27 декабря 2019. Назначение нового состава правительства Иркутской области стало одной из главных тем недели. И это, учитывая претензии отовсюду к предыдущим назначенцам, неудивительно. Несмотря на ожидания, обновила "начинку" в министерствах серого дома лишь небольшая часть кабинетов. Большинство остались с прежней, пусть и с оговоркой на минимальный "срок годности" в три месяца. Зато можно с оптимизмом отметить тот факт, что никакого "наплыва варягов" пока не произошло. В тоже время возникают вопросы к некоторым назначениям. Так видна отчетливая связь между врио и "Общероссийским народным фронтом". Многие политологи решения генерал-полковника посчитали логичными и верными, однако всякая монета имеет две стороны. Экспертные мнения о том, что выпало региону – орел или решка, подготовило ИА IrkutskMedia.
Положительной стороной решения о мизерном изменении состава правительства служит преемственность. Врио прилетел в регион всего несколько недель назад, поэтому кардинальные перемены могли выйти боком. Во-первых, такой шаг со стороны назначенного президентом Игоря Кобзева, что собственно произошло без учета мнения народа, обязательно спровоцировал бы непонимание со стороны жителей региона. Во-вторых, врио еще недостаточно осведомлен насчет того, что из себя представляет область. Большинство вопросов, в том числе областной бюджет, были проработаны министрами в других политических реалиях и с установкой на иную идеологию по понятным причинам, новые назначенцы могут упустить определенные детали и не оправдать проявленного к ним доверия.
Высшее руководство правительства осталось на девять месяцев, кроме того мы можем наблюдать на прежних местах ключевых министров, например, строительства, сельского хозяйства, спорта, весь социальный блок. Все это в значительной степени является сохранением преемственности, считает политолог Юрий Пронин.
"Что касается заявлений о неэффективности прошлого состава правительства и текущего, различных коррупционных обвинений, то сложно сделать какие-то выводы. Все-таки претензии были не ко всем, к тому же глава региона – это не судебная власть, поэтому увольнять всех подряд... Забота больше все-таки правоохранительных органов. Некоторые ведь ушли, быть может там есть и такого рода к ним претензии, они же не объявляют об этом", – отметил Юрий Пронин.
Историк и политолог Дмитрий Козлов поддержал мысль о сохранении преемственности и оценил решение положительно. С другой стороны стало непонятно, в чем вообще ранее заключалась необходимость менять людей?
"Как сам врио сказал, три месяца – это некий испытательный срок, преемственность плюс временность, помноженная на испытание. Разумеется, перемены вызвали ряд вопросов", – уточнил Дмитрий Козлов.
По мнению политолога Максима Зимина, новый состав правительства временный, поэтому и говорить о нем нужно, как о временном. Так, временное правительство было и в 17-м году, когда в нем "находилась всякая мешанина случайных людей – местных и приезжих". Говорить о том, что создана некая команда, политолог не стал, отметив, что ее нет и быть в данной ситуации не может. Врио губернатора – это, по сути, фигура временная, не стоит об этом забывать, подчеркнул респондент.
"Думать, что сейчас все перенастроятся и начнут выстраиваться в колонну за Кобзевым? Да сам врио этого не ждет. Сейчас некое "междуцарствие", после эпохи Левченко начнется совершенно другая эра, но в сентябре. До этого произойдет пара-тройка небольших потрясений. Полностью поддерживаю комментарий по этому поводу эксперта Кынева, что к "военному делу" такой состав непригоден", – подчеркнул Максим Зимин.
Политолог и публицист Сергей Шмидт назвал новый состав правительства сбалансированным. По мнению эксперта, сформировать его по-другому человек, который только начал входить в курс дела, не мог. Кроме того, относительно удачно было принято решение о тех, кого менять не стали. В данном случае важно подчеркнуть преемственность правительства, чтобы не создавать конфронтацию между чиновниками "Левченского" и наступающего "Кобзевского" периодов. В целом, по мнению респондента, два-три решения можно назвать ошибочными.
"Сложный вопрос, как поступать новому руководителю, когда он приходит в старый коллектив. Решение о трех месяцах с одной стороны правильное, но с другой существует мнение, и не только мое, что чиновники будут тратить время не на работу, а на демонстрацию лояльности. Поэтому Игорю Кобзеву нужно будет отделить зерна от плевел", – заявил Сергей Шмидт.
В свою очередь специалист по связям с общественностью, политконсультант Владислав Шиндяев связал решение о столь скромном изменении состава правительства с наступлением нового года, согласованном и принятом бюджете, который был сформирован профильными министерствами. Ожидать же от нового правительства каких-то серьезных достижений не приходится.
"Что такое исполнительная власть в регионе – это прежде всего 16 профильных министерств, и более 30 направлений, которые должны работать системно. Мы понимаем, что революции быть может совершать хорошо, но только не в этих ситуациях. В обычной, повседневной жизни к любому шагу нужно подходить осторожно и обдуманно. Поэтому заключая договоры на какой-то промежуточный короткий срок, врио губернатора дал себе отсрочку, чтобы не совершать неоправданных ошибок в текущей деятельности и не принимать скоропалительных решений. Конечно, с этим составом мы каких-то открытий и прорывов не добьемся, но и крупных провалов тоже не допустим", – рассказал Владислав Шиндяев.
Решение о переназначении большинства из состава правительства, по словам эксперта Алексея Петрова, совершенно ожидаемо и логично. Назначенный большинству срок в три месяца позволит разобраться в работоспособности чиновников.
Тем не менее открытий не добьемся, а жаль. И все-таки несколько решений врио вызвали интерес у всех политологов, кроме Алексея Петрова. Главными среди них стали отставка Валентины Перегудовой и назначение на ее место Елены Апанович – однофамилицы сопредседателя иркутского отделения ОНФ Сергея Апановича. Без внимания не осталась и информация о возможном назначении на должность министра по молодежной политике руководителя исполкома ОНФ Елены Зубун. Кроме того, вопросы вызвала ожидаемая, но не произошедшая, отставка министра здравоохранения Олега Ярошенко.
Так, Сергей Шмидт отметил, что понять почему вопрос о смене руководителя здравоохранения был отложен до 30 декабря не просто. При этом министр образования Валентина Перегудова была достойна сохранить свою должность. Почему опытного руководителя решили отправить в отставку эксперт предполагать не стал.
В свою очередь Владислав Шиндяев рассуждать о неком влиянии ОНФ не решился, но заметил, что министерство здравоохранения является на сегодняшний день, пожалуй, одним из острых социальных вопросов. По словам эксперта, кандидатур на место будущего министра не так много, как претензий в адрес действующего со стороны самых различных структур.
Зато ситуация, возникшая вокруг "Общероссийского народного фронта" заинтересовала политолога Максима Зимина. Эксперт считает, что возможное назначение на должность министра по молодежной политике главы регионального исполкома ОНФ – переоценка со стороны врио, как Елены Зубун, так и "Общероссийского народного фронта" в целом. Он заявил, что фронт в Иркутской области, как таковой, в принципе не существует.
"Конечно, были какие-то жалкие отдельные спорадические потуги, неплохие ребята, пытались что-то делать, но к Елене Зубун это вообще не относится. Этот Фронт что-то между женсоветом и советом ветеранов войны и труда. Говорить о том, что Зубун специалист, я бы не стал", – подчеркнул Максим Зимин.
Что касается министра здравоохранения, то, по словам эксперта, Олег Ярошенко заслуживает некоего уважения. Политолог уверен, что министру удается исполнять основные установки от башен Кремля. За этим, собственно, и кроется эффект несменяемости.
"Сложно судить о его компетенции, как руководителя системы здравоохранения, где-то он ломал через колено, но к какому министру здравоохранения не было претензий? Далеко не самый худший министр, другое дело, что все эти вещи связаны со здоровьем граждан, поэтому и досталось чуть больше, чем остальным. К тому же не стоит забывать о присутствии интереса к этому вопросу, как у Ростеха, так и у Минобороны", – уточнил Максим Зимин.
Также эксперт добавил, что министерство здравоохранения является важным рычагом исполнительной власти, поэтому кто будет олицетворять это направление дальше, во многом зависит от исхода предстоящих выборов.
Дмитрий Козлов также выделил возможное назначение Елены Зубун одним из главных вопросов к врио. В данном случае очевидно влияние взаимоотношений Игоря Кобзева с "Общероссийским народным фронтом".
"ОНФ при действующем главе региона выступает какой-то отдельной структурой, которая, между прочем, сыграла роль и в судьбе предыдущего губернатора. Это, в некоторой степени, относится к отставке министра образования. Еще один спорный момент – ситуация с министром здравоохранения, который имеет некую поддержку. Таким образом можно сказать, что глава региона, как основоположник чего-то нового – миф", – рассказал Дмитрий Козлов.
Кроме того, эксперт заметил, что представительство региона в Москве никогда ранее не играло такой большой роли. Кресло свободно и занято было недолго, врио, очевидно, в большей степени зависит от федеральной власти, поэтому место тоже является предметом торга.
Непонятной ситуация с отставкой министра образования показалась и политологу Юрию Пронину. Он порассуждал и о судьбе будущего руководителя аппарата правительства и министра здравоохранения.
"Не ясно, что будет с руководителем аппарата, причем он необязательно будет иметь такой вес, как предыдущий. Не совсем ясна ситуация с отставкой министра образования Валентины Перегудовой. Не знаю, чем руководствовались в этом случае, все не так провально. К ряду других министров может быть гораздо больше вопросов. К тому же возникает вопрос в связи с министром здравоохранения, думал, что шансы невелики остаться. Здесь бы я не имел какого-то большого сожаления, не столько потому, что Олег Ярошенко имеет плохие показатели, хотя там проблем хватает, а скорее из-за стиля работы. Слышал о неких связях министра с федерально-интегрированными группами влияния, в частности с Ростехом, посмотрим, что будет", – заявил Юрий Пронин.
Политолог Алексей Петров посчитал, что прогнозировать что-либо пока еще рано, нужно дождаться, когда все произойдет. Критика отдельных персон в прошлом правительстве, пока нецелесообразна, нужно разобраться.
"Отставка Валентины Перегудовой и назначение Елены Апанович вполне логична, человек далеко не случайный", – добавил Алексей Петров.
Таким образом никто не запрещает говорить о неком влиянии на решения врио со стороны "Общероссийского народного фронта", который принял непосредственное участие в судьбе предыдущего главы региона, а сейчас становится некой вспомогательной структурой – надежной и влиятельной. Ведь, как заметил Дмитрий Козлов, любому генералу нужен фронт. При этом далеко не все решения врио зависят от самого врио, все переплетено, поэтому некоторые из элементов наследия Сергея Левченко, которые критиковались тогда и сейчас, уверенно держатся на плаву. При этом большинству министров врио дал три месяца на то, чтобы проявить себя. Кто придет на смену временно исполняющих обязанности пока неизвестно.
Традиционно в любой организации новым сотрудникам или новой команде, с точки зрения того же трудового законодательства, предоставляется испытательный период. Здесь не новая команда, не предприятие, а государственная структура с государственными служащими, но приемы использованы те же, что и в обычном трудовом законодательстве. По словам политолога Владислава Шиндяева, три месяца для основного состава правительства и есть этот испытательный срок. Врио должен оценивать конкретную деятельность каждого конкретного министра и его команды в процессе совместной работы. В итоге будут рекомендованы люди, соответствующие новым требованиям. Не исключено, что ряд специалистов придется привлечь из других регионов страны.
В свою очередь Юрий Пронин отметил, что "нашествия варягов" пока ждать не стоит. Конечно, спустя три месяца произойти может многое, но кардинальные изменения более вероятны в сентябре.
"Было бы странно, если бы глава региона, только что приехавший в регион, сразу бы набрал людей. Поэтому могу сказать, что решение вполне разумное. Но интересно, что будет в сентябре. Если врио изберут, то наступит второй раунд. Как показывает практика регионов, начнется давление, чтобы уже другие люди приехали", – добавил Юрий Пронин.
Политолог и историк Дмитрий Козлов уверен, что врио во многом побаивается делать какие-то резкие движения. Так, приход Игоря Есиповского принес кардинальные изменения, здесь же ничего подобного, поэтому о таком количестве варягов из Воронежа и МЧС говорить сложно.
Таким образом знакомые лица в правительстве региона лишь вопрос времени. Нашествие варягов пока не произошло, однако не случилось этого по большей части из-за возможного негодования жителей региона и, собственно, довольно небольшим назначенным Игорю Кобзеву "сроком правления". А время летит так быстро, что некоторые граждане могут вовсе не заметить, как наступят выборы нового губернатора. Сможет ли народный фронт прикрыть тылы Игоря Кобзева, будет ли серьезный противник – вопросы актуальны.
Сложно сказать, как текущие решения врио повлияют на предстоящие выборы. Многое зависит от того, как будет работать Игорь Кобзев, от соперников на выборах и реальных политических конкурентов. Сейчас еще рано говорить о том, что, например, партия КПРФ однозначно примет участие. Кандидат от коммунистов будет, но далеко не самый сильный, считает политолог Юрий Пронин.
В свою очередь Сергей Шмидт полностью уверен в том, что коммунистическая партия примет участие. Причем у нее есть все шансы на победу, позиции очень сильны.
"Борьба обещает быть серьезной. Тут речь идет не только о губернаторских выборах, но и выборах в Госдуму в 2021 году. Если говорить о позиции врио, то она довольна осторожная. На данный момент можно сказать, что Игорь Кобзев не совершал и не совершает каких-то кардинальных действий. Это в свою очередь позволит свести на нет ошибки при формировании команды", – уточнил Сергей Шмидт.
По словам Максима Зимина, врио, как и действующее правительство, вряд-ли когда-либо избавится от приставки. При этом предлог для отставки Сергея Левченко был крайне неубедителен. С одной стороны ему предъявляли много различных обвинений, в том числе по поводу аэропорта, лесной отрасли, махинациях с лифтами, а с другой – тема наводнения. И в результате причиной назвали наводнение, где на самом деле к бывшему губернатору особых претензий быть не может. Таким образом назначение врио – очередной эксперимент, "как с подопытными мышами".
"Ну если уже очевидна какая-то коррупционная составляющая, тогда пора уже принимать меры. Но вместо этого у нас придираются к потопу, где к Левченко реальных претензий нет. Только эмоциональные картинки в телевизоре о том, что люди чего-то недополучили, у кого-то в подвале вода. Вот этим назначением, непонятным по сути, недовольны ни те, ни другие. Что Кремль хочет сделать в этой ситуации? Явно не то, чтобы положить конец конфликтам и стабилизировать ситуацию в регионе. В целом интересен сценарий, если Игоря Кобзева пустят в расход на выборах, создадут некую пугалку, чтобы все элиты позабыли о разногласиях и объединились ради великой прибайкальской идеи", – отметил Максим Зимин.
При этом Дмитрий Козлов обратил внимание на то, что врио не относит себя к какой либо партии, речь скорее идет о Народном фронте, возможно, такому человеку, как Кобзев, ближе подобные вещи. С одной стороны присутствует преемственность, с другой интересна долгосрочная эффективность. К тому же КПРФ еще не сказала своего последнего слова, поэтому прогнозировать выборы пока сложно, существует множество сценариев.
Таким образом эксперты с одной стороны подтвердили возможность участия врио в предстоящих губернаторских выборах, а с другой – шансы на победу при честной борьбе оценили низко. Во-первых, это связано с тем, что Игорь Кобзев, как ни крути, был назначен вопреки воле народа, по крайней мере без спроса. Во-вторых, то количество времени, которое ему выделили не позволит кардинально изменить ситуацию в регионе в лучшую сторону, тем более с тем же составом, который был до него. Действительно, "Общероссийский народный фронт" при оказанной его представителям чести перестанет "плакать" по поводу подтопленных домов, однако едва ли это изменит реальную действительность. Кроме того, если при ликвидации последствий паводка на пострадавших территориях пострадают другие муниципалитеты, жители региона могут отложить свое понимание на потом. Такой расклад возможен, ведь на сегодняшний день складывается ощущение, что главу государства волнует тема конкретного инцидента (ликвидация последствий наводнения), а развитие региона в целом не играет столь важной роли.
Более того, политологи не исключили сценария, при котором исполняющий обязанности главы региона действительно окажется временным. При неудачном сложении различного рода конфигураций генерал-полковник выступит неким громоотводом. Если реальных кандидатов, кроме врио на выборах не окажется, а сам он не будет вселять уверенность в людей, то вполне уместно станет отдать голос за местного представителя партии "Единая Россия", против исполняющего обязанности губернатора. Не стоит забывать, что независимо от политических предпочтений жители региона, вероятно, предпочтут видеть "за рулем" такого-же жителя региона или хотя-бы сибиряка. Чего о Игоре Кобзеве и его команде точно не скажешь, ведь, как утверждают эксперты, ближе к сентябрю 2020 года в Иркутскую область приедет много гостей – друзей врио. Текущий состав правительства действительно временный и существует лишь для того, чтобы сохранить преемственность и лишний раз жителей региона не "дразнить".