Депутаты ЗС Иркутской области не одолели в "словесном биатлоне" главу Минлеса региона

Проблемам леса в Приангарье посвятили пять часов работы областного парламента только ради того, чтобы политически "выпороть" Сергея Шеверду
Закрытые мишени
Фото: Владислав Костин, ИА IrkutskMedia

20 февраля 2019. Вы знаете, как выглядит серпентарий, террариум? Это место, где много змей, готовых расправиться с иными представителями не их вида. Вот что-то подобное можно было наблюдать на депутатских слушаниях, посвященных теме "Использование лесных ресурсов Иркутской области как механизм социально-экономического роста региона. Возможности и перспективы устойчивого развития лесопромышленного комплекса Приангарья". Отвечал на многочисленные вопросы депутатов Заксобрания, на одиозные выступления сенатора от Иркутской области и Байкальского природоохранного прокурора, а также на справедливые замечания глав муниципалитетов региона министр лесного комплекса Иркутской области Сергей Шеверда. В аргументации своего доклада профильный министр привел данные о кратном увеличении налоговых и неналоговых поступлений в региональный и федеральный бюджеты, сокращению торфяных и лесных пожаров, систематическом проведении лесничествами области лесовосстановлении, инвентаризации лесов и многом другом. В таких моментах как ограничение доступа для однодневных и сомнительных компаний, выходящих на конкурсные процедуры по получению лесных участков в аренду, полномочий у региональных властей нет. При этом в Лесном кодексе РФ не закреплена обязанность арендаторов лесных участков тушить пожары вне зависимости от зоны охраны лесов. Кроме того, у региональных властей нет возможности влиять на крупные сырьевые компании, которые, проводя линейные сплошные рубки лесов при геологоразведке или прокладке трубопроводов, оставляют срубленные деревья без дальнейшей продажи, утилизации и прочего. Эта информация, естественно, не соответствовала той, которую рассчитывали получить депутаты — и они методично задавали вопросы, на которые у министра находились ответы. Непорядок, подумали старшие и умудренные политическим опытом товарищи, рассказав в своих выступлениях о том, как они видят проблему в отрасли и что нужно предпринять, чтобы "в лесу появился хозяин". Как поется в песне Владимира Высоцкого: "Жираф большой, ему видней". Подробнее об этом – в материале ИА IrkutskMedia.

Фактами по … делу

Министр рассказал, что в Иркутской области заготавливается самый большой в России объем древесины – в прошлом году он составил 35,7 млн кубометров. Вклад лесного комплекса во внутренний региональный продукт оценивается в 45,1 млрд рублей. Для сравнения, в идущем на втором месте Красноярском крае заготовлено 28,6 млн кубометров леса, вклад в ВРП – 11,8 млрд рублей.

Улучшилась динамика по сокращению количества лесных пожаров (2015 и 2018 годы) и соответственно динамика ущерба от них. Так ущерб снизился с 8 млрд рублей (2015 год) до 1 млрд рублей (2018 год). Также глава ведомства рассказал о динамике борьбы с незаконными рубками.

"Благодаря межведомственному взаимодействию всех заинтересованных ведомств, проводимым совместным контрольно-проверочным мероприятиям, оперативному обмену информацией и незамедлительному принятию мер реагирования, внедрения пилотного проекта по контролю за движением древесины с помощью идентификационных карт, удалось не только остановить рост объема незаконных рубок, но и добиться его значительного снижения", – сказал Сергей Шеверда.

Так, в 2017 году объем незаконных рубок снизился на 0,8% по сравнению с 2016-м, а в прошлом году уменьшение составило уже 48,4%. Также с 2016 года наблюдается снижение площади лесных пожаров. Если тогда огнем было пройдено 744 тысяч га, то годом позже 284,6 тысячи га, а в прошлом году 88,1 тысячи га. Однако, для более качественного контроля за ситуацией и снижению негативных последствий требуется широкий штат лесных инспекторов. Но в настоящее время такого количества специалистов нет. До принятия Лесного кодекса в области существовали лесхозы, в которых работало 7 тысяч человек, из которых 5 тысяч могли составлять протоколы о нарушениях. В настоящее время эта обязанность лежит на 631-м сотруднике. Что физически не позволяет охватить все лесные участки.

Большая работа ведется по борьбе с лесными вредителями, где к традиционному для наших мест сибирскому шелкопряду добавился непарный шелкопряд и поселившийся в Слюдянском районе уссурийский полиграф. В 2016 году биологическими и химическими препаратами было обработано 7,6 тысячи га зараженного леса, а в прошлом – 26,5 тысячи га. Кроме того, активно ведутся лесоустроительные работы, отметил Сергей Шеверда. Объемам инвентаризации лесов в 2015 году 653 тысячи кубометров изученных лесов, 2016-й – 1,7 млн кубометров, 2017 год – 1,5 млн "кубов", в 2018 году – 1,48 млн кубометров. В то же время лесовосстановление в 2018 году проведено на территории в 122,8 тысячи га.

