29 мая 2017. Территориальные схемы обращения с отходами вокруг озера Байкал никак не состыкованы с терсхемами соседних регионов, сказала председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева. По ее словам, Иркутская область, Бурятия и Забайкальский край должны как-то договориться и доработать свои планы. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia.
Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко предложил полностью пересмотреть подход к "мусорной проблеме". Причем не только на уровне своего субъекта, но и на федеральном. По мнению главы региона, необходимо "в разы" поднять штрафы для нарушителей экологического законодательства. Нынешний штраф в 2 тысяч рублей для физлиц никого остановить не способен, равно как и штрафы для юрлиц от 20 до 100 тысяч рублей. В Госдуме инициативу обещали рассмотреть. Однако в вопросе, какой эффект принесут новые меры, эксперты разделились, сообщает газета "Известия".
Собственников земельных участков, на которые незаконно сваливается мусор, Александр Дрозденко предлагает штрафовать на сумму до 1 млн рублей.
"Владельцев транспортных средств, сваливающих мусор в леса и карьеры, также необходимо штрафовать, вплоть до конфискации техники. Кроме того нужно кардинально изменить схему оплаты за вывоз ТБО", — считает губернатор.
Александр Дрозденко записал видеоролик под красноречивым названием "Губернатор против мусора" на своем канале в YouTube.
"Сейчас люди платят управляющим компаниям, которые, в свою очередь, находят транспортные компании, и те уже вывозят мусор. Мы, жители Ленобласти, зачастую видим, что мусоровозы везут мусор не на полигоны, а в наши карьеры, наши леса, сваливают на обочинах дорог. Система очень простая должна быть. Мы с вами должны платить за утилизацию мусора лицензированным полигонам. А уже полигоны платят транспортным компаниям за то, чтобы транспортные компании от нас мусор довезли до полигонов. Я буду предлагать все это зафиксировать на уровне федерального законодательства", — сказал в ролике Александр Дрозденко.
Глава Ленобласти уточнил, что если его предложения отклонят или будут затягивать их рассмотрение, то он обратится к депутатам Заксобрания региона, чтобы те "в порядке эксперимента" приняли такой документ конкретно для Ленобласти.
"Конечно, есть и хорошо работающие транспортные компании. А есть и не очень. Тендеры часто выигрывают те, кто предлагает меньшую сумму по контракту. А на деле у них ни людей, ни машин нет. Потом приходят в управляющую организацию и говорят: мы мусор вывезти не можем, нам не на чем. Давайте мы просто отдадим вам половину денег по контракту, а вы отдадите мусор какому-нибудь дяде Васе, чтобы он выбросил его в ближайшую канаву", — пояснил председатель Общественного экологического совета при губернаторе Ленобласти Юрий Шевчук.
Председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева сообщила, что предложение увеличить штрафы ей нравится.
"Не всегда помогают уговоры и просвещение, надо наказывать рублем. Могу привести пример. Сейчас в Думе рассматривается законопроект об увеличении штрафов за неисполнение предписаний Росприроднадзора. Представляете, за крупные экологические нарушения максимальный штраф с юрлиц — всего 20 тысяч рублей. Для крупного бизнеса это копейки. Естественно, многие предписания не выполняют", — посетовала она.
В ГД обещали обсудить и конфискацию транспортных средств нарушителей.
"Действительно, если бы автотранспорт можно было конфисковать, поставить на штрафстоянку, то мусоровозов-нарушителей стало бы меньше. Проблема в том, что за рулем мусоровоза, как правило, не владелец, а арендатор машины. Прокуратура даже в рамках уголовных дел не может изъять орудие совершения административного правонарушения у арендаторов, приходится всё возвращать собственнику. Хотя мы понимаем, что часто это фиктивные договоры аренды. Поэтому концептуально я за такую меру, но надо придумать работающий механизм", — сказала Ольга Тимофеева.
Она поддержала и предложение по поводу общего изменения системы оплаты за вывоз мусора.
По ее словам, существующая модель себя дискредитировала, ее надо менять. Новая модель, которая должна заработать с 2019 года, предусматривает, что в регионах появятся единые региональные операторы. Люди платят регоператору, и он будет нести ответственность за то, чтобы мусор из точки А попал в точку Б, а не куда-то в придорожные кусты.
Контроль за передвижениями грузовиков с мусором уже сейчас Александр Дрозденко предлагает наладить с помощью системы ГЛОНАСС.
По словам пресс-секретаря губернатора Ленинградской области Константина Визирякина, эти инициативы вызваны сложной ситуацией между Петербургом и Ленобластью в деле утилизации мусора. В область основной мусор попадает из мегаполиса. А не имея тех рычагов, о которых говорил Александр Дрозденко, Ленобласть не может контролировать недобросовестных транспортировщиков преимущественно из Петербурга, которые выбрасывают отходы где попало и загрязняют природу соседнего региона.
"Проблема серьезная. Территориальные схемы обращения с отходами крупных городов-субъектов сейчас никак не состыкованы с терсхемами соседних регионов. Это касается Москвы и Московской области, Петербурга и Ленинградской области, Севастополя и Крыма. Вокруг озера Байкал три субъекта тоже должны как-то договориться, состыковать свои планы. Вместе с экспертами мы будем эту проблему решать", — рассказала Ольга Тимофеева.
Сопредседатель московской экологической группы "Экозащита" Владимир Сливяк сообщил "Известиям", что описанная ситуация касается не только мегаполисов, но даже относительно небольших российских городов. При этом штрафами или отбором транспорта проблему принципиально не решить, уверен эксперт.
"Вопрос даже не в том, куда бросать мусор: мимо полигона или на полигон, а в том, что и там, и там хранить отходы плохо. Разница между этими местами в части негативного воздействия на окружающую среду невелика. Нужно закрывать эти бесполезные полигоны и наконец заняться созданием предприятий по переработке мусора, которых сейчас у нас нет", — отметил он.
У Ленобласти есть планы по созданию подобных производств, однако чтобы система реально заработала, необходимо еще около двух лет. В то же время губернатор региона считает, что уже с 1 января 2019 года выдача лицензий для открытия новых мусорных полигонов может производиться только при условии наличия оборудования для сортировки и переработки отходов.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Минприроды: Более 2,5 млрд тонн твердых коммунальных отходов ежегодно формируется в Сибири