Конституция 2020. Что может поменяться в главном документе страны

Некоторые из ключевых поправок имеют неоднозначную трактовку

22 января 2020. Президент Российской Федерации Владимир Путин в рамках ежегодного послания к Федеральному Собранию на 2020 год поделился инициативой по внесению значительных изменений в Конституцию государства. Спустя пять дней после этого президент внес проект поправок на рассмотрение в Государственную Думу. Созданная на прошлой неделе комиссия, которая должна была менять Конституцию страны, собралась лишь однажды. При этом поправки на сегодняшний день выглядят довольно размыто. Например, неясно, каким образом будет происходить принятие неодобренных президентом федеральных законов в Госдуме. Также вызывают вопросы повышающаяся роль Государственной Думы, дополнительное влияние главы государства на судебную систему и новый орган власти – Государственный совет. Подробнее о предложенных поправках – в материале ИА IrkutskMedia.

Так, было решено изменить пункт т статьи 71 о федеральной государственной службе. Планируется ввести ограничения для замещения государственных или муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе в связи с наличием иностранного гражданства, вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание в другой стране.

Также президент предложил дополнить статью 75, речь в которой идет о денежной единице РФ, функциях центрального банка страны, налогах и займах. Новой – пятой частью гарантируется, что минимальный размер оплаты труда не будет ниже прожиточного минимума. В шестой части подчеркивается, что в регулярном порядке должна осуществляться индексация размера пенсий.

Часть третья дополнит статью 77, состоящую на данный момент из двух частей, которые гласят об установке системы органов власти субъектами РФ и о единой системе исполнительной власти в государстве. Теперь главой государства может быть гражданин страны старше 30 лет, постоянно проживающий в РФ и не имеющий другого гражданства, в общем чуть строже, чем у государственных и муниципальных служащих. По отношению к нему могут быть установлены дополнительные требования.

Статью 78, посвященную полномочиям федеральных органов, было предложено дополнить частью пятой, которая уточняет критерии для руководителя федерального государственного органа, аналогичные третьей части 77 статьи, за исключением постоянного проживания в РФ и дополнительных требований. То есть до вступления в должность гражданин мог проживать в другом государстве.

Статью 79 было предложено изложить в новой редакции. Ранее в ней говорилось о том, что РФ может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя государства. Теперь это положение дополнено следующим:

Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, не подлежат исполнению в РФ.

Кроме того, было решено изложить статью 81 в новой редакции. Теперь часть третья статьи имеет положение о том, что главой государства может быть избран гражданин РФ, достигший 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее иностранного гражданства, вида на жительства в другой стране или иных документов. Требование об отсутствии иностранного гражданства не распространяется на жителей России, которые ранее имели гражданство государства, принятого или часть которого была принята в состав РФ.


Президент. Фото: Пресс-служба президента

Пункт а статьи 83 о том, что президент назначает председателя правительства РФ с согласия Государственной Думы, было решено изложить в иной редакции. Отныне президент назначает председателя правительства страны, кандидатура которого утверждена Госдумой по представлению главы государства, и освобождает председателя правительства от должности.

Также было решено дополнить статью пунктом б.1, в соответствии с которым глава государства утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти или вносит изменения по предложению председателя правительства РФ. Также председатель правительства определяет органы в структуре федеральных органов исполнительной власти, которыми руководит президент, и которыми руководит кабмин страны. В том случае, если председатель правительства будет освобожден от своей должности, то вновь назначенный не представляет главе государства предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Еще одним дополнением статьи стал пункт в.1. В нем говорится о том, что президент принимает отставку премьер-министра, его заместителей, а также федеральных министров и руководителей федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит глава государства.

Пункт д статьи 83 теперь гласит о том, что президент назначает на должность и отстраняет заместителей председателя правительства и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой.

Предложено добавить пункт д.1 – президент назначает на должность и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая ряд федеральных министров) лишь после консультации с Советом Федерации. 

Пункт е теперь говорит о том, что глава государства предоставляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность председателя Конституционного суда РФ, его заместителя, судей Конституционного суда РФ, председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей. Назначает председателей, их заместителей и судей других федеральных судов.

Пункт е.1 отныне гласит – президент предоставляет Совету Федерации кандидатуры на должность генерального прокурора и его заместителей, а также вносит предложения об освобождении их от должности.

В соответствии с новым пунктом е.3 глава государства назначает и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ и иных прокуроров (кроме городских, районных и приравненных к ним) после консультация с Советом Федерации.

Также новый пункт, но е.4, говорит о том, что президент вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий судей Конституционного суда РФ, судей верховного, кассационных и апелляционных судов в случае совершения поступка, порочащего честь и достоинство судьи. При этом не разъясняется, какой поступок будет считаться плохим.

Кроме того, было решено дополнить статью пунктом ж.1 – глава государства формирует Государственный Совет РФ в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики РФ и приоритетных направлений социально-экономического развития государства. При этом статус Госсовета РФ определяется федеральным законом.

Было предложено изложить в новой редакции часть вторую статьи 95. Ранее она гласила, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Теперь же за этими словам следует – ...представители РФ, назначаемые президентом, число которых составляет не более 10% от числа членов Совета Федерации.

Кроме того планируется дополнить статью частью 2.1, о запрете на наличие двойного гражданства и возраст старше 30 лет.


Гражданство. Фото: Александр Хитров, ИА PrimaMedia

В статье 102 решено внести поправки в часть первую пункт ж. Теперь к ведению Совета Федерации относится не назначение на должность судей Конституционного и Верховного судов, но назначение на должность по представлению президента РФ председателя Конституционного суда, его заместителя и судей, председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей.

Также планируется дополнить статью пунктом к – к ведению Совета Федерации относится проведение консультаций по предложенным президентом РФ кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров) [...].

Помимо этого были предложены дополнительные пункты л и м. В первом речь идет р проведение Советом Федерации консультаций по предложенным президентом кандидатурам на должность прокуроров субъектов РФ, а во втором – о возможности Совета по представлению президента прекращать полномочия судей из-за совершения поступка, порочащего честь и достоинство судьи.

В части первой статьи 103 указано изложить пункт а – в ведение Совета Федерации относится утверждение по представлению президента кандидатуры председателя правительства РФ. Также статью решено дополнить пункт а.1, согласно которому Совет должен утверждать кандидатуры заместителей премьер-министра и федеральных министров (за исключением указанных в пункте д.1 статьи 83 Конституции РФ) представленных председателем правительства.

Часть третья статьи 107 Конституции РФ была предложена в новой редакции. Ранее она гласила, если президент Российской Федерации в течение 14-ти дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Госдума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Теперь она имеет продолжение – ...Если президент в течение указанного срока обратится в Конституционный суд страны с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса. В том случае, если Конституционный суд подтвердит конституционность федерального закона, глава государства должен подписать его в течение трех дней после вынесения решения судом. В ином случае президент возвращает закон в Государственную Думу без подписания.

В связи с этим было предложено внести изменения в часть вторую 108 статьи. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14-ти дней подлежит подписанию президентом Российской Федерации и обнародованию. Продолжение аналогично выделенному фрагменту новой редакции части третьей статьи 107 Конституции РФ.

После послания президента о запрете на двойное гражданство было решено дополнить статью 110 Конституции РФ, в которой идет речь о правительстве и его составе. Новая третья часть статьи посвящена председателю правительства, его заместителю, федеральным министрам и иным руководителям федерального органа. То есть к ним будут применены аналогичные требования, что были озвучены в статье 77.

В первой части статьи 111 отныне говорится в том, что премьер-министр назначается президентом после утверждения его кандидатуры Государственной Думой. В части второй уточняется, представление по кандидатуре председателя правительства вносится в Госдуму президентом не позднее двухнедельного срока после вступления в должность самого президента, отставки правительства, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры главы кабмина Госдумой, освобождением от должности или отставкой президентом председателя правительства. 

Статью 112 было предложено изложить в новой редакции.

– Пункт первый: председатель правительства не позднее недели после своего назначения должен представить главе государства предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (если предыдущий премьер-министр не был освобожден от своей должности).

– Пункт второй: глава кабмина должен предоставить на утверждение кандидатуры своих замов и министров (за исключением тех, что обозначены в пункте д.1 статьи 83). При этом Государственная Дума должна принять решение по представленным кандидатурам в течение недели.

– Пункт третий: заместители председателя правительства и федеральные министры, чьи кандидатуры утвердила Госдума, назначаются президентом. В данном случае президент не в праве отказать в назначении.

Запрет на двойное гражданство также отразился на статье 119 Конституции РФ, посвященной критериям кандидатов в судьи. Как и президент, желающие вершить судьбы людей должны постоянно проживать в стране, включая требования, которые были ранее.

В новой редакции изложена и статья 125 о Конституционном суде, его структуре и полномочиях. В первой части теперь сказано, что Конституционный суд является высшим судебным органом конституционного контроля в России, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя [...]. Теперь он состоит из 11-ти судей, включая председателя Конституционного суда Российской Федерации и его заместителя. Ранее суд состоял из 19-ти судей.


Правосудие. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia

Кроме того, статья дополнена частью 5.1, в которой уточняются обязанности Конституционного суда. Последний теперь, по запросу президента, проверяет конституционность законов, до того как их подпишет глава государства. Также суд разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ. Кроме того, Конституционный суд по запросу президента Российской Федерации проверяет конституционность законов субъектов государства до их подписания высшим должностным лицом субъекта страны.

Более того, было решено дополнить статью частью восемь, согласно которой Конституционный суд осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом.

Статья 128 отныне гласит – председатель Конституционного суда, его заместитель и судьи, председатель Верховного суда, его заместитель и судьи назначаются Советом Федерации по представлению президента. Председатели, их заместители и судьи других судов назначаются главой государства в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается федеральным конституционным законом.

Также в новой редакции предлагается изложить статью 129 Конституции РФ, посвященную прокуратуре и генеральному прокурору. Так, прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, осуществляющим уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также исполняющим иные функции. Все это определяется федеральным законом.


Суд. Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia

Генпрокурор и его заместители назначаются на должность и освобождаются от нее Советом Федерации по представлению президента. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность и освобождаются от нее главой государства после консультаций с Советом Федерации. Иные прокуроры (кроме городских, районных и приравненных к ним) назначаются и освобождаются от должности президентом. В свою очередь судьбу городских, районных и приравненных к ним прокуроров определяет генеральный прокурор.

Статью 132 было решено дополнить частью третьей. В ней сообщается о том, что органы местного самоуправления и государственной власти входят в единую систему публичной власти в РФ и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на местах.

Ранее в статье говорилось, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями.

Изменения произошли в статье 133 Конституции РФ. Ранее она сообщала, местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами

Теперь же местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту и на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций и полномочий, имеющих государственное значение, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. 

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость