6 марта 2020. Обсуждение национального проекта по поддержке малого и среднего предпринимательства вызвало жаркие споры между представителями бизнес-сообщества Приангарья и чиновниками на очередном совещании в "Точке кипения". Говоря о мерах поддержки для МСП, реализуемых в регионе, участники мероприятия пришли к выводу, что их популяризация в Иркутской области оказалась не такой эффективной, как хотелось бы. Спустя год после включения региона в нацпроект многие компании в Приангарье даже не знают какую помощь им могут предложить институты развития. В итоге некоторым организациям не удается сохранить свое положение на рынке и они закрываются. Подробнее о пробелах в реализации проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" в Иркутской области — в материале ИА IrkutskMedia.
Несмотря на призыв модератора совещания — члена совета ИРО "Опора России" Александра Логунова — о конструктивной беседе, вести диалог без критики и пререканий у участников мероприятия явно не получилось. Споры возникли уже во время обсуждения итогов 2019 года. Согласно данным tдиного реестра субъектов МСП Федеральной налоговой службы, которые озвучила заместитель министра экономического развития Иркутской области Татьяна Макарычева, в 2018 году в регионе было зафиксировано 89,8 тысячи субъектов МСП. В 2019 году их стало на 900 меньше. За каждым закрытым бизнесом — налоги, рабочие места и ущерб (достаточно существенный для предпринимателей). Однако чиновники попросили не ориентироваться на эти цифры. Якобы данные представленные налоговой службой не такие точные. Правильная информация будет известна лишь в апреле.
"Пока в ближайшее время желательно на эти цифры не смотреть. Недавно проводилась встреча с руководителем налоговой службы. Он предложил подождать некоторое время. Реестр субъектов МСП в 2018 году был передан из Иркутскстата. Соответственно, данные немного разные. Они почистят реестр, уберут фирмы, которые уже закрыты, но все еще числятся в списках. Поэтому снижение численности это пока не показатель работы правительства региона и предпринимателей. Примерно со следующего года будет уже понятна динамика, которая есть на самом деле", — подчеркнул и.о. главы Минэка Приангарья Владимир Гордеев.
Но как можно говорить о прозрачности показателей в реализации нацпроекта, если даже данные по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства неправильные? К тому же снижение числа предпринимателей в регионе говорит о том, что мер поддержки для предпринимателей в Иркутской области явно не достаточно, либо их популяризация идет не на том уровне. Точную информацию по реализации проекта по популяризации МСП не удается получить даже отделению "Опоры России". Чиновники объясняют это тем, что отчетах есть персональные данные. А какой именно объем информации доводить до регионального отделения организации должна решать федеральная "Опора России".
Даже если не смотреть на цифры, озвученные региональным Минэком, представители бизнеса в Иркутской области явно нуждаются в еще большей поддержке государства. Большую часть денег, выделенных на популяризацию предпринимательства в регионе, вполне можно было бы потратить гораздо эффективнее и направить их на помощь уже действующим бизнесменам. Хотя приход новых компаний — это хорошая перспектива. Но зачем столько сил и средств вкладывать в открытие ИП, если меры поддержки в реальности либо мизерные, либо сложные и неэффективные. В итоге, в регионе появятся только разочаровавшихся в предпринимательстве молодые люди. Тогда результаты нацпроекта покажутся не такими прекрасными, а скорее сомнительными.
Просвещение военных и школьников — не первая необходимость. Учениками вполне может заниматься Минобразования. Можно просто на уровне межведомтсвенных рекомендаций включить в школьную программу уроки по основам предпринимательства. А средства нацпроекта направить на развитие и масштабирование бизнеса в Иркутской области.
Но все же деньги решили выделить именно на просвещение школьников и студентов. Хотя кто из них точно станет бизнесменом в лучшем случае станет известно лишь через несколько лет. Между тем, по словам Владимира Гордеева, национальный проект по предпринимательству — это федеральный тренд. Минэк РФ транслирует этот тренд по все территории России. В рамках нацпроекта есть некие стандарты, по которым работают и власти региона. А все имеющиеся институты развития и меры поддержки — федеральная повестка. Получается, что работа в регионе ведется в рамках того, что по сути ведет федеральный Минэк. И сегодня главная задача — посмотреть, достаточно ли этого, либо мы "что-то должны докрутить".
"Это федеральный проект и соответственно федерация (в лице Минэка РФ) определяет то, с какими целевыми группами работать. Отказаться популяризировать предпринимательство, например, среди военных мы не можем. Но если мы считаем, что есть какие-то группы, те, кто должен дополнительно туда входить, то за региональный ресурс мы можем это делать", — подчеркнул Владимир Гордеев.
Получается, что ни чиновники, ни предприниматели в регионе не знают, что делать с навязанным со стороны федерации проектом по популяризации. Никто не понимает, что просвещать население в части бизнеса все равно нужно. Деньги на эту деятельность выделены, приказ сверху дан. Причем чиновникам не столь важно кого просвещать — военных, школьников, студентов или другие группы населения. А предприниматели, в свою очередь, возмущаются, что основной акцент не делается на поддержку уже действующего бизнеса. Однако и.о. главы регионального Минэка подчеркнул, что популяризация среди предпринимателей — это уже не просвещение, а повышение квалификации. Он также призвал участников совещания не путать два подпроекта.
Заместитель министра экономического развития Иркутской области Татьяна Макарычева поддержала коллегу, еще раз подчеркнув, что данные ФНС — не показатель. Ведь объем налоговых поступлений от предпринимателей в консолидированный бюджет в 2019 году составил 9 млрд рублей. Это на 12% больше, чем в 2018-м. На информацию об увеличении поступлений налогов в бюджет присутствующие в зале бурно отреагировали. По мнению участников совещания, данные показатели скорее заслуга политики ФНС, но точно не чиновников и институтов поддержки. К тому же согласно последним данным пресс-службы УФНС по Иркутской области, поступления налогов и сборов в бюджет Иркутской области в январе 2020 года упали почти на 16%. Но все же чиновники от данных налоговой службы отмахиваются, и просто предлагают работать дальше, искренне не понимая, чего еще не хватает предпринимателям.
"Не нужно говорить, что у нас предприниматели умирают. Дайте нам направление, мы ждем от предпринимателей предложений", — сказала Татьяна Макарычева.
Сейчас власти региона ждут предложений от бизнеса, чтобы "докрутить" национальный проект. Что опять же непонятно, ведь все требования к программе спускаются от федерального Минэка.
Что сложнее — вести бизнес в регионе или открыть его? И то, и другое — невозможно без поддержки государства. Главным вопрос в любом случае станет "Где взять деньги?". По словам предпринимателей, начать свое дело сейчас стало гораздо сложнее. Одну из важных мер поддержки для МСП отменили еще два года назад. Если раньше "стартаперы" могли взять деньги у государства безвозмездно, то сейчас финансовые средства можно получить только на возвратной основе.
Как заметил Владимир Гордеев, в 2018 году ОНФ проводилось исследования на сколько эффективны меры поддержки, выделяемые в виде субсидий. Оказалось, что на те деньги, которые выделялись в 2015-2018 году — были поддержаны фактически только моногорода, что оказалось крайне неэффективным. Примерно по четверти субсидий были возбуждены уголовные дела. Все остальное было с крайне низкими эффектами деятельности (достижениями). Соответственно на федеральном уровне принято решение — прекратить поддержку предпринимателей на невозвратной основе. Сейчас основной упор делается на возвратные инструменты. То есть взять финансы на открытие бизнеса можно только с учетом возврата. Но тогда какой же стимул заняться бизнесом будет у тех же школьников. Ведь открыть дело — возможно не сложно. Но нужно заранее знать в какой сфере лучше развиваться и пойдет ли бизнес "в гору" или закроется. Но возвращать деньги, например, в Фонд микрокредитования, все же придется. Поэтому гораздо важнее — не популяризировать предпринимательство, а поддерживать и развивать уже действующие компании, улучшать бизнес-климат в регионе, снижать налоги.
"Стартапы финансируются некредитными деньгами. Если мы говорим о венчурном бизнесе — 16% компаний погибают. Из-за незнания рынка, они создают продукт, который не нужен. На территории нужно развивать институты, так называемые "бизнес-ангелы". Это инвестирование на ранней стадии. Нужна площадка для объединения людей, которые готовы инвестировать. Это первое. Второе предложение. Нужно формировать в рамках Минэка отраслевые комитеты. Ведь у всех предпринимательских отраслей разные проблемы. В стройке — одни, в туризме — другие. Нужно работать с разными проблемами. Та же IT-отрасль, например, не имеет перспектив в Иркутской области. А в том же Новосибирске есть технопарк, подготовленная площадка, которая позволяет развиваться", — отметил зампредседателя ИРО "Опора России", предприниматель Алексей Волков.
Идею разделить меры поддержки на отрасли одобрил и недавно назначенный и.о. заместителя председателя правительства Иркутской области Руслан Ситников. Чиновник отметил, что в регионе также необходимо развивать сферу маркетинга. Ведь проблемы у бизнеса одни и те же, а источники у всех разные. Те виды поддержки, которые есть — они универсальные, но в то же время они подходят не всем отраслям.
"Есть взгляд чиновника, а есть участника бизнеса. Основная проблема, помимо финансов — это продажи, маркетинг. Институты развития поддержки маркетинга и продаж в регионе на низком уровне. Продажники — уникальная профессия. И этому уделяется мало внимания. Эти институты необходимо развивать. Если мы не будем иметь таких специалистов, мы никуда не двинемся. Мы понимаем проблему низкой добавленной стоимости нашего продукта. Основная задача, которая у нас находится в приоритете в стратегии, это в первую очередь улучшение благосостояния население, территории области в результате экономического роста. Мы прекрасно понимаем, что бюджет растет, но благосостояние не увеличивается. Проблема в низкой добавленной стоимости продукта. И как бы мы не старались зарплаты у людей тоже не растут. Одно из протокольных поручений сегодня — я бы хотел видеть отраслевые направления", — сказал Руслан Ситников.
Руководитель регионального подразделения Российского экспортного центра Мария Куликова отметила, что сегодня многие предприниматели не знают о всех мерах поддержки, которые представлены в регионе. Но одна сторона никогда не бывает виновата. Видимо популяризация мер поддержки в Иркутской области не такая высокая. Кроме того, компании сами не достаточно интересуются тем, что у них есть.
"Хотела бы предложить по возможности собрать все меры поддержки, которые представлены в регионе и распределить их в рамках уровня развития той или иной компании. Предложить им тот набор услуг, которые необходимы, чтобы предприниматели понимали как ими пользоваться. Потому что в любом случае виден колоссальный уровень поддержки, но как это объединить, чем пользоваться, что компании нужно сейчас — никто не понимает, ни сами институты поддержки, ни предприниматели. Поэтому нужно поработать в этом направлении всем вместе", — резюмировала глава регионального подразделения Российского экспортного центра.
Кстати в регионе уже несколько лет звучит идея о создании интерактивной карты, где будут представлены все меры поддержки для предпринимателей. Но документа до сих пор никто не видел. По словам директора Фонда поддержки предпринимательства Приангарья Натальи Давыдовой, карту надеятся представить на "Байкал Бизнес форуме" (16+) весной 2020 года. Пока она дорабатывается.
Встреча в "Точке кипения" в очередной раз показала, что реализация проекта по поддержке предпринимательства в регионе явно идет не в том ключе. Бизнес-сообщество и чиновники в регионе — все еще пытаются услышать друг друга. У представителей власти много программ, встреч, проблем Тулуна, совещаний, отчетов перед всеми. А предпринимателям просто нужно услышать, где в рамках нацпроекта есть недоработки, кто в этом виноват и кто может помочь их решить. Несмотря на прекрасные отчеты, вопросы у бизнесменов по-прежнему возникают. Роста в сфере малого и среднего предпринимательства в регионе, согласно данным ФНС, все еще нет. Поэтому властям Иркутской области важно понять — куда бросить все силы в рамках национального проекта — на популяризацию или поддержку МСП, для кого создавать мероприятия. И наконец, вести работу не только навязанную федерацией, а исходя из потребностей региона. В любом случае, все меры поддержки, представленные в Иркутской области, должны быть удобны и доступны. Иначе бизнес в регионе так и будет балансировать на грани закрытия. И спасти экономику Приангарья лишь повышением ставки по налогам для бизнеса точно не удасться.