17 августа 2017. Виктор Лучкин. Рекомендация федерального центра на омоложение политики пробуксовывает в регионах. Иркутская область — не исключение: кандидатов до 35 лет хватает, но ИА IrkutskMedia решило узнать, окупается ли количество качеством. При просмотре списков кандидатов мы разделили "свежую кровь" на три условных типа: "спойлеры и технические кандидаты", "молодые чиновники" и "амбициозные выдвиженцы". Политологи Сергей Шмидт и Алексей Петров, а также руководитель "Клуба публичной политики" Павел Степанов концептуально разобрали каждый из видов молодых кандидатов.
Политолог Сергей Шмидт внес важное, сугубо политологическое уточнение: кандидаты, которые "не для победы, а для участия", делятся на два типа. Это классические спойлеры (цель которых — отъем голосов) и технические кандидаты (нужны, чтобы не отменять выборы, если всех адекватных кандидатов снимут).
— Иногда эти роли совпадают, но чаще это разные амплуа. У нас установилась определенная политическая традиция: на такие роли берут очень молодых людей, часто студентов или безработных. Я должен сказать, что абсолютное большинство людей, которые принимают участие в выборах, никаких реальных политических планов не строят. Для кого-то это способ заработка, а в малых поселениях такую роль может исполнить какой-нибудь дальний родственник реального кандидата, — заявил Сергей Шмидт.
Руководитель "Клуба публичной политики" Павел Степанов отметил, что технические кандидаты и спойлеры двигаются не сами, а их двигают. Партиям и серьезным кандидатам необходимо поставить на эту роль человека, который не имеет амбиций и которому не нужно много платить.
— Под эти критерии подходит молодой человек гуманитарной специальности. Если пригласить в качестве технического кандидата какого-нибудь, например, заслуженного учителя, то нужно предложить ему что-то большее, чем просто деньги. Можно сказать, что эти люди менее репутационно разборчивы или не собираются далее участвовать в выборных процессах. Человек старше 40 лет, обладающий определенным социальным статусом, не станет ввязываться в такую историю, — прокомментировал Павел Степанов.
Политолог Алексей Петров считает, что даже технических кандидатов позже можно выставить реальными, то есть в качестве, например, депутатов Дум МО второго уровня.
— Конечно, есть технические кандидаты, которые участвуют в выборах за "спасибо" или за деньги. Но среди них есть еще и молодые ребята, которые будучи "техниками", работают в штабе реального кандидата и набираются ума-разума. Впоследствии такой молодой человек может стать членом команды победителя. Репутацию молодому политику это не испортит: можно ведь не говорить, что ты был техническим кандидатом. Это одна из существующих политических практик в партиях. Многим ведь может быть просто интересен процесс: собрать 15-20 подписей, поагитировать на одной улице и получить опыт, — считает Алексей Петров.
Примеры: В муниципалитетах второго уровня Жигаловского района есть довольно молодые кандидаты. Так, 22-летний безработный Валерий Попов из поселка Бугульдейка Ольхонского района хочет стать главой Жигаловского МО, а 29-летняя безработная Кристина Высоких желает возглавлять Усть-Илгинское муниципальное образование. Во Владимирском МО 22-летний Владислав Нефедьев составит конкуренцию для выдвинутой "Единой Россией" действующей главы поселения Елены Макаровой. 31-летний пенсионер Алексей Дудков планирует побороться за пост главы Моисеевского сельского поселения с представителями ЕР и КПРФ. На выборах главы Ханжиновского МО действующему руководителю Александру Мохову составят конкуренцию сразу два молодых кандидата — 34-летний грузчик Эдуард Григорьев и 30-летняя помощница мэра Заларинского района Жанна Елохина.
29-летняя учительница Ирина Власенко хочет стать главой Черемшанского МО. "Единая Россия" выдвинула там 44-летнюю сотрудницу местной администрации Наталью Шкуратову, а от коммунистов пойдет действующая глава МО, 57-летняя Нина Полийчук.
27-летний техник из Иркутска Артем Наумов хотел стать мэром Слюдянского района, но снялся с выборов сам. На ту же должность претендует 24-летняя безработная из Ангарска Юлия Фурман.
Частыми участниками предвыборных гонок становятся молодые сотрудники местных администраций. По мнению Сергей Шмидта, эти молодые люди и девушки, принадлежащие к чиновничьей среде, идут на выборы не по своей воле.
— Молодые сотрудники администраций, так или иначе, принадлежат к чиновничьей среде. Ни для кого не секрет, что это целый мир договоренностей, взаимных обязательств и даже неформальных должностных обязанностей. Человека могут попросить в тех или иных целях принять участие в каких-нибудь выборах. Лично я в этой сфере резерва для публичной политики не вижу. Обычно, когда речь заходит о реальных амбициях молодых людей, то они изначально стараются участвовать в серьезных кампаниях, хотя бы в качестве помощников или работников штабов, — отметил политолог.
Павел Степанов согласился с мнением Сергея Шмидта и добавил, что если молодой человек решит стать главой родного МО без санкции старого руководителя администрации, то у него, скорее всего, ничего не получится.
— Что касается молодых служащих, которые идут на выборы, то, мне кажется, это больше необходимость, продиктованная старшими товарищами, нежели личные амбиции. По своему опыту могу сказать (за все случаи не скажу), что главы местных администраций — это локальные короли, которые контролируют все. Когда главе по каким-то причинам нужно уйти, а влияние оставлять не хочется, то ему нужен член его команды, который продолжит политическую линию. Если молодой чиновник в таких условиях пойдет на выборы без санкции местного главы, то его шансы избраться невелики. Часто молодые сотрудники администраций выступают техническими кандидатами, — заявил Павел Степанов.
Алексей Петров считает, что сотрудники администраций могут быть использованы другими политическими силами, в случае если действующий глава МО является безусловным фаворитом предвыборной гонки.
— Я не исключаю, что есть такая категория людей, которые идут на выборы по месту жительства действительно, чтобы избраться. Были случаи, когда какой-нибудь специалист по делопроизводству из администрации МО становился главой и его поддерживала партия, — сказал Алексей Петров.
Примеры: 29-летняя сотрудница администрации Тутурского МО Жигаловского района Ирина Кулешова метит в кресло главы муниципалитета; 27-летний сотрудник Карамского МО Казачинско-Ленского района Андрей Дедуров выдвинут "Единой Россией" на пост главы муниципалитета; главой поселка Магистральный намерен стать инженер-программист, работающий в отделе образования местной администрации, 29-летний Владимир Бужинский; на выборах главы Качуга "Единая Россия" выдвигает сотрудника местной администрации 34-летнего Сергея Кистенева.
Сергей Шмидт заявил, что всерьез настроенные на политическую карьеру ребята обладают повышенным чувством собственного достоинства и предпочтут заниматься реальными делами, чем участвовать в выборных играх в качестве технических кандидатов. Такая страница в биографии может серьезно испортить политическое резюме.
— Если старшие товарищи предлагают такие вещи, лучше работать в штабе, чем быть декоративной фигурой. Если говорить о действительно серьезных кандидатах, то, например, кандидат в главы Шелехова Александр Гоголев подается фейсбучными ботами как ставленник губернатора. Я думаю, на него возлагаются большие надежды, потому что, если он проиграет, это ударит и по главе региона. Если победит, то это будет главная сенсация Иркутской политики в 2017 году, — отметил Сергей Шмидт.
Павел Степанов не верит в перспективы молодых и серьезно настроенных кандидатов, но считает, что даже в случае поражения они ничего не потеряют.
— Для амбициозного молодого человека, всерьез участвующего в выборах, факт проигрыша не является "черной меткой" — это опыт, который дает понимание избирательных процессов. Это даже плюс, если молодой человек уже участвовал в выборах. Будут ли за них голосовать? У нас есть ядерный электорат — люди старше 40 лет, прошедшие политическую социализацию. Эти люди больше доверяют кандидатам с бэкграундом. Это люди с советским прошлым, которым надо знать, что стоит за кандидатом и какой у него опыт. Молодой кандидат может привлечь только своих знакомых — электорат, который принесет ему небольшой процент. Из-за этого поколенческого разрыва молодых выбирать пока не будут, — сказал Павел Степанов.
Молодому кандидату выиграть выборы у действующего главы практически невозможно, считает Алексей Петров. В случае если действующий глава не участвует — шансы есть. Ярким примером могут стать Шелеховские выборы.
— Омоложение политики все-таки происходит. Советская школа постепенно уходит на покой, молодые выросли — пусть пробуют. Я ничего не знал об Александре Гоголеве до поездки губернатора в Шелехов. Если за молодым кандидатом стоит политическая сила — "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, то его шансы выше, — прокомментировал Алексей Петров.
Выйдя за пределы темы омоложения, эксперт затронул вопрос "обновления политики". Ярким примером является Валерия Кошечкина, кандидат от "Единой России" в депутаты Думы Иркутска, которая ранее была мало кому известна.
— Пусть она не совсем молода по возрасту, как политик она молода. То, что за ней стоит "Единая Россия" делает ее шансы на победу выше, но не будем забывать, что у нее есть еще и опыт в других профессиональных сферах, — добавил Алексей Петров.
Примеры: На выборы мэра муниципалитета зарегистрирован 21-летний самовыдвиженец Никита Недаболюк, более известный как один из активных членов "Клуба Публичной политики". "Единая Россия" и здесь решила поддержать действующего мэра Игоря Федоровского.
29-летний сотрудник аппарата губернатора Иркутской области Александр Гоголев выдвинулся на выборы мэра Шелехова. От партии власти выступает депутат районной Думы Сергей Липин.
Отдельно стоит отметить, что самой интересной в Братском районе обещает стать кампания по выборам мэра Вихоревки.
В настоящее время идет выдвижение на выборы главы города и о сформировавшемся бюллетене говорить пока рано. Сейчас стоит перечислить выдвинутых и зарегистрированных кандидатов. В частности, мэром Вихоревки хотят стать 32-летняя сотрудница РЖД Маргарита Александрова (самовыдвижение), 49-летний индивидуальный предприниматель, депутат Думы Братского района Олег Гонохов (ЛДПР), 32-летний начальник отдела по управлению персоналом Вихоревского центра организации работы железнодорожной станции Николай Дружинин ("Партия роста"), 35-летняя Анастасия Лебедева, также работающая на Вихоревском вокзале начальником отдела экономики и финансов (самовыдвижение), 49-летняя экс-спикер Думы Вихоревки Анжелика Назимова (КПРФ), 35-летний начальник отдела организации породовой погрузки и выгрузки Центральной дирекции управления движением — филиала ОАО "РЖД" Денис Шпаков ("Единая Россия") и 55-летняя председатель Думы Вихоревки Елена Ясинская.
Заметим, что все молодые кандидаты (до 35 лет) являются сотрудниками РЖД и одного из них поддерживает партия власти. Самого молодого кандидата выдвигает "Партия роста".
Тут следует понимать, что РЖД — пожалуй, единственное в Вихоревке стабильное предприятие, а сотрудник железной дороги окружен ореолом престижа, поэтому шансы дорожников в муниципалитете очень высоки.
Несмотря на общий курс "омоложения политики", партия власти на местах поддерживает более возрастных и опытных кандидатов или действующих глав. Хотя есть и исключения из правил: 26-летний безработный Евгений Дикопольцев идет от "Единой России" на выборы главы Лукиновского МО Жигаловского района.
Сергей Шмидт отметил, что, когда дело доходит до муниципальных выборов, реальные избиратели голосуют из прагматических соображений за тех, кто что-то реально может сделать.
— Партия здесь делает ставку на тех, кто себя уже зарекоммендовал. По поводу нескольких молодых и безработных кандидатов от "Единой России" могу предположить, что в некоторых мелких МО нет серьезных желающих выиграть выборы, — прокомментировал Сергей Шмидт.
Павел Степанов считает, что в настоящее время в России нет достойной политической школы, а то, что делает ЕР, — лишь удачная попытка. Партия власти не может позволить себе проигрывать на местах, потому и ставит на опыт.
— Если говорить в целом, то "Единой России" нужно побеждать. Выдвигая молодых кандидатов, обновляясь, партия выставляет ребят без бэкграунда и личностного капитала. У "Единой России" партийная школа существует в зачатках в отличие от ЛДПР. Их школа правда воспитывает мини-версии Жириновского, но факт в том, что их учат партийным ценностям и риторике. У ЕР такого пока нет. Есть Байкальская школа политики — это попытка, местечковое и теоретическое обучение. Если можно развить ее в муниципалитетах, то будет здорово. Молодые и безработные выдвигаются там, где нет других достойных кандидатов. Либо им нужно продемонстрировать, что где-то праймериз работают и неизвестный кандидат может быть выдвинут партией власти", — считает Павел Степанов.
По мнению Алексея Петрова, федеральные власти не всегда адекватно представляют, что творится в региональной политике.
— Им кажется, что везде есть активная молодежь, но это не так. А там где есть молодежь, много старых партийных псов, которые не очень хотят уходить, — резюмировал Алексей Петров.
Напомним, ранее спикер ЗС Иркутской области Сергей Брилка заявлял, что, кроме "Единой России", муниципальные выборы второго уровня никому не интересны.
Всего в единый день голосования пройдет 553 муниципальные кампании.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Сергей Брилка: Выборы в МО первого уровня в Приангарье никого, кроме ЕР, не интересуют