2 июля 2019. Дело о сплошных санитарных рубках в государственном природном заказнике регионального значения "Туколонь" – одна из самых нашумевших историй, связанных с Иркутской области. Все началось с уголовного дела, возбужденного Следственным комитетом. Сначала было задержание заместителя министра лесного комплекса Приангарья Алексея Туги, затем — и главы ведомства Сергея Шеверды. После этого начались различные проверки, прошли судебные заседания, общественные обсуждения. Некоторые встали на защиту министра и создали петицию на имя президента России Владимира Путина. ИА IrkutskMedia попыталось разобраться во всех нюансах этой эпопеи и в хронологическом порядке восстановить полную картину происходящего.
В июне 2018 года следователи СУ СКР по Иркутской области возбудили уголовное дело по факту незаконного назначения, согласования и проведения сплошной санитарной рубки в государственном природном заказнике регионального значения "Туколонь". При этом указанные рубки были согласованы должностными лицами службы по охране и использованию животного мира Приангарья, которые также занимали руководящие должности в министерстве лесного комплекса Иркутской области.
По версии следствия и на основании материалов Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры, в сентябре 2017 года сотрудники филиала ФБУ "Рослесозащита" — "ЦЗЛ Иркутской области" провели лесопатологическое обследование лесных участков заказника. В результате исследования были необоснованно назначены санитарно-оздоровительные мероприятия в виде сплошных санитарных рубок, которые проходили с января по апрель 2018 года.
Должностные лица министерства лесного комплекса Иркутской области, филиала ФБУ "Рослесозащита" — "ЦЗЛ Иркутской области" и ОГАУ "Казачинско-Ленский лесхоз" были задержаны, а расследование уголовного дела продолжилось.
Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области заявило, что санитарные рубки в нескольких кварталах Карамского участкового лесничества, расположенного в заказнике, были назначены для сохранения других деревьев. На этих территориях несколько лет назад был лесной пожар, который привел к развитию очага стволовых вредителей, уничтожающих лес. В Минприроды уточнили, что в местах выполнения санитарно-оздоровительных мероприятий посадят лесные культуры, которые в полном объеме восстановят "зеленую зону".
Кроме этого, акты лесопатологического обследования прошли необходимую процедуру согласования в Департаменте лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу (СФО).
После этого Кировский районный суд вынес постановление о домашнем аресте заместителя главы Минлеса Иркутской области Алексея Туги почти на два месяца. Позже эта мера пресечения была продлена. Глава ведомства Сергей Шеверда тогда заверил, что именно замминистра первым приостановил рубку в "Туколоне". Алексей Туги написал письмо директору Казачинско-Ленского лесхоза и просил приостановить рубку деревьев в заказнике. После этого он также принял решение обратиться в прокуратуру с целью выявления необходимости или отсутствия рубки.
"Акты лесопатологического обследования, показавшего необходимость рубки деревьев, были размещены в течение 20-ти дней на сайте министерства лесного комплекса. Любой желающий мог написать о снятии актов с целью дальнейшей проверки, но за указанное время к нам не поступило ни одного замечания на них. Санитарную рубку произвели в заказнике на площади 116 га. На этой территории в 2016 году произошел пожар, что привело к развитию очага стволовых вредителей. Кроме того, лес в заказнике сам по себе перестойный, ему около 200 лет", — рассказал министр лесного комплекса Иркутской области Сергей Шеверда.
Министерство лесного комплекса также предложило задействовать ученых при проведении проверки обоснованности санитарных рубок. Между тем Северо-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку, после чего направила соответствующие материалы в следственные органы.
Прокурор отдела по надзору за исполнением законов об охране природы Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Мария Сысуева сообщила, что ущерб от сплошной рубки леса в заказнике мог превысить 2 млрд рублей, так как планировалось вырубить деревья на площади более 600 га.
По словам Байкальского межрегионального природоохранного прокурора Сергея Зенкова, специалисты установили, что вырубался здоровый лес, деревья находились на склонах и препятствовали проникновению ветра на территории заказника.
Через два месяца, в конце августа 2018 года, прокуратура Иркутской области по инициативе федерального надзорного органа потребовала активизировать расследование уголовного дела о незаконной рубке леса. Согласно требованию, следствию необходимо было устранить допущенные нарушения федерального законодательства и дать правовую оценку действиям ряда должностных лиц.
Уже через две недели после этого в отношении министра лесного комплекса Иркутской области Сергея Шеверды было возбуждено уголовное дело за превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий.
Многочисленные проверки установили, что назначение сплошных рубок и заготовка древесины в заказнике проводились по недействующим актам лесопатологического обследования и являлись незаконными. Среди выявленных нарушений также значилась выделение лесных участков небольшим компаниям без проведения аукциона, ненадлежащий контроль или отсутствие такового за лесными участками, переданными по договорам частным компаниям, и прочее.
Весной 2019 года ситуация с санитарными рубками в "Туколони" вызвала большую волну возмущений в общественном пространстве. Сначала жители Иркутской области запустили онлайн-петицию с требованием провести справедливое расследование уголовного дела в отношении Сергея Шеверды, а также отправить чиновника в отставку как утратившего народное доверие. Электронное обращение, адресованное генеральному прокурору РФ Юрию Чайке, набрало несколько тысяч подписей. Активисты были возмущены еще и тем, что вышестоящие власти не предпринимали никаких действий по отношению к министру. Поэтому "жителям региона не оставалось ничего другого, как объединиться и обратиться за помощью ко всей стране, ко всем соотечественникам".
Эту точку зрения поддержал известный стилист и уроженец поселка Култук Сергей Зверев. Шоумен выступил против незаконных вырубок леса в Иркутской области. Сергей Зверев опубликовал в соцсетях кадры из природного заповедника "Туколонь", снятые с помощью квадрокоптера на высоте 800 метров.
15 мая 2019 года Арбитражный суд Иркутской области признал сплошные санитарные рубки в государственном природном заказнике "Туколонь" обоснованными. Иск Минлеса региона о признании недействительными договоров купли-продажи леса и незаконности данной рубки деревьев не удовлетворен. Ответчиком по делу выступил Лесхоз Приангарья, по ходатайству которого в феврале 2019 года по делу была назначена судебная экспертиза состояния деревьев.
Обследование проводили сотрудники красноярского научного центра СО РАН "Институт леса имени В. Н. Сукачева". На судебном заседании ученые подтвердили обоснованность сплошной санитарной рубки в "Туколони". Отметим, что в судебном процессе также участвовали представители прокуратуры, которые выступили с ходатайством о проведении повторной судебной экспертизы для достижения более объективного исследования, но суд отказал в просьбе надзорному органу.
В тот же день Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура заявила о намерении оспорить решение суда. В сообщении контролирующего органа говорилось, что рубка в заказнике проведена с существенными нарушениями федерального законодательства, а выводы о болезнях вырубленного леса не соответствовали действительности. Кроме того, границы участков под вырубку определены неверно, грубо нарушалась установленная методика, занижены пробные площади, неправильно указана полнота древостоя.
19 мая представители Рослесозащиты, общественности, министерства лесного комплекса посетили место сплошных санитарных рубок. Все они оценили состояние деревьев и пришли к выводу, что санитарно-оздоровительные мероприятия останавливать не стоило. Из-за этого на сегодняшний день в заказнике продолжается заражение деревьев стволовой гнилью.
"Началось это все с пожара, который привел к ослаблению защитной функции деревьев, повредил кору. Дерево не способно стало защищать себя, и на нем обосновались стволовые вредители. Со временем произошло усыхание, участки гибли, лес стал зараженным – паразиты начали переходить с поврежденных деревьев на здоровые. Такие деревья с помощью смолы могут отбиться лишь от первой волны насекомых. Для того чтобы прекратить распространение, был назначен ряд санитарно-оздоровительных мероприятий, которые на текущий момент приостановлены", – рассказал начальник отдела дистанционного мониторинга и геоинформационных систем центра защиты леса Иркутской области Игорь Сумин.