятель, и действующий чиновник, и общественник. Я считаю, что Борис Говорин – это ключевая фигура не только в Иркутской области, но и в России. Если некоторые встречи мы готовим за одну или две недели, то к визиту Бориса Александровича готовились полгода.

Второй по запоминаемости – Дмитрий Мезенцев. Наверное, я впервые увидел дипломата высокого уровня. Понимаю, сколько регион получил и недополучил с уходом Дмитрия Федоровича. Мы задавали провокационные вопросы, поскольку в период его губернаторства происходило много событий. Сначала мне казалось, что он дипломатически отвечал, красиво рассказывал, почему произошло то или иное событие для того, чтобы скрыть правду. Но в итоге получались так, что Дмитрий Федорович ответил на все вопросы и даже дал критические оценки, при этом никого не обидел и не задел. Меня это поразило. Теперь буду учиться у него тому, как можно вести диалог с публикой и как надо отвечать на политические вопросы.

— С какими трудностями вы столкнулись? Многие знают, что государственные деятели – занятые люди. Как вам удалось привлечь их внимание к "Клубу Публичной Политики"?

— Когда мы делали первые шаги, было практически невозможно договориться с кем-то о встрече. Люди очень сложно шли на коммуникацию, но этот период продолжался до выборов губернатора Приангарья. На сегодняшний день у нас хорошие отношения с муниципалитетами, чиновниками, с городскими властями, а также с пресс-службой правительства региона. Все идут на контакт. Я думаю, что мы раскрутились из-за того, что организация является независимой. Клуб не транслирует определенную точку зрения, она деидеологизированная. Члены организации – представители разного политического спектра. Кто-то коммунист, кто-то единорос, кто-то придерживается правых или левых взглядов. Приходя к нам на встречу, каждый мог задать любой вопрос, который нельзя было озвучить в каком-то другом месте. Мы раскрутились и благодаря СМИ. Создавали информационные поводы, которые были интересны и полезны. Процесс раскрутки проекта был долгим. За пять лет существования нам отказал лишь один человек, причем в жесткой форме, приглашали его не единожды. Сначала отказала его пресс-служба, когда он был чиновником, а после окончания политической карьеры он отказал и мне лично. Это Сергей Ерощенко. Хотя на тот момент к нам уже приходил действующий губернатор и экс-губернаторы.

— Какова основная цель организации?

— На сегодняшний день мы выстраиваем не только канал коммуникации между властью и обществом, но и между разными группами актов регионально-политического процесса, между муниципальной и региональной властью, а также между региональной властью и федеральной. Хотим собрать всех вместе, поскольку сейчас между ними не так уж много взаимосвязей, они не хотят друг друга слышать, а это необходимо. Если коммуникация произойдет, то Иркутская область станет для всей России примером гибкой демократичной системы регионального политического процесса.

— Для этого нужен, как минимум, диалог...

— Да, поэтому ищем новую форму. У нас продолжается "Цикл передач с представителями власти и бизнеса". Кроме того, совместно с ИА IrkutskMedia и самостоятельно будем проводить дискуссии экспертного сообщества. К нам стали обращаться ребята, у которых есть желание организовывать свои дискуссии, хотят не только обсуждать, но и изучать различные темы, для них нужно экспертное мнение. Они приглашают нас на семинары в муниципалитеты. Недавно ездили в Саянск, хочу выразить благодарность Олегу Боровскому за то, что приняли и организовали мероприятие на высшем уровне. Сейчас готовим семинар по публичным выступления, дебатам. Продолжаем работать с муниципалитетами.

— Вы сказали, что будут продолжаться встречи, а какие-то новые инструменты планируете вводить?

— Мы создали портал, там работает большое число авторов. Готовим медиарейтинги депутатов Думы Иркутска, сейчас будем делать по Законодательному собранию. Нам это интересно. Хотим, учитывая демократическую систему в регионе, понимать объективное положение дел в политической среде. У нас есть план на 2017 год. Думаю, что к концу апреля будет готов рейтинг влиятельности политиков Приангарья. Это будет объективный, открытый и серьезный список, мы его готовим с авторской группой и социологами. Методология заключается в том, что в первую очередь будем использовать экспертный опрос и контент-анализ, медиарейтинг рассматриваемых персон. Команда отобрала фактически весь спектр экспертов Иркутской области, СМИ, политологов, политтехнологов, гражданских активистов, представителей общественности и органов власти. На мой взгляд, этим рейтингом мы сможем дать четкую картину и понимание расстановки сил, поскольку их в Иркутской области очень много, они конкурируют. Хотим хотя бы частичку объективизации внести в наш политический процесс. Мы ценим и стараемся сохранить формат независимости и свободной дискуссии. Пока не будем транслировать ту или иную точку зрения, мы будем интересны. Как только начнем работать с той или иной группой влияния в Иркутской области либо с какой-то идеей, транслировать ее тем гостям, которые ходят на "Клуб Публичной Политики", это сразу же потеряет смысл.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость