18 сентября 2019. Законопроект об изменении способа избрания главы Иркутска приняли в окончательном чтении на сессии областного парламента сегодня, 18 сентября. Стоит отметить, что вопрос не вызвал особо продолжительных споров в Заксобрании, только пять депутатов высказали свое неодобрение внесенным изменениям. Согласно проекту закона, глава областного центра будет избираться специальной комиссией из представителей Гордумы и регионального правительства. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia.
Председатель ЗС Приангарья Сергей Сокол был в числе тех, кто не поддержал проект закона. По его словам, оптимальным решением по отношению к муниципальным образованиям было бы предоставить самостоятельно выбрать способ избрания главы.
"Такой подход был бы наиболее объективным, потому что каждое муниципальное образование имеет свои особенности", — сказал Сергей Сокол.
Депутаты областного парламента Антон Романов, Лариса Егорова, Александр Битаров и Сергей Бренюк также выступили против принятия данного законопроекта. По их мнению, выборы главы Иркутска должны проводить посредством прямых выборов.
"Мы обманываем население, это надо прекратить. Я буду голосовать против", — заявил Александр Битаров.
В свою очередь предложение Антона Романова провести открытое голосование по этому вопросу оказалось провальным — его не поддержало достаточное количество человек для такого решения. Голосование за принятие закона было закрытым.
Напомним, 30 мая 2014 года 35 депутатов Законодательного собрания единогласно и единодушно проголосовали за принятие закона о местном самоуправлении, который ввел только прямые, всеобщие выборы всех мэров, глав муниципальных образований и депутатов местных дум. Чтобы закон смог вступить в силу до даты назначения очередных муниципальных выборов, его рассмотрели сразу в двух чтениях. Эту инициативу поддержали все фракции Заксобрания.
По прошествии полугода, на 20-й сессии ЗС 24 декабря 2014 года, депутаты рассмотрели законопроект о введении в Иркутске сити-менеджера. Такую инициативу внес в областной парламент тогда еще рядовой депутат Андрей Лабыгин. С его подачи парламентарии рассмотрели закон сразу в трех чтениях. Катализатором этой депутатской инициативы стали два фактора, рассказал тогда народный избранник. Во-первых, это выступление депутата ГД РФ от ЛДПР Андрея Лугового о необходимости введения в Иркутске соответствующего института. Во-вторых, обращение фракции "Единой России" в Думе Иркутска в политсовет партии. Кроме того, Андрей Лабыгин обратил внимание на низкую явку избирателей на выборах и на возможность протестного голосования, в результате которого городом будет управлять непрофессионал.
Через полтора месяца после принятия закона о сити-менеджере либерал-демократы поняли, что он им не нравится. 16 февраля 2015 года стало известно, что фракция ЛДПР предлагает отказаться от принятой в декабре схемы, и избирать мэра города из числа депутатов. После этого мэр должен будет сложить депутатские полномочия. В результате всех манипуляций в марте 2015 года Дума Иркутска единогласно назначила мэром своего спикера Дмитрия Бердникова.
В начале апреля 2017 года губернатор Приангарья заявил о необходимости проведения референдума по вопросу возвращения прямых выборов мэра Иркутска и сохранения этой процедуры в других муниципалитетах региона. Позже группа депутатов Законодательного собрания Иркутской области внесла в региональный парламент законопроект, возвращающий прямые выборы мэра Иркутска. Авторы законодательной инициативы – представители фракции КПРФ, а также тогдашний руководитель фракции "Гражданская платформа" Владимир Матиенко. Законопроектом предлагалось внести изменения в статью 3 закона "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области".
Инициатива не направлена против действующего мэра Иркутска, а призвана вернуть жителям областного центра право голоса, отмечали инициаторы законопроекта. Депутаты должны были рассмотреть документ на майской сессии 2017 года. Однако вопрос был сдвинут на июнь из-за отсутствия заключения Думы Иркутска.
Комитет по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении не принял решение по вопросу проведения референдума за возврат прямых выборов мэра Иркутска 13 июня. Заседание проходило "горячо": обвинения в политизированности и антинародности решений звучали в адрес руководителя комитета Бориса Алексеева. Представители инициативной группы КПРФ, выступающей за возврат прямых выборов мэра Иркутска, говорили о возможном непрохождении их законопроекта в областном парламенте, если не будет проведен референдум. Правовое управление ЗС приняло на себя основной удар: юристы областного парламента посчитали вопрос, выносимый на референдум, несоответствующим требованию о государственной важности. Спустя две недели этот же комитет не одобрил и законопроект о возврате прямых выборов мэра Иркутска. На заседании присутствовало всего четверо депутатов, и все они проголосовали против законопроекта. Кроме того, парламентарий и иркутянин Борис Алексеев заявил, что его устраивает сложившееся положение вещей. По мнению его коллеги и землячки Нины Чекотовой, в Иркутске и так все хорошо и втягивать людей в политику не надо. Депутат ЗС Ольга Носенко, защищавшая законопроект, даже апеллировала к высказываниям президента РФ, но не сумела пробить счастливые сердца иркутян Алексеева и Чекотовой.
Депутаты Законодательного собрания Иркутской области отклонили законопроект о возврате прямых выборов мэра областного центра в июне 2017 года. Против инициативы проголосовало 26 парламентариев, "за" – всего девять. Двое воздержались, еще двое не голосовали. Стоит отметить, что вопрос практически не обсуждался. Короткими выступлениями отметились только депутат-коммунист Сергей Бренюк и тогдашний уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин.
Подводя итоги парламентского сезона 2016-2017 годов, Сергей Брилка заявил, что в Иркутске есть демократия, просто ей нужно правильно пользоваться. Он отметил, что Заксобрание – это серьезный орган, который не может менять избирательное законодательство каждый год. До этого парламент менял избирательное законодательство в декабре 2014 года и феврале 2015 года.
"Вы спрашиваете, почему мы отклонили законопроект о возврате прямых выборов мэра Иркутска. Отвечаю: "Мы приняли это решение, потому что только в 2014 году мы одобрили закон, по которому Иркутск сейчас живет". Когда говорим, что в процессе выборов мэра Иркутска должно участвовать все население города, мы не задумываемся, что действующий закон позволяет это сделать. Если население хочет, чтобы был избран достойный глава города, пусть выберет достойную Думу. Если люди выберут 35 самых достойных депутатов, то из них будет выбран лучший мэр. Когда группа товарищей поднимает флаг и говорит, что демократия в Иркутске загнана в угол, это не так. Демократией нужно правильно пользоваться", – прокомментировал Сергей Брилка.
На пресс-конференции по итогам работы Заксобрания второго созыва Сергей Брилка обмолвился, что в работе у парламента осталась очередная инициатива губернатора Иркутской области о возврате прямых выборов мэра Иркутска. Спикер ЗС тогда сказал, что с этим вопросом будет разбираться уже третий созыв.
Добавим, что на внеочередной сессии ЗС в апреле 2019 года депутаты проголосовали в первом чтении за новую для Иркутска модель управления городом. Областной центр не получил прямые выборы мэра — депутаты Заксобрания "слили" эту инициативу. Вместо этого удостоился одной из форм института сити-менеджера со всеми вытекающими последствиями.
Вслед за этим, 8 мая, прошел митинг "За прямые выборы мэра и против закона о сити-менеджере". Среди выступающих были представители общественности и бывшие политики, которые сказали много громких слов против областных законодателей и лично спикера ЗС Сергея Сокола, которые лишили, по мнению выступающих Иркутск выборов. Парадоксально, но речью на этом митинге отметился бывший депутат областного парламента, экс-председатель Думы Иркутска Андрей Лабыгин. Который стал инициатором внесения изменений в устав города положения, по которому мэр стал выбирался из состава депутатов Думы, а не избираться прямым голосованием.