Также министр отметил, что в результате проводимой правительством региона работы отмечается растущая налоговая отдача от предприятий лесопромышленного комплекса.

"В прошлом году по сравнению с 2015 годом она увеличилась в 3,4 раза, в консолидированный бюджет поступило 10,3 млрд рублей. Растут и налоговые отчисления арендаторов лесных участков: если три года назад с одного кубометра заготавливаемой древесины в бюджет поступало 80,9 рубля, то сейчас — 363,4 рубля. Налоговая отдача от лесного комплекса региона будет увеличиваться и дальше, поскольку по инициативе губернатора Сергея Левченко на ближайшие годы планируется рост объемов производства отрасли с одновременным увеличением глубины переработки древесины", — заявил Сергей Шеверда.

Сейчас в перечне приоритетных числятся семь инвестиционных проектов в области освоения лесов. Четыре из них уже реализованы, три – в стадии реализации. Объем фактически вложенных инвестиций уже составил больше 78 млрд рублей, создано более 2,5 тысяч рабочих мест. При этом в консолидированный бюджет Иркутской области в виде налогов поступило около 16,5 млрд рублей. На рассмотрении для последующей реализации на территории Приангарья в настоящее время находится еще восемь инвестиционных проектов в сфере освоения лесов.

В свою очередь, Сергей Шеверда парировал фразу, сказанную спикером ЗС Приангарья Сергеем Соколом в начале слушаний о том, что на телеканале "РЕН ТВ" вышел сюжет о лесном комплексе региона, где фигурирует сумма в 3,4 млрд рублей, полученная Лесхозом области от реализации продукции, но не указывается ее целевое предназначение. Проще говоря: "Куда потратили?". Профильный министр сообщил, что большая часть из этой суммы – 2,04 млрд рублей – ушла на закупку техники, запчастей, ГСМ, прочие расходные обязательства, заработная плата сотрудникам профильных учреждений; 789 млн рублей составили налоговые отчисления; оставшаяся сумма расходы на госзадание. Но Сергей Сокол упомянул, что люди, работающие в лесном комплексе Иркутской области, с одной стороны, призваны регулировать работу отрасли, а с другой, зарабатывающие на нем, "заинтересованы затянуть ее выход из тени на как можно больший срок". Этой фразой председатель областного парламента дал понять, что он понимает проблемы в этой сфере и не согласится с покрывательством чиновников. Позитивно, что тренд, заданный губернатором Приангарья Сергеем Левченко по борьбе с коррупцией, поддерживает глава Заксобрания региона.

Вопросы-ответы

Неудивительно, что слушания по одному вопросу шли пять часов, учитывая не только важную тему, но и отсутствие должного модерирования происходящего. Вице-спикер Кузьма Алдаров никого не ущемил в правах высказаться, причем, сколько угодно по времени. Некоторые вопросы от депутатов были по делу и в точку. Например, зампред областного парламента Ольга Носенко поинтересовалась работой группы компаний "Илим", куда они направляют деловую древесину, сколько заготавливают от установленного объема и сколько продают. Также обеспокоенность за качественное развитие переработки древесины в области депутат проявила в отношении ООО "Лайм" (Усолье-Сибирское), которое намерено получить 240 тысяч кубометров древесины по инвестиционной аренде. Кроме того, народная избранница призвала власть и общественность сконцентрироваться на том, что региону нужна глубокая переработка древесины, а не экспорт "кругляка" .

"20 лет назад региональный бюджет на 38% формировался от поступлений доходов в лесной сфере. Сегодня нам требуется развитие производства глубокой переработки древесины с высокой добавочной стоимостью в регионе. Мы знаем, что основные предприятия по глубокой переработке и биржа находятся в Маньчжурии. Следовательно, вся добавленная стоимость остается в Китае. И с этой биржи товар идет в Японию, Европу, США и так далее. Это наша большая проблема. Нам нужно укреплять и развивать внутренний рынок. Создавать глубокую переработку здесь", – подчеркнула Ольга Носенко.

Вместе с тем участники слушаний отметили сложности в получении поддержки соответствующих инвестпроектов на региональном уровне. Об этом заявляли главы муниципальных образований и представители производителей пиломатериалов. Депутат областного парламента Георгий Любенков предложил рассмотреть эффективность реализации инвестпроектов в лесной отрасли, а также перспективы поддержки новых проектов на площадке профильного комитета.

При этом на самый спорный вопрос – санитарные рубки, к которому так или иначе возвращался каждый второй депутат, министром был дан ответ, который позже фактически подтвердил представитель ОНФ и специалисты-экологи Всероссийского общества охраны природы, также выступавшие на заседании.

"Лес после пожара какое-то время стоит зеленый. Но через два года он просто высохнет или в нем заведутся лесные вредители (короеды, еловые усачи). После того как эти вредители заселяются в дерево, оно не пригодно для дальнейшего использования, его стоимость падает. Но что гораздо хуже, размножающиеся вредители нападают на соседние здоровые деревья. Поэтому мы проводим рубку по возможности раньше, чем там заведутся вредители. Во многом поэтому у нас появляется так называемая деловая древесина", — разъяснил министр.

Депутат Заксобрания Лариса Егорова заметила, что большинство незаконных рубок ведется на арендованных и рядом стоящих лесных участках, поэтому, по ее мнению, необходимо разработать механизм расторжения договоров с недобросовестными арендаторами, а также привлечения общественных движений и организаций для контроля за порядком в лесах (например, казаков). Как сообщил Сергей Шеверда, сегодня законодательством не предусмотрена возможность расторжения таких договоров. Поэтому сотрудники лесхозов собирают документы по доказательству в судебном порядке фактов незаконных рубок и недобросовестности арендаторов. За последние три года были расторгнуты 63 договора. Также в министерство поступают первые сигналы о нарушениях на лесных участках от добровольных лесных инспекторов.

Безусловно, самыми яркими были выступления не только мэра Жигаловского района Игоря Федоровского, объективно и по делу задавшего ряд вопросов о выделении древесины гражданам для собственных нужд, об отсутствии желания арендаторов лесных участков оказывать помощь в социально-экономическом развитии района, где те ведут свою весьма прибыльную деятельность, но и сенатора и природоохранного прокурора. С Шекспировским драматизмом и заботой о лесе выступил Сергей Брилка, рассказавший о своем "крике души", во время рассмотрения проблем лесной отрасли в России на заседании Совета Федерации РФ.

"Когда председатель СФ РФ Валентина Матвиенко при нашем первом знакомстве спросила меня о наиболее больных темах в Иркутской области, я не ожидал этого вопроса. Хотя у меня были заготовлены предложения для разговора, я готовился. Но я угадал в точку. Я сказал: "Первое — Иркутская область наиболее лесистый регион и всегда имела хороший доход от этого". Всегда было много порядка, потому что это было государево око. Сейчас такого нет. Вторым я обозначил поддержку в строительстве Иркутского многофункционального детского медицинского центра", — отметил Сергей Брилка

Сенатор поделился переживанием относительно отсутствия справедливой цены на пиломатериалы на внутреннем рынке и низкие экспортные пошлины на внешних рынках. При этом Сергей Брилка озвучил свою позицию о необходимости пересмотра положений Лесного кодекса, которая перекликается с ранее сказанным ответом министра лесного комплекса Приангарья. Можно сколько угодно критиковать, но объективность очевидна для всех. Сенатор добавил, что на заседании совета палаты СФ РФ этот вопрос был поднят Валентиной Матвиенко и адресован председателю правительства России Дмитрию Медведеву, который, в свою очередь, сообщил, что готовится пересмотр Лесного кодекса.

Другим элементом борьбы со сложившейся ситуацией в отрасли, исходя из норм уже упоминаемого закона, Сергей Брилка видит в необходимости увеличения числа лесников к нормативам советского времени. Тогда, по мнению уважаемого политика, "в лесу появится хозяин, пожаров будет меньше, а заботы о лесе – больше". Трудно не согласиться. Об этом, кстати, в своем выступлении также говорил Сергей Шеверда.

При этом Сергей Брилка неоднократно обращался к теме арендаторов лесных участков, где чаще всего звучала фамилия Бакуров. Этот депутат областного парламента, владелец нескольких компаний занимающихся заготовкой и экспортом леса, на слушаниях благодаря яркому выступлению сенатора словно стал олицетворением проблем, которые сформировались в лесной отрасли. Эффект был усилен демонстрацией рекламного фильма о деятельности компаний Евгения Бакурова, так любезно предоставленного Сергеем Брилкой. Фактически сенатор показал, что те, кто эксплуатирует леса, получает с них доход находятся не только в исполнительной власти, но и законодательной. Что тут добавить?

Выступление Байкальского межрегионального природоохранного прокурора Сергея Зенкова было не менее драматически содержательным. Сложилось впечатление о достаточно печальной картине в лесной отрасли региона, особенно по санитарным рубкам. Тяжелая ситуация и в области лесоустроительных работ, только 10% лесного фонда региона охвачено инвентаризацией, ведется слабая работа по восстановлению леса. Было отмечено, что сейчас происходит вырубка здоровых лесов, а больные деревья остаются, хотя ее производят якобы под прикрытием оздоровительных мероприятий. Кроме того, прокурор добавил, что приглашенные для изучения ситуации в лесной отрасли региона лесопатологи заявили, что "в России такой ситуации, как у вас, нигде нет".

После этого были выступления представителей ОНФ и Всероссийского общества охраны природы, которые также со своей стороны оценили ситуацию в лесной отрасли, обозначили имеющиеся проблемы и необходимость их решения. Среди прочего было сказано, что сплошные рубки и санитарно-оздоровительные мероприятия – это реальность, в которой находится отрасль и приходится работать регионам. Более того, в условиях экологических особенностей нашего региона использование химикатов для борьбы с вредителями или иная обработка лесов не возможна, кроме как при помощи рубок. На этот факт обратил внимание мэр Саянска Олег Боровский, подчеркнувший, что жаль эти выступления не услышал Сергей Зенков, покинувший зал заседания сразу после своего выступления.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость