Новая межбюджетная война может разгореться в Иркутской области

Мэры Ангарска и Братска просят "рыбу", не видя "удочки", которой ее можно поймать
Новая межбюджетная война может разгореться в Иркутской области
Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia

28 мая 2018. Вторая межбюджетная война может развернуться в в Приангарье из-за инициатив мэров Ангарска и Братска о внесении изменений в закон "О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты". В соответствии с этими поправками предполагается увеличить поступления от УСН в пользу муниципалитетов второго уровня (как городов, так и районов) на 20% (с 30% до 50%), а также увеличить поступления от НДФЛ на 5% (только для городских округов). Таким образом, средства в размере 4,2 млрд рублей будут изъяты из областного бюджета и распределены между муниципалитетами, но далеко не в равных долях. Иркутск, Ангарск и Братск претендуют на 78% от всей суммы, то есть на 3,276 млрд рублей. По словам мэра Саянска Олега Боровского, чья публикация в социальной сети Facebook и привлекла внимание ИА IrkutskMedia, в заключении Ассоциации муниципальных образований Приангарья представлена не совсем объективная информация об отношении глав МО к этой инициативе. Как отмечает министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова, еще прошлая "межбюджетная война" дала властям своеобразную "удочку" — 30% дохода по УСН, которую можно было использовать для наращивания собственных доходов, но, как показывает отчетность за 2017 год, не все мэры работали активно — доходы по УСН выросли в 16-ти муниципалитетах из 42-х.

В беседе с корр. ИА IrkutskMedia Олег Боровский рассказал, что в апреле 2018 года на заседании комиссии по финансам и экономике регсовета, на которой присутствовало 15 мэров, были рассмотрены данные инициативы, и главы МО проголосовали против них. После этого 36 мэров из 42-х (за исключением глав Иркутска, Ангарска, Братска, Черемхова, Тулуна и Шелеховского района) написали письма губернатору о том, что не поддерживают эти предложения.

— Теперь АМО пишет, что инициативы поддерживают 28 органов муниципальной власти. Однако подписи собраны с муниципалитетов первого уровня и с муниципальных Дум, которые не являются членами Ассоциации. Ситуация очень простая: почти 4,2 млрд рублей будут выделены из бюджета области и почти 80% этой суммы уйдет на Иркутск, Ангарск и Братск. Все остальные будут сосать лапу, — заявил Олег Боровский.

Мэр Саянска также обратил внимание на то, что отзыв АМО на законопроект подписан не председателем Ассоциации Вадимом Семеновым, а ее исполнительным директором Зоей Масловской.

Последняя не стала развернуто комментировать сложившуюся ситуацию и объяснила, что отзыв АМО был сформирован на основании писем, присланных мэрами.

— Я не знаю, какие письма пришли губернатору, у нас в дирекции лежат официальные отзывы на законопроект, которые мы указали в письме в Заксобрание. Я по памяти не скажу вам, сколько мэров поддержало инициативу. Документ подписан мной, потому что в соответствии с уставом у меня есть право подписи, — прокомментировал Зоя Масловская.

Мэр Усольского района Виталий Матюха отметил, что для муниципалитета эти инициативы не несут ни негативных, ни позитивных последствий, но нужно отталкиваться от интересов всех МО, поэтому власти выступили против.

"Мы сделали выбор в пользу глубоко дотационных бюджетов. Региональная казна сегодня сбалансирована, и такие изменения могут привести к расбалансированности. Усольский район — территория бездотационная, и любое решение для нас выигрышное. Наш бюджет не страдает, но мы сделали выбор в пользу большинства", — сказал Виталий Матюха.

По мнению первого заместителя мэра Иркутского района Игоря Жука, перераспределение такого объема денег негативно скажется на дотационных муниципалитетах. Одной из проблем может стать недостаток собственных средств МО для реализации указов президента.

"Мы высказались против этой инициативы, потому что в вариации, которую предложили мэры Ангарска и Братска, выигрывают только три самодостаточных территории. Да, какие-то деньги получат все, но когда высчитывают межбюджетку, дотационные муниципалитеты проиграют. Все остальные МО без областной поддержки не справятся с выполнением указов президента: не смогут строить объекты здравоохранения и образования. Кроме того, увеличился МРОТ и без помощи области мы не сможем поднять зарплату бюджетников до среднего по региону уровня. Согласно майским указам президента, в муниципалитеты должны быть осуществлены серьезные денежные вливания на строительство сельских дорог, ФАПов и создание комфортных условий для жизни. Региону вновь придется выделять помощь муниципалитетам, которые не смогут решить эти вопросы самостоятельно. То есть для исполнения указов президента денежные средства, о которых идет речь, должны оставаться в управлении региона. В противном случае эти средства останутся в Иркутске, Ангарске и Братске", — прокомментировал Игорь Жук.

Министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова обратила внимание на то, что консолидированный бюджет Иркутской области действительно ничего не потеряет от принятия данных поправок. Однако понятие "консолидированный бюджет" включает областной и местные бюджеты и работает как сообщающиеся сосуды. Если где-то прибывает, то где-то убывает.

"Если бюджеты МО получат дополнительные доходы, а областной бюджет будет нести потери, исходя из предварительных расчетов, в размере 2,2 млрд рублей по году. Исходя из той инициативы, которая внесена мэром Ангарска, предполагается передача дополнительных 20% УСН в пользу муниципалитетов второго уровня (это как города, так и районы), а НДФЛ предлагается передать в размере 5% в пользу только доходов городских округов. Мы сделали предварительные расчеты, и нужно понимать, что порядка 78% получат Иркутск, Ангарск и Братск. Зима, например, получит чуть больше 30 млн рублей. Надо понимать, что крупные города, в которых сосредоточена основная налогооблагаемая база, будут, оттягивая на себя основной объем доходов, уменьшать финансирование малочисленных городов", — рассказала Наталия Бояринова.

По словам министра, сейчас эти доходы аккумулируются в областном бюджете и правительство может осуществлять передачу в МО субсидий на исполнение полномочий органов местного самоуправления.

"Районы и города с малой численностью населения не в состоянии за свой счет построить школу или отремонтировать ФОК. Область помогает им, как правило, устанавливая, незначительный для их бюджетов размер софинансирования. Если муниципалитеты перетянут на себя эти доходы правительство вынуждено будет искать способ забалансировать областной бюджет. Не надо забывать, что существует 425 МО первого уровня. Решая вопрос только по второму уровню, мы должны понимать, за счет чего будем финансировать их", — отметила Наталия Бояринова.

Также она напомнила, что в начале 2017 года муниципалитеты получили "удочки" в виде 30% поступлений от УСН, но, как показала годовая отчетность, эта мера не стимулирует работу МО, а скорее, расхолаживает местные власти.

"Рост доходов, который произошел за 2017 год вызван не более активной работой местных властей с предпринимательством, а изменением федерального законодательства, которое повысило показатели, позволяющие перейти на УСН. Это привело к росту налогоплательщиков, перешедших на эту схему. Второй показатель — рост недоимки по этому виду налогов. 16 из 42-х МО не только не нарастили недоимку, но и сократили ее, поработав с предпринимательством. Остальные, видимо, работали менее активно. Если инициатива мэров будет принята, то губернатору придется принимать решение об уменьшении финансирования каких-то направлений", — резюмировала Наталия Бояринова.

Напомним, что также в мае Законодательное собрание Иркутской области приняло в работу законопроект, инициированный депутатами Владимиром Чеботаревым и Эдуардом Дикуновым. Законопроект предполагает увеличение финансирования по госпрограмме, предусматривающей мероприятия по развитию Иркутска, почти на 2,5 млрд рублей. Документ не был рассмотрен на майской сессии ЗС, из-за отсутствия заключения губернатора Иркутской области. Однако за прошедшее время это заключение было получено. В нем глава региона предлагает свое решение вопроса, которое направлено не только на увеличение отчислений Иркутску из областного бюджета, но и должно стать стимулом для администрации города к наращиванию собственной доходной базы городской казны.

Ранее ИА IrkutskMedia сообщало, что в октябре 2016 года мэр Иркутска Дмитрий Бердников выступил за изменение межбюджетных отношений в пользу города. Градоначальник рассказал на встрече с депутатами Законодательного собрания Приангарья о выгоде, которую может получить областной центр в случае изменения ставок налоговых отчислений. Дмитрий Бердников назвал ряд условий, выполнение которых позволит увеличить доходную часть бюджета муниципалитета и решать актуальные для горожан вопросы на качественно новом уровне.

Законопроекты, внесенные в областной парламент администрацией Иркутска, предполагали передать в бюджеты городских округов единые нормативы отчисления от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на год раньше – с 1 января 2017 года. Кроме того, предлагалось добавить городским округам еще 3% НДФЛ, мобилизуемого в местные бюджеты.

При всех плюсах инициативы, в ходе ее обсуждения возникли мнения о том, что законопроект внесет раскол в Ассоциацию муниципальных образований Иркутской области (АМО). По мнению замдиректора Байкальской международной бизнес-школы ИГУ Надежды Грошевой, проекты законов ставили в неравные условия городские округа и муниципальные районы, поскольку не предусматривали изменение нормативов отчислений для МО. К тому же мэрия областного центра достаточно поздно внесла документы в региональный парламент. Переформирование основных параметров региональной казны на следующий год в столь сжатые сроки практически невозможно просчитать и обосновать. Это, в свою очередь, могло привести к срыву сроков принятия бюджета Иркутской области.

Мэр Черемхова, председатель АМО Вадим Семенов заявил, что раскола внутри Ассоциации не произойдет. Исполнительный директор АМО Зоя Масловская подтвердила, что мнения членов организации по поводу этих законопроектов разделились. Однако Ассоциация не в первый раз столкнулась со схожей ситуацией. Так или иначе, отметила Зоя Масловская, неравного распределения средств между муниципалитетами никто не допустил бы.

Мнения представителей муниципалитетов разной степени самодостаточности разошлись в диаметрально противоположные стороны. Аргументами в противостоянии для представителей МО, являющихся донорами для консолидированного областного бюджета, стало то, что именно в их муниципальных образованиях большая концентрация субъектов налогообложения. В территориях проживает больше жителей, потребности в инфраструктурных, социальных и иных расходах выше. Среди контраргументов, приводимых менее благополучными муниципалитетами и правительством региона высказывалось мнение, что при предложенном варианте перераспределения дотационные МО могут оказаться в еще более плачевном положении.

Споры между правительством Иркутской области и муниципалитетами по вопросу межбюджетных отношений не утихали в течение месяца. Выходом из сложившейся ситуации стало продление льгот на имущество муниципальных организаций. Автором инициативы стал депутат Заксобрания Анатолий Дубас. Бескровный вариант компромисса был найден. Правительство и депутаты Законодательного собрания Иркутской области поддержали инициативу Анатолия Дубаса. Законопроект предполагал продление срока действия налоговой льготы на имущество муниципальных организаций.

Межбюджетная война закончилась 6 декабря. Мэрия Иркутска, правительство Приангарья и Законодательное собрание региона пришли к согласованной позиции. На сессии 9 декабря был рассмотрен законопроект губернатора Сергея Левченко. В свою очередь, стало известно, что глава областного центра отозвал инициативу, связанную с пересмотром нормативов налоговых отчислений в бюджеты муниципальных образований. По словам Дмитрия Бердникова, она утратила актуальность в связи с предложенным губернатором Левченко законопроектом, существенно улучшающим положение муниципалитетов всех уровней в межбюджетных отношениях.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

#Бюджет_раздора

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость