Комиссия при Регсовете поддержала губернатора касательно законопроекта мэра Ангарска

Сергей Петров предложил перераспределить средства от налогов НДФЛ и УСН в пользу территорий Иркутской области
Комиссия при Регсовете Иркутской области
Фото: Пресс-служба облправительства

28 октября 2019. Мэр Усть-Кутского района Тамара Климина подняла вопрос о том, как может отразиться на местных бюджетах принятие законодательной инициативы главы АГО Сергея Петрова по перераспределению в пользу территорий области 5% от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и 20% налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН). Законопроект был внесен в областной парламент в июне текущего года и 24 октября одобрен на заседании Ассоциации муниципальных образований Иркутской области. Об этом сообщает корр. ИА IrkutskMedia со ссылкой на облправительство.

Вопрос сбалансированности местных бюджетов обсудили участники комиссии по экономическому развитию и финансам при Региональном совете Иркутской области. Комиссию возглавляет мэр Зимы Андрей Коновалов, в ее состав входят мэры еще 17-ти территорий, а также представители нескольких областных ведомств. По предварительным подсчетам регионального министерства финансов, принятие законопроекта с учетом предложений, прозвучавших на Ассоциации, приведет к выпадающим доходам областного бюджета 2020 года на сумму 4,7 млрд рублей, из них 3,2 млрд по НДФЛ и 1,5 млрд рублей по УСН.

Наиболее выиграют три городских округа – Иркутск, Братск, Ангарск, – в бюджеты которых поступит около 2,9 млрд рублей (61%) от общей суммы. Областному центру достанется 2 млрд рублей, Братску – 409,4 млн рублей, Ангарску – 367,9 млн рублей. Для сравнения, Баяндаевскому району достанется всего по 5,2 млн рублей. Немногим больше перепадет почти половине территорий. В связи с выпадающими правительству региона придется перекраивать уже сформированный областной бюджет, в первую очередь сокращать объемы межбюджетных трансфертов. И если на бюджетах Иркутска и Ангарска, являющихся городами-донорами и не получающих дотации из региональной казны, это никак не отразится, то финансовые ресурсы остальных муниципальных образований чувствительно пострадают, поскольку сейчас эти территории получают значительно большую помощь от области, чем те дополнительные доходы, которые могут получить в случае принятия законодательной инициативы мэра Ангарского городского округа.

Заместитель губернатора – руководитель аппарата губернатора и правительства Иркутской области Дмитрий Чернышов, обращаясь к членам комиссии при Регсовете, подчеркнул, что, в связи со сказанным выше, решение должно приниматься взвешенно и коллегиально.

"Позиция губернатора и регионального правительства к этой инициативе отрицательная, потому что это приведет к существенному объему выпадающих доходов областного бюджета и непропорциональному распределению основной части налоговых отчислений в бюджеты ограниченного числа муниципальных образований", – отметил Дмитрий Чернышов.

Такая же позиция и у прокуратуры Иркутской области, которая тоже дала свое заключение на законопроект Сергея Петрова.

"Внесение изменений в Закон о межбюджетных трансфертах в отношении муниципальных районов и городских округов ставит в неравное положение их обеспеченность доходами, что не отвечает принципу равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований. Городские округа имеют наибольшую экономическую стабильность по сравнению с муниципальными районами, городскими, сельскими поселениями, большая часть которых относится к третьей группе дотационности, а городские округа к первой и второй группам", – говорится в документе.

На заседании комиссии при Регсовете мэрам был предложен другой вариант увеличения финансовой помощи муниципалитетам. В проекте областного бюджета на 2020-2023 годы заложены средства на премирование тех территорий, у которых по итогам финансового года увеличение налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов будет выше среднеобластного. Весь объем такого прироста будет возвращаться назад в территории, которые смогут распоряжаться этими средствами по своему усмотрению. В 2020 году на данные цели в областном бюджете предусмотрено 500 млн рублей, в 2021 и 2022 – по 700 млн рублей.

Находившиеся в зале участники заседания комиссии при Регсовете голосованием поддержали идею такого премирования муниципалитетов, а также позицию губернатора, который дал отрицательное заключение на законопроект мэра Ангарского городского округа.

Корр. ИА IrkutskMedia связался с главами муниципальных образований, которые принимали участие в заседании Ассоциации. Так, мэр Качугского района Татьяна Кириллова отметила, что законопроект очень лаконичен. На первый взгляд он предлагает одни цифры заменить на другие, но безусловно в сторону увеличения. Однако, этот его предварительно обсудили с финансистами и изучили на примере своей территории.

"Однозначно пришли к выводу, что он поставит наш район, поселения в неравное положение по сравнению с другими округами в части обеспеченности доходами. Городские округа получат большую часть доходов, поскольку имеют лучшую экономическую стабильность по сравнению с МО. Именно в городах сосредоточены основные крупные предприятия, более активно развивается малый и средний бизнес. На мой взгляд, нельзя допустить того, чтобы был нарушен принцип равенства бюджетных прав муниципалитетов. Губернатор Иркутской области Сергей Левченко на данный законопроект дал отрицательное заключение, его позицию в этой части полностью поддерживаю и полагаю, что прежде чем начнут работу по данному законопроекту, то услышат нас. Полагаем, что принимать его преждевременно", – рассказала Татьяна Кириллова.

Глава муниципалитета подчеркнула, что некоторые районы не смогут в полной мере выполнять взятые обязательства и решать вопросы местного значения, которые четко обозначены в федеральном законе об общих принципах организации местного самоуправления.

Такую позицию поддержала и мэр Усть-Кутского района Тамара Климина. По мнению главы муниципалитета, на сегодняшний день этот законопроект "не совсем актуален".

"Я присутствовала на Ассоциации и честно скажу, что тогда я проголосова "ЗА" инициативу, ведь если исходить из позиции нашего района, то конечно, это даст значительную прибавку. Сначала инициатива Сергея Петрова прозвучала насчет городских округов, которые получат львиную долю из всей суммы отчислений, что на мой взгляд не совсем справедливо. Потом поступило предложение добавить сюда муниципальные районы. Но учитывая, что бюджет уже практически сформирован, менять что-то и перестраивать уже поздно", – отметила Тамара Климина.

Мэр Свирска Владимир Орноев выступил резко против законопроекта. Глава МО подчеркнул, что его позиция по этому поводу осталась прежней – как и три года назад.

"Тогда с таким предложением выступил мэр Иркутска Дмитрий Бердников. Речь шла о том, что увеличение идет в пользу территорий региона, но мы четко увидели, что 90% получили только три муниципалитета – Иркутск, Братск, Ангарск. Мы поняли, что Свирск дополнительно получает около 12 млн рублей. Нам тут же эту сумму межбюджетных средств скорректировали, таким образом мы не выиграли ни рубля. Зачем нам наступать на одни и те же грабли дважды?" – спросил Владимир Орноев.

Взгляд на предложение по перераспределению средств от налогов остался прежним и у мэра Жигаловского района Игоря Федоровского. По его словам, все понимают, что это распределение происходит в пользу немногих муниципалитетов региона. А Жигаловский район ничего от этого не имеет, для него расчетные суммы составляют 1,2 млн рублей, в то время как Иркутск имеет миллиард рублей, Ангарск и Братск по около 500 тысяч рублей. 

Против инициативы также выступил мэр Зимы Андрей Коновалов, он подчеркнул, что она негативно скажется на городе. Глава Нижнеилимского района Максим Романов сообщил, что скорее против, добавив, что разбалансировать бюджет очень просто, прежде чем принимать такое решение необходимо все тщательно обдумать.

Мэр Саянска Олег Боровский, отвечая на вопрос по поводу инициативы главы АГО Сергея Петрова, сравнил бюджет региона с водой: "Если из одного кувшина прибывает, то из другого убывает". 

"Я отношусь к этой инициативе двояко. Ни один муниципалитет не откажется от денег, поступающих в собственную доходную часть. Но здесь есть небольшое "но". Почему этот закон поступил как и в 2016 году в то время, когда уже есть готовый бюджет на 2020 год? Что тогда, что сейчас большинство денег уйдет Ангарску, Братску, Иркутску. Это серьезная угроза для небольших городов, например, Саянск получит примерно 40 млн рублей, а Зима 19 млн рублей", – заявил Олег Боровский.

Ранее ИА IrkutskMedia сообщало, что в октябре 2016 года мэр Иркутска Дмитрий Бердников выступил за изменение межбюджетных отношений в пользу города. Градоначальник рассказал на встрече с депутатами Законодательного собрания Приангарья о выгоде, которую может получить областной центр в случае изменения ставок налоговых отчислений. Дмитрий Бердников назвал ряд условий, выполнение которых позволит увеличить доходную часть бюджета муниципалитета и решать актуальные для горожан вопросы на качественно новом уровне.

Законопроекты, внесенные в областной парламент администрацией Иркутска, предполагали передать в бюджеты городских округов единые нормативы отчисления от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на год раньше – с 1 января 2017 года. Кроме того, предлагалось добавить городским округам еще 3% НДФЛ, мобилизуемого в местные бюджеты.

При всех плюсах инициативы, в ходе ее обсуждения возникли мнения о том, что законопроект внесет раскол в Ассоциацию муниципальных образований Иркутской области (АМО). По мнению замдиректора Байкальской международной бизнес-школы ИГУ Надежды Грошевой, проекты законов ставили в неравные условия городские округа и муниципальные районы, поскольку не предусматривали изменение нормативов отчислений для МО. К тому же мэрия областного центра достаточно поздно внесла документы в региональный парламент. Переформирование основных параметров региональной казны на следующий год в столь сжатые сроки практически невозможно просчитать и обосновать. Это, в свою очередь, могло привести к срыву сроков принятия бюджета Иркутской области.

Мэр Черемхова, председатель АМО Вадим Семенов заявил, что раскола внутри Ассоциации не произойдет. Исполнительный директор АМО Зоя Масловская подтвердила, что мнения членов организации по поводу этих законопроектов разделились. Однако Ассоциация не в первый раз столкнулась со схожей ситуацией. Так или иначе, отметила Зоя Масловская, неравного распределения средств между муниципалитетами никто не допустил бы.

Мнения представителей муниципалитетов разной степени самодостаточности разошлись в диаметрально противоположные стороны. Аргументами в противостоянии для представителей МО, являющихся донорами для консолидированного областного бюджета, стало то, что именно в их муниципальных образованиях большая концентрация субъектов налогообложения. В территориях проживает больше жителей, потребности в инфраструктурных, социальных и иных расходах выше. Среди контраргументов, приводимых менее благополучными муниципалитетами и правительством региона высказывалось мнение, что при предложенном варианте перераспределения дотационные МО могут оказаться в еще более плачевном положении.

Споры между правительством Иркутской области и муниципалитетами по вопросу межбюджетных отношений не утихали в течение месяца. Выходом из сложившейся ситуации стало продление льгот на имущество муниципальных организаций. Автором инициативы стал депутат Заксобрания Анатолий Дубас. Бескровный вариант компромисса был найден. Правительство и депутаты Законодательного собрания Иркутской области поддержали инициативу Анатолия Дубаса. Законопроект предполагал продление срока действия налоговой льготы на имущество муниципальных организаций.

Межбюджетная война закончилась 6 декабря 2016 года. Мэрия Иркутска, правительство Приангарья и Законодательное собрание региона пришли к согласованной позиции. На сессии 9 декабря 2016 года был рассмотрен законопроект губернатора Сергея Левченко. В свою очередь, стало известно, что глава областного центра отозвал инициативу, связанную с пересмотром нормативов налоговых отчислений в бюджеты муниципальных образований. По словам Дмитрия Бердникова, она утратила актуальность в связи с предложенным губернатором Сергеем Левченко законопроектом, существенно улучшающим положение муниципалитетов всех уровней в межбюджетных отношениях.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость