12 ноября 2019. Мэр Братска Сергей Серебренников поддержал инициативу мэра Ангарска Сергея Петрова о перераспределении налогов в пользу территорий, и предложил сформировать более эффективную и справедливую систему межбюджетных отношений. По словам главы города гидростроителей, только совестными усилиями областной власти и муниципалитетов возможно сформировать более эффективную и справедливую бюджетную политику, которая отвечала бы интересам всех территорий, сообщает ИА IrkutskMedia
"Состояние муниципальных бюджетов — одна из главных забот и главных проблем всех мэров территорий. Мэр Ангарска Сергей Петров выступил с законодательной инициативой увеличить отчисления в бюджеты муниципалитетов области на 5% от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и на 20% от налога по упрощенной системе налогообложения (УСН). Для Братска это увеличение составило бы плюсом 400 млн рублей в городской бюджет", — отметил Сергей Серебренников.
Ранее глава Братска выступил с законодательной инициативой весь транспортный налог оставлять на территориях. Сегодня он полностью уходит в областной бюджет, и это несправедливо — по нашим дорогам ездят автомобили, а налог (по Братску это больше 200 млн рублей) полностью уходит в область, считает мэр города.
Итого, в случае воплощения этих двух законодательных инициатив Братск получит дополнительно 600 млн рублей
"Сегодня потребность муниципальных образований значительна. Иркутск, Ангарск, Братск — три города Иркутской области, где сосредоточен основной промышленный потенциал региона. Напомню, областной бюджет — порядка 200 млрд рублей. За счет этих трех городов, в основном, осуществляется формирование регионального бюджета. Показатели Братска по объему промышленного производства выше среднеобластных. Но на практике бюджеты абсолютно всех территорий являются дотационными. Это тормозит развитие городов, усложняет выполнение полномочий местных органов власти", — рассказал Сергей Серебренников.
Еще в 2005 году, совместно с мэрами Саянска, Усть-Кута и других городов, власти Братска выработать единую систему межбюджетных отношений, которая бы удовлетворяла бы все муниципальные образования. Долго спорили, делали расчеты. Но не смогли прийти к единому показателю. Невозможно это сделать и сегодня. Потому, что территории разные, структура экономик муниципалитетов разная.
"Что необходимо сделать? Сегодня нужно поддержать те инициативы, которые предлагают мэры Ангарска и Братска. А по другим территориям вместе с правительством и Законодательным собранием региона, контрольно-надзорными органами выработать такой механизм поддержки территорий, который бы удовлетворял всех. Поэтому я поддерживаю инициативу мэра Ангарска. Совет Ассоциации муниципальных образований Иркутской области его инициативу тоже поддержал. Прошу правительство Иркутской области, губернатора, депутатов Законодательного собрания поддержать нас — с тем, чтобы мы могли стабильно работать, могли планировать развитие городов, заниматься благоустройством, ремонтами", — подчеркнул мэр Братска.
Он также добавил, что распределение бюджета должно быть более справедливым. Нужно более объективное отношение ко всем территориям Иркутской области, включая те города, которые являются локомотивами экономического роста. Должен быть механизм стимулирования территорий, которые работают с опережением.
Напомним, в октябре законодательная инициатива Сергея Петрова обсуждалась на заседании комиссии по экономическому развитию и финансам при Региональном совете Иркутской области, в которую входят мэры 18-ти территорий. Участники поддержали губернатора Сергея Левченко, который дал отрицательное заключение на законопроект. На возможные нарушения статей Бюджетного кодекса РФ указывается также в заключении областной прокуратуры.
Мэры, входящие в состав комиссии, одобрили другое предложение правительства Приангарья по стимулированию муниципальных образований: в проекте областного бюджета на 2020-2023 годы заложены средства на премирование тех территорий, у которых по итогам финансового года увеличение налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов будет выше среднеобластного. Весь объем такого прироста будет возвращаться назад в муниципалитеты, которые смогут распоряжаться этими средствами по своему усмотрению. В 2020 году на данные цели в областном бюджете предусмотрено 500 млн рублей, в 2021 и 2022 – по 700 млн рублей ежегодно.
Между тем заместитель председателя правительства Иркутской области Антон Логашов считает, что у законодательных инициатив мэров Ангарска и Братска нет экономических обоснований. Кроме того, эти инициативы не отвечают принципу равенства бюджетных прав муниципальных образований, закрепленных Бюджетным кодексом РФ.