Политические расклады в Думе Иркутска как результат принятия закона о сити-менеджере

Принятый закон повлек за собой трансформацию политической структуры города, и, как следствие, новые договоренности элит

2 октября 2019. Первое заседание новоизбранной Думы Иркутска, проходившее 27 сентября, превзошла все ожидания и обернулась "сенсациями". В противоборстве за кресло спикера кандидат от "Единой России" проиграл самовыдвиженцу, а количество заместителей председателя увеличили до четырех. Напомним, по результатам тайного голосования, среди 34-х депутатов, спикером представительного органа стал Дмитрий Ружников, набравший 22 голоса. Тогда как его оппонент — председатель Гордумы шестого созыва Евгений Стекачев набрал всего 12 голосов. Это был удар не то чтобы "ниже пояса", но по доверию — точно. Ведь до этого кандидатура Евгения Стекачева была поддержана группой депутатов из 18-ти человек. Что подтолкнуло народных избранников сменить ориентиры и передоговориться — в материале ИА IrkutskMedia.

Перед первым заседанием Думы Иркутска седьмого созыва произошло два не менее значимых события — принятие закона о введении института сити-менеджера в областном центре и отказ мэра города от депутатского мандата. Именно эти два фактора, считают эксперты, стали ключевыми в принятии решения на голосовании за спикера в представительном органе.

"После выборов в Думу Иркутска произошло очень важное политическое событие — принятие закона о сити-менеджере. Этот законопроект изменил приоритеты и конфигурацию в избрании руководителя города. И понятно, что после того, как Дмитрий Бердников отказался от депутатского мандата, изменилась политическая ситуация, которая повлекла реконструкцию договоренностей элит — все распределились в своих интересах. Неизбежно это повлияло и на политические расклады в Думе", — сказал специалист по связям с общественностью, политконсультант Владислав Шиндяев.

По мнению историка и политолога Алексея Петрова, есть вероятность, что произошедшее в Думе — это подготовленный процесс или процесс, вышедший из-под контроля. Вариант с Дмитрием Ружниковым мог быть предусмотрен как дополнительный, или, возможно, был нарушен какой-то элемент партийной дисциплины. Поскольку сначала 18 человек выдвигают Евгения Стекачева на пост спикера Гордумы, а потом третья часть из них не голосует за него. Алексей Петров также предположил, что договоренности были только на выдвижение, а на голосование — нет.

В свою очередь профессор, доктор юридических наук Сергей Шишкин считает, что на итог первого заседания Думы повлиял мэр города. По словам эксперта, в ходе избирательной кампании уровень невосприятия Дмитрий Бердникова и Евгения Стекачева достиг своего апогея.

"Формально 18 голосов членов партии "Единой России" и общественного движения "Наш Иркутск" должны были составить электоральную базу для Евгения Стекачева, но вот за эту пару часов что-то пошло не так. Я думаю, что сторонники Дмитрия Бердникова получили указания ни при каких обстоятельствах не голосовать за председателя прошлого созыва. И поэтому шесть человек из 18-ти Евгений Стекачев не добрал. Соответственно эти голоса перетекли Дмитрию Ружникову", — заключил профессор.

По словам политолога Юрия Пронина, в какой-то мере у ЕР был "пакет неофициальных договоренностей", в связи с чем Дмитрий Ружников получил дополнительные голоса. Однако эксперт отмечает поспешность вхождения Ружникова во фракцию ЕР, что, на его взгляд, смазывает все впечатление от "триумфа". При этом некоторые областные политические круги были заинтересованы в максимально быстром партийном окрасе беспартийного.

Алексей Петров напомнил, что перед отказом Дмитрия Бердникова от депутатского мандата мэр и председатель Заксобрания Приангарья Сергей Сокол ездили в Москву, но связан ли результат голосования в Думе с этой поездкой он не знает. При этом те договоренности, которые были между Евгением Стекачевым и областным отделением партии ЕР, по итогам избрания главной фигуры Думы оказались либо нарушенными, либо возникли новые договоренности.

"Мне кажется, что в здравом уме нельзя приехать, взять и сказать, что давайте мы партию "Единая Россия" прокатим и выберем самовыдвиженца. Многие говорят, что Евгений Стекачев близок к Сергею Соколу, соответственно, если спикер Законодательного собрания был в Москве, то вероятно он должен был пробить результат более благосклонный для однопартийца", — заявил политолог.

Сергей Шишкин видит в итогах голосования влияние Дмитрия Бердникова, который решил показать, "кто в доме хозяин" и переиграл всех, несмотря на риски, сопряженные с недовольством внутренней политикой в свой адрес.

"Основа была заложена в самом начале, когда говорили, что Дмитрий Бердников был инициатором замены Ирины Ежовой на Евгения Стекачева на посту спикера Думы. После этого их отношения как-то разладились. Евгений Стекачев стал проводить более-менее самостоятельный курс по насыщению аппарата своими людьми, перестал слушаться и уже к лету этого года, мне кажется, их отношения разладились вовсе", — рассказал доктор юридических наук.

Юрий Пронин подчеркнул, что в Думе формальная принадлежность к каким-либо партиям не соответствует раскладам интересов, и, как следствие, голосованию по вопросам. Поэтому утверждать, что "Единая Россия" консолидировано за кого-то голосовала или фракция КПРФ нельзя.

Напомним, что был и третий кандидат на пост спикера Думы Иркутска — руководитель фракции КПРФ Виталий Матвийчук, который отозвал свою кандидатуру прямо на заседании. Сергей Шишкин отметил, что отец Виталия Матвийчука — депутат Гордумы седьмого созыва Николай Матвейчук — в недавнем прошлом руководитель службы безопасности "Новый город". На этом примере результат получился вполне программируемым.

"Дмитрий Ружников выиграл благодаря голосам депутатов, которых поддерживают крупные застройщики Иркутска и думаю, которые поддерживают мэра. Здесь реальная, что называется, политика", — заявил Юрий Пронин.

Безусловно сейчас усилятся позиции строителей в Иркутске, но усилится ли сама Дума — это большой вопрос, считает Владислав Шиндяев. Он рассказал, что в Думе много депутатов, избранных в первый раз, а у избранного спикера нет опыта политической работы в сфере государственного и муниципального управления, но есть четыре заместителя, три из которых имеют богатый политический опыт. Как это повлияет на работу Думы и председателя остается вопросом. Все происходящее Алексей Петров оценил как "вирус вольнодумства", потому что решение об избрании четырех вице-спикеров "вероятно пришло по ходу заседания".

"Мне бы хотелось, чтобы Дума была самостоятельным органом, а не придатком исполнительных органов власти. Чем Дума будет ярче, тем будет интересней наблюдать за ее работой и более значимой будет ее роль", — сказал в надежде Алексей Петров.

В целом по мнению экспертов, политические партии в Думе Иркутска, и в рамках муниципального управления, не особо приоритетны. Ни у одной из партий нет абсолютного большинства для проведения своих вопросов, поэтому активности будут носить именно тематический характер, и строиться не только вокруг политических партий, а в рамках решения конкретных вопросов вокруг конкретных групп влияния.

Автор материала — Светлана Лопушанская

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